Шанс на выживание
В последнее время экспертное сообщество вырабатывает план антикризисных мер, наряду с государственными структурами. На этой неделе глава министерства национальной экономики Ерболат Досаев на правительственном часе сообщил, что разрабатывается антикризисная программа до 2025 года. Exclusive.kz решил предоставить слово экс-главе Казахстанского института развития индустрии, независимому консультанту Ануару Буранбаеву, который предложил свой антикризисный рецепт и изложил тезисы по стимулированию экономического роста в РК:
Принципы долгосрочной экономической политики определены в Стратегии 2050 и Концепции вхождения в 30-ку. Документы были приняты в 2013 году, логично было бы предположить, что должны были измениться все основополагающие среднесрочные политики. Однако ключевой документ Стратегический десятилетний план разработан не был. Действующий Стратегический план 2020 был подготовлен в рамках Стратегии 2030. Возможно, мое мнение будет не популярным, но прежде чем делать правительству и обществу желательно договориться по следующим направлениям:
Что такое диверсификация и какова желаемая структура экономики к концу каждой пятилетки? До настоящего момента нет понятного определения со стороны правительства, что такое диверсификация в случае с Казахстаном
1) Какова будет экономическая модель развития? Сейчас страна находится на этапе, движимом факторами, заявлен переход на модель «догоняющего роста» до 2030 года движимую инвестициями, но в среднесрочных документах нефтегазовый сектор и сельское хозяйство определены основными драйверами развития, фактически консервируется факторная модель роста. Что необходимо сделать для доведения уровня инвестиций до желаемых 28-30% от ВВП, и как избежать перегрева. Экспортная модель заявлена основной, но при этом импортозамещение остается горячей темой.
2) Что будет приоритетом для государства в каждую пятилетку? При ограниченности ресурсов невозможно развивать все сразу. Нужны ясные сигналы для бизнеса, что в реальном приоритете и куда государство будет направлять основные инвестиционные потоки. Если до 2020 года это инфраструктура и сельское хозяйство, то так и надо прямо говорить.
3) Какова роль государства? Будет это проактивный игрок в стиле девелопменталисткой традиции или же это будет свободный рынок, в канонах неоклассической экономической школы. Сейчас есть раздвоение сознания. Как пример одновременные задачи на привлечение ТНК и взращивание Национальных чемпионов. Эти два подхода из разных историй. Будет ли со стороны государства разумный протекционизм и как он будет реализован с учетом ограничений ЕАЭС и ВТО?
4) Как будут строиться взаимоотношения реального и финансового секторов? Будут ли применяьтся регуляторные нормы для перенаправления финансовых потоков из торговли, потребительского кредитования, недвижимости и добывающего сектора в обрабатывающую промышленность и торгуемые сервисные сектора.
5) Как будет вестись подготовка к переходу после 2030 года к экономике знаний? Как Казахстан будет позиционировать и брендировать себя в борьбе за таланты? Необходим план действий, в реализацию заявленных в Стратегии 2050 задач по приобретению, накоплению и созданию механизмов генерации знаний.
При обсуждении возможной экономической политики необходимо учитывать реальный внутренний и внешний контекст при ее реализации. Ключевые внешние факторы: завершение сырьевого суперцикла и вхождение в период 10-15 лет относительно низких цен на сырье и продукцию первых двух переделов его переработки; движение интеграционных процессов в нашем макрорегионе (ЕАЭС и Один путь-Один пояс «Экономический пояс нового шелкового пути»), рост развивающихся рынков и технологическая революция. Ключевые внутренние факторы: Стратегия 2050, Концепция по вхождению в 30-ку развитых государств мира, Стратегический план 2020, реализуемые институциональные реформы. Не трогая, политические и идеологические аспекты и учитывая реализуемые институциональные реформы мое видение следующее.
Первое, нужно определиться со среднесрочными целями и создать понятный обществу и исполнителям образ желаемого будущего. Слово диверсификация произносят как мантру, но нет четкого ответа на вопрос что такое диверсификация для Казахстана?
Ключевой документ экономического блока – прогноз социально-экономического развития РК 2016-2020 не содержит ясного ответа на данный вопрос. Модернизация экономики на основе диверсификации принимается как одно из ключевых направлений. Однако, что это такое, как она будет проводиться, или будет вестись подготовка к ней, и как будет измеряться прогресс в этом направлении, в документе не отражено. Документ содержит индикативные показатели изменений год к году по компонентам ВВП расходным методом. Но не содержит желаемую структуру ВВП доходным методом, по которому можно судить об изменениях в создании добавленной стоимости различными секторами экономики. Кроме того, признается, что структура ВВП не претерпит существенных изменений. Основные усилия предполагается направить на поддержку нефтегазового и аграрного секторов экономики.
Второе, необходимо определиться с экономической моделью. До настоящего момента нет чёткого ответа на вопрос: что будет основным «двигателем» экономического роста и развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу?
В послании президента Казахстанский путь 2050 и в Концепции по вхождению в 30-ку говориться об «окне возможностей» для индустриализации «догоняющего роста» в ближайшие 15 лет до 2030 года по созданию сильного обрабатывающего сектора по примеру Южной Кореи и Сингапура. Но при этом выпал ключевой фактор такого догоняющего развития – высокий уровень валового накопления (инвестиций) основного капитала. Хотя в исследовании «Казахстан 2050: На пути к современному инклюзивному обществу», которое легло в основу Стратегии 2050 и Концепции вхождения в 30-ку, указан требуемый уровень капитальных вложений 30-35% от ВВП для использования «окна возможностей» на протяжении этого периода. То есть Казахстану необходимо перейти от модели роста движимой факторами к модели, движимой инвестициями. Однако концентрация основных усилий на нефтегазовом секторе и сельском хозяйстве по факту фиксирует модель, движимую факторами, где основное конкурентное преимущество достигается за счет экономической ренты.
Если посмотреть ретроспективу, то уровень инвестиций выше 25% был в период с 2001 по 2009 годы. Если вы помните, то эти годы за исключением 2009 года, были наиболее удачными для развития и «жирными» в экономической жизни страны. Однако направление инвестиций было в основном в добывающий сектор и недвижимость. При этом исторически доля государственных инвестиций за счет бюджетов всех уровней составляла 18-22% от общего размера инвестиций. Текущая программа «Нурлы Жол» создает инвестиционный поток, но он явно недостаточен для выхода на желаемый уровень.
Важный вопрос, куда должны быть направлены государственные инвестиции?
Первое и наверно принимаемое всем обществом направление — это создание общественных благ. Автомобильные и железнодорожные дороги, инфомагистрали, магистральные линии электропередач, магистральные водоканалы, иными словами инвестиции в инфраструктурный «скелет», который еще очень слабый на сегодняшний день. Такие инвестиции помимо прямых вливаний денег в экономику дают еще и долгосрочный экономический эффект через повышение экономической стоимости: удешевление перевозок, лучшая связь между регионами страны, повышение плодородия земель, повышение качества жизни и так далее. Но наверно еще более важны инвестиции в социальную инфраструктуру как «твердую» в виде новых школ, больниц, университетов и так далее, так и в «мягкую», создание образовательного контента, систем предоставления образовательных и медицинских услуг, устранение информационного неравенства.
Второе направление более спорное, следует ли государству соинвестировать или гарантировать коммерческие проекты. Мое мнение, что это необходимо делать в исключительных случаях, в секторах наибольшего приоритета которые создают долгосрочную конкурентоспособность страны и куда эволюционный приход частных инвестиций маловероятен.
Большой вызов - это возможность привлечения ПИИ в Казахстан. Да Казахстан показывал рекордные цифры по привлечению ПИИ, но их направление лишь подтверждает правило: ТНК идут и инвестируют туда, где есть избыток ресурсов, гарантированный сбыт или крупный конкурентный рынок. У Казахстана за исключением недр и земли избыточных ресурсов и крупных рынков нет. Для привлечения ТНК придется создавать для них лучшие условия по сравнению с другими территориями. И только инвестиционным климатом, людьми и прочим этого не добиться. Нужны будут целенаправленные усилия для заманивания ТНК через создания преференциальных режимов и возможно соинвестирования. Лучший пример как Израиль привлекал и продолжает удерживать Intel с 1975 года. И как Intel пришел в Коста-Рику.
Третье, важно определиться с экономическими приоритетами. Кто мы как страна и где наше место в региональном и глобальном разделении труда?
В долгосрочных документах ответ на этот вопрос описан в общих чертах. Экономическая политика должна детализировать это видение на конец каждого пятилетнего периода. Это перекликается с первым тезисом.
Казахстан должен строить экспортноориентированную модель экономики, и это нашло отражение в текущих политиках. Для реализации этого принципа любая государственная поддержка должна распространяться только на объекты, имеющие долгосрочные конкурентные преимущества в не сырьевом экспорте.
Наши возможности по-прежнему лежат в использовании наших страновых эндаументов: земля, недра, транзит и энергетика. Алгоритм движения может лежать от перехода к ресурсо- и энергозатратным производствам (нефтедобыча и переработка, металлургия, минеральное сырье и продукты первичной переработки и т.д.), к региональному процессингу (нефтехимия, металлопрокат, пищевая промышленность, производство напитков, удобрения и химические продукты) и потом через производство инновационных продуктов для региональных рынков (тонкая и специальная химия, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение, производство оборудования и бытовой техники и т.д.) к производству глобальных инновационных продуктов для глобальных рынков. В настоящий момент большая часть нашей промышленности относится к первому типу производств с небольшим количеством конкурентных предприятий в региональном процессинге. В среднесрочной перспективе необходимо акцентированное развитие регионального процессинга. Несмотря на всю привлекательность лозунгов о переходе к экономике знаний и инновационному развитию, этот переход не возможен без накопления знаний и компетенций. То же производство новых материалов невозможно без компетенций в производстве металлов, полимеров и пластиков, базовых химических продуктов. Развивать роботехнику и гибкие производственные системы невозможно без компетенций в сборочных производствах и машиностроении. Цифровизация производств это лишь инструмент, помогающий повысить эффективность в том числе через изменение технологий производства и бизнес моделей, но вы должны обладать навыками производства продукта в текущих технологиях. И так далее.
Четвертое, какова роль государства? Несмотря на набирающую последнее время популярность неоклассического подхода с ее концепцией свободного рынка, продолжающего идею классической школы, что рынок все сам расставит по местам, реальные страновые кейсы показывают, что это не так в случае с развивающимися странами. Большинство стран, достигших успеха и прорвавшихся в «первый» мир придерживались скорее девелопменталисткого подхода, базирующегося на немецкой экономической школе, признающего необходимость временного государственного протекционизма и вмешательства. Обрабатывающий сектор по-прежнему важнейшая часть сбалансированной экономики любого государства. Другой вопрос, что производственные услуги занимают все большую долю в обрабатывающем секторе, на это повлиял и глобальный тренд передачи на аутсорсинг ранее внутренних сервисных операций в производственных компаниях.
Государственная поддержка и экспортная дисциплина основа построения сильного обрабатывающего сектора, связанных с ним торгуемых секторов услуг и последующего перехода к «экономике знаний» движимой инновациями. Это подтверждают, как успешные примеры Японии, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура, менее успешный пример Малайзии и неуспешные примеры Индонезии, Филиппин, Таиланда.
Пятое, взаимоотношения между реальным и финансовым секторами. Что важнее следование «Вашингтонскому консенсусу» или развитие страны?
История зарождения, развития, расцвета и падения казахстанского финансового сектора хороший пример, что свободный рынок посылает сигналы, идущие в разрез с интересами развития общества и государства. В отсутствии ясных сигналов в виде регуляторного воздействия экономические субъекты максимизируют прибыль и краткосрочные результаты. Большая часть кредитного портфеля наших банков это потребительские кредиты, кредиты торговле, добывающему сектору и строительство. Из них реальную добавленную стоимость создает только добывающий сектор. Остальные сектора фактически занимаются перераспределением этой ренты. При этом обрабатывающий сектор и сельское хозяйство страдают от инвестиционной недостаточности.
Надежды на приход иностранных банков оправдались при высоких ценах на сырьевые товары и возможностях зарабатывать на обслуживании добывающих компаний и перераспределении стоимости, создаваемой ими. Как только возникли проблемы с этими процессами, иностранные финансовые институты покинули рисковую казахстанскую юрисдикцию. Мое мнение может быть очень непопулярным, но возможно имеет смысл изменить регулирование и поддержку финансового сектора с целью создания стимулов для финансирования реального производственного несырьевого сектора с четкой привязкой к экспорту.
К сожалению, не сложился инвестиционный механизм с использованием фондового рынка. На мой взгляд, здесь сошлись две причины, первое отсутствие реальных внутренних институциональных инвесторов и излишне жесткие требования к эмитентам. За исключением КУПА и потом частных пенсионных фондов серьезных долгосрочных институциональных инвесторов не появилось, так как все более или менее привлекательные компании выбирали для размещения иные площадки. Сами КУПА, пенсионные фонды и биржа не избежали «агентской» проблемы. Возможно, нужно принять кардинальное решение о снижение требований к эмитентам. Так как на биржевой площадке в основном присутствуют квалифицированные (профессиональные) инвесторы, то имеет смысл перебалансировать разделение рисков между биржей и инвестором. Инвестор должен сам отвечать за принятые инвестиционные решения, а эмитенты проводить более качественную и агрессивную предпродажную подготовку.
Либерализация и дерегулирование секторов, и переход к саморегулированию будет поднимать серьезный вопрос о финансовой и имущественной ответственности в случае причинения вреда. Страховой рынок может и должен предложить финансовые инструменты позволяющие закрыть возникающие риски нанесения ущерба.
Шестое, уже сейчас необходимо создавать основу экономики знаний движимой инновациями. Как Казахстан будет позиционировать себя в конкурентной борьбе за таланты?
Экономика знаний это переход от конкуренции на базе экономической ренты к конкуренции на базе инновационной ренты. Ее могут создавать только люди. Если Казахстан предполагает к 2030 году перейти к построению экономики знаний, то мы должны вступить в конкуренцию за таланты. К сожалению, сегодня мы проигрываем в этой игре. Цифры эмиграции и иммиграции подтверждают это.
Конкуренция за таланты будет только усиливаться. Уже сейчас важно начать готовить общество и страну к этому процессу. Я сознательно не буду задевать социокультурных аспектов благоприятной среды для взращивания, удержания и привлечения талантов, остановлюсь на более технических деталях, которые являются частью экономической политики.
Первый и важный шаг создать правильное видение, какой должна быть страна для привлечения талантов. Мое мнение, Казахстану по силам стать региональным центром для их привлечения. Мы уже являемся точкой притяжения для миграции из стран Центральной Азии, важно изменить качество мигрантов и расширить географию. Еще более важно, сделать так, что бы талантливые казахстанцы не покидали страну. И делать это не на уровне взывания к патриотизму и лозунгов, а через создание комфортной среды обитания. В общих чертах то ее можно описать так. Безопасность – общественная, экологическая, техногенная. Доступность качественных общественных благ – образование, медицина, отдых и развлечения. Возможность профессиональной самореализации.
Казахстан одна из немногих стран, которая шла против глобального тренда на урбанизацию. Были как объективные причины в виде эмиграции около 3,8 млн. человек за период с 1990 по 2014 год, с большим удельным весом городского населения, и иммиграции в основном в сельскую местность, так и субъективные причины, связанные с низкой географической мобильностью жителей. В результате число городских жителей по сравнению с 1990 годом уменьшилось с 57% до 55%, то сельское выросло с 43% до 45%. Если же еще исключить малые города, то ситуация будет еще сложнее. Нужно просто признать, что невозможно создать равные условия по доступу к общественным благам в крупных городах и на селе или малых городах при наших расстояниях и концентрации населения. Одним из решений может быть более активное поощрение передвижения людей из сел в крупные города. Есть планы по развитию агломераций, но они не содержат мотивационных элементов для повышения географической мобильности. Для этого необходимо опережающее развитие инфраструктуры жизни, развитие обрабатывающей промышленности, связанных с ней секторов услуг и сервисных секторов для создания рабочих мест в крупных городах и агломерациях.
Концентрация населения при наличии комфортной среды обитания создаст условия по переходу количества в качество, позволит аккумулировать и создавать знания. В связи с ограниченностью ресурсов и населения Казахстану желательно создать два – три мегаполиса, которые будут в состоянии конкурировать на региональном уровне с мегаполисами восточной части РФ, Ташкентом, Урумчи.
Необходимо инвестировать в развитие университетов с целью вхождения нескольких из них в мировые рейтинги. Формировать медицинские кластеры в мегаполисах.