Чрезмерное использование Нацфонда – опасный популизм властей
Власти внезапно резко увеличили расходы госбюджета за счет нефтедолларов Нацфонда. Делается это в полном противоречии с экономической логикой, которую правительство утвердило в декабре 2021 года. У этого решения будут негативные последствия прямо сейчас, но они станут фатальными, когда наступит реальный кризис.
Резкое увеличение расходов бюджета и трансфертов из Нацфонда
Сейчас в парламенте утверждается крайне большая корректировка республиканского бюджета на текущий 2022 год, предложенная правительством. Значительный рост бюджетных расходов будет направлен на реализацию поручений президента, озвученных в этом году, а также на реализацию других неотложных обязательств государства. Мажилис уже утвердил эту корректировку бюджета и нет никаких сомнений, что сенат сделает то же самое. Наш парламент уже давно действует как простая нотариальная контора, фиксирующая вредные популистские бюджетные решения исполнительной власти.
В парламенте министр финансов Ерулан Жамаубаев сказал, что расходы республиканского бюджета на этот год будут увеличены на 2,7 трлн тенге (рост на 18%!). Из этой суммы на реализацию новых поручений президента предлагается направить 1,8 трлн тенге. Увеличение расходов пойдет на повышение боевой готовности и оснащенности силовых структур и органов по чрезвычайным ситуациям, поддержку регионов и бизнеса, повышение доходов населения, обеспечение продовольственной безопасности страны и диверсификацию экономики.
В ноябре 2021 года, когда утверждался республиканский бюджет на 2022 год, планировалось, что среднегодовая цена на нефть будет в районе $60 за баррель и два трансферта из Нацфонда (гарантированный и целевой) будут в размере 2 трлн 950 млрд тенге. Сегодня правительство ожидает, что среднегодовая цена на нефть вырастет до $90 и, чтобы профинансировать резко возросшие расходы бюджета, оно решило увеличить общую сумму трансфертов из Нацфонда до 4 трлн 580 млрд тенге (рост на 1,6 трлн или на 55%!).
Правительство делает противоположное тому, что оно планировало
В одном из недавних интервью министр национальной экономики Алибек Куантыров дал объяснения по такому резкому увеличению использования Нацфонда в 2022 году. «Сейчас у нас весьма благоприятные цены на нефть и в этом году будут дополнительные поступления в Нацфонд, часть из них мы сможем использовать во благо нашей экономики и наших граждан».
Такое оправдание министра поручений президента по росту государственных расходов вызывает шок, поскольку это напрямую противоречит тому, что министерство национальной экономики говорило в конце прошлого года. В частности, в декабре 2021 правительство утвердило проект указа президента – «Концепция управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года» (далее Концепция), в которой было сказано следующее.
«Обеспечение устойчивости бюджета и снижение волатильности фискальной политики будут обеспечиваться за счет системы контрцикличных фискальных правил. Контрцикличное правило по гарантированному трансферту из Нацфонда позволит больше сберегать средства в Нацфонд при высоких ценах на нефть и поддерживать бюджет при низких ценах на нефть».
Я уже писал о проблемах «Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года». Снова получилась еще одна имитация реформ, несмотря на то что в бюджетной политике Казахстана есть большие проблемы, которые очень негативно влияют на экономику страны. Вышеуказанная цитата о сути контрцикличных фискальных правил – одно из немногих хороших предложений правительства в этом документе. В нем адекватно даются объяснения, почему процикличная бюджетная политика – это очень плохо, и почему в Казахстане надо использовать контрцикличную политику.
Однако, не прошло и четырех месяцев, как правительство решило забыть про контрцикличные бюджетные правила и вернуться к крайне вредной процикличной политике. И все это делается для того, чтобы оправдать недавние популистские решения президента по резкому увеличению государственной помощи экономике и населению за счет нефтедолларов Нацфонда. Все это еще раз подтвердило, что новые власти продолжают худшие традиции времен первого президента, к которым относятся крайне низкий уровень бюджетного и макроэкономического планирования и, что самое плохое — отсутствие бюджетной дисциплины.
Помимо этого, в Казахстане отсутствует прозрачная и независимая система оценки эффективности государственных расходов и инвестиций, направленных на развитие экономики (индустриализация, сельское хозяйство и так далее), в результате чего громадные государственные средства были потрачены впустую или были просто разворованы, при этом практически никто не понес наказания. Такое состояние дел было очень удобно для осуществления различных злоупотреблений с государственными финансами и создается впечатление, что новые власти пытаются сохранить эту систему.
Почему сейчас нельзя увеличивать трансферты из Нацфонда
Крайне высокая зависимость экономики Казахстана от экспорта сырья и отсутствие диверсификации экономики приводит к большому влиянию стоимости нефти на рост экономики, инфляцию, процентные ставки и курс тенге. Циклические и шоковые изменения цен на нефть требуют использования фискальной и монетарной политик, которые должны быть специфическими для недиверсифицированных стран – экспортеров нефти таких, как Казахстан.
Суть контрциклической бюджетной политики для нефтяных стран заключается в том, что государственные расходы не должны резко меняться ни при низкой, ни при высокой цене на нефть. Благодаря правильному контрциклическому использованию нефтяного фонда (Нацфонда) создается макроэкономическая стабильность в стране за счет стабилизации: экономического роста, бюджетных расходов, инфляции, курса нацвалюты. В результате снижения зависимости экономики от цен на нефть создается благоприятная среда для развития частного бизнеса и для диверсификации экономики.
Несмотря на эту очевидную экономическую логику, начиная с кризиса 2008-2009 бюджетная политика властей в Казахстане было процикличной. В результате в стране постоянно высокая инфляция, высокие процентные ставки и непрерывно девальвирующий тенге. В благоприятные периоды высоких цен на нефть правительство должно было резко сократить финансирование расходов правительства со стороны Нацфонда, но оно практически никогда не делало этого! При высоких ценах на нефть оно продолжало и даже увеличивало финансирование экономики за счет нефтедолларов, наращивая социальные расходы, а также увеличивая госфинансирование неэффективных госпрограмм развития экономики (индустриализация, сельское хозяйство, и так далее).
Другой очень большой проблемой процикличной бюджетной политики в Казахстане является то, что в результате непродуманных действий текущих и прошлых властей нарушена долгосрочная устойчивость государственного бюджета и пенсионной системы. Из-за чрезмерного использования Нацфонда при высоких ценах на нефть сегодня бюджетные расходы слишком высокие (не соответствуют экономическим реалиям в стране) и они крайне сильно зависят от трансфертов нефтедолларов из Нацфонда. В результате у властей очень мало фискального пространства для противостояния серьёзным кризисам.
Например, если сейчас вдруг возникнет новая кризисная ситуация, из-за чего нам все-таки перекроют трубу по экспорту нефти, то правительство немедленно встанет перед невозможностью финансирования крайне высоких бюджетных расходов за счет Нацфонда, а других возможностей преодоления кризисов у нас просто нет.
«Наезды» правительства на Нацбанк – с больной головы на здоровую
Несмотря на то, что правительство продолжает свою крайне вредную процикличную бюджетную политику, оно пытается переложить свою вину на Нацбанк. В частности, на прошлой неделе при обсуждении в парламенте описанных ранее поправок в республиканский бюджет, заместитель премьер-министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев внезапно стал критиковать Нацбанк. В частности, он сказал.
«Действительно, банки не кредитуют экономику. Если раньше у них кредиты в экономике к ВВП составляли более 50 процентов, сейчас составляют около 30. Абсолютно важный вопрос с точки зрения макроэкономики и вообще развития экономики. Из-за того, что базовая ставка высокая, правительство вынуждены поддерживать реальный сектор экономики, выделяя средства на судсидирование, на пополнение уставного капитала наших фондов, чтобы они кредитовали экономику. Также, помимо этого, для финансирования дефицита бюджета мы привлекаем средства на фондовом рынке по более высокой процентной ставке из-за того, что у нас базовая ставка высокая. Абсолютно верный вопрос, базовая ставка влияет на всю экономику, поэтому Нацбанку необходимо пересмотреть подходы по формированию базовой ставки».
Говоря такие вещи, министр финансов переворачивает всё с ног на голову, уводя дискуссию подальше от проблем текущей бюджетной политики. Любой студент, изучающий экономику и финансы, скажет, что процентные ставки на рынке на прямую зависят от инфляции в стране. Поэтому, если министр финансов хочет снизить базовую ставку в Казахстане, то первое, с чего что он должен сделать – перейти от процикличной бюджетной политики (которая разгоняет инфляцию) к контрцикличной. К сожалению, наше правительство уже много лет планирует сделать это, а воз и ныне там.
Второе, что должно сделать правительство – это прекратить кредитование бизнеса и населения по ставкам ниже рыночных. На сегодня в банковской системе 16 трлн тенге ликвидных активов или 42% от всех активов банковской системы. Большая часть этих ликвидных активов может быть направлена на кредитование бизнеса, однако банки не могут этого сделать, поскольку государство выступает недобросовестным конкурентом, раздавая кредиты по очень низким ставкам.
Выдавая кредиты по нерыночным процентным ставкам, государство имеет конкурентное преимущество, которого в помине нет у коммерческих банков. Несмотря на то, что, по сравнению с кредитным портфелем всей банковской системы, государство субсидирует очень малую часть кредитов, такой подход приводит к тому, что все текущие и потенциальные заемщики считают процентные ставки банков несправедливыми и пытаются всеми силами выбить дешевое государственное финансирование. Это очень сильно ограничивает рост кредитных портфелей банков, выдаваемых по рыночным ставкам.
В некоторых небольших секторах кредитования экономики, государство, благодаря недобросовестной конкуренции, смогло вытеснить частный бизнес практически целиком. Это касается кредитования сельского хозяйства, лизинга и ипотечных кредитов. Даже если банки и участвуют в госпрограммах в этих секторах финансового рынка, они лишь выступают агентами правительства по передаче заёмщикам дешевого государственного финансирования. То есть, в этих секторах для банков уже полностью исчезли такие понятия, как конкуренция и рыночные отношения.
Искаженное понимание роста благосостояния населения
Повышение благосостояния населения всегда объявлялось приоритетом первого президента. Однако в реальности в Казахстане была построена государственно-семейно-олигархическая экономическая система, которая фактически работала во благо только узкого круга лиц, приближенных к президенту. Такая система подавляла рост малого и среднего бизнеса, ухудшала инвестиционный климат, создавала громадную социальную несправедливость и неравенство, приводила к коррупции, и в итоге снижала реальные доходы большинства населения. Именно такое положение вещей и высокая инфляция стало фундаментальными причинами массовых протестов в январе этого года.
Все попытки властей повысить доходы населения за счет нефтедолларов из Нацфонда немедленно сходят на нет на из-за роста цен, дорогих кредитов, ослабления тенге. Все это происходит из-за двух фундаментальных проблем:
- отсутствие контрциклической бюджетной политики;
- отсутствие развитой рыночной экономики в Казахстане.
В результате, вот уже десятилетия наша экономика не меняется, оставаясь коррупционной, неэффективной, низко-производительной, с глубокой сырьевой зависимостью, что напрямую сдерживало рост благосостояния населения.
После трагических январских событий правительство по поручению президента разработало и утвердило программу повышения доходов населения. И снова власти идут по старому провальному пути. Снова для повышения доходов населения усиливается использование Нацфонда, и никто не собирается решать фундаментальные проблемы, которые снижают производительность и эффективность экономики. К сожалению, власти не могут понять, что без повышения производительности невозможен рост благосостояния населения, а непродуманное использование Нацфонда для роста доходов населения приведет к инфляции, которая сразу снизит эти самые доходы.
Фото на обложке: Турар Казангапов.