«Пиррова» победа экспертов
Ситуация с несостоявшимся радикальным снижением порога по выплатам НДС с 1 января 2017 года, выглядит как личная неудача министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева и демонстрация роста влияния экспертного сообщества. Но так ли это на самом деле? Более очевидным трендом , проявляющимся в нынешней экономической ситуации, является боязнь проведения структурных реформ , задевающих существенные экономические и социальные интересы.
« Не про и не контра»
Г-ну Бишимбаеву, впрочем, удалось найти изящный выход , указав на то , что внесенный в парламент законопроект не содержал положений о немедленном, с 1 января будущего года введения режима плательщиков НДС на значительную часть малого бизнеса. Беспрецедентно резкие оценки экспертов отчасти стали отдавать чрезмерной бдительностью по отношению к уровню фискальной нагрузки с их стороны и к тому же недостаточно тщательного изучения внесенного в парламент законопроекта. Это, однако, выглядит скорей тактическим трюком , дающим отсрочку для нерешенных стратегических проблем. Один из наиболее весомых аргументов экспертов в том, что предлагаемая бюджетная политика « является не про и не контрцикличной» и желание перенести более значительную часть налоговых выплат на несырьевой МСБ , никак не сочетается с сокращением неэффективных бюджетных расходов и с последовательностью в сокращении роли государства в экономике и вливаний в институты развития. ( Эксперты, в частности, называют сопоставимыми размеры дополнительных налоговых поступлений от расширения применения НДС и вливания в БРК. На относительно небольшой БРК, правда, приходится примерно половина долгосрочных кредитов казахстанской банковской системы и соответственно финансирования инвестиционных проектов через банки). Определенная эклектика в предлагаемых министерством экономики подходах проявлялась в ходе обсуждения антикризисных программ еще в июне, до смены премьер –министра . Министерство главным образом акцентировалось на инвестиционных проектах в рамках « Нурлы Жол» и перераспределения средств ЕНПФ . Ожидания же в тот момент были связаны скорей с проведением структурных реформ сокращением объемов вливаний в квазигосударственный сектор и опасениями относительно быстрого исчерпания Нацфонда при низких ценах на нефть. То, что текущие поступления в бюджет нефтегазового сектора, правда, при прогнозной цене в 40 долларов за баррель, примерно вдвое ниже ежегодного трансфета из Нацфонда в бюджет, стало одним из аргументов с правительственной стороны в пользу расширения налоговой базы. Возможно, от министерства экономики трудно ждать какой-то большей определенности по поводу сокращения бюджетных расходов и урезания расходов институтов развития, учитывая то, что многие из этих программ являются детищем самого г-на Бишимбаева, возглавлявшего до прихода в министерство национальной экономики холдинг «Байтерек». В то же время ситуация в экономике, вероятно, будет требовать ужесточения фискальной политики и инвестиционных программ , возможно, за исключением важнейших инфраструктурных проектов. И это наряду с тем, что правительство исходит из предпосылок роста деловой активности , налогов и медленного роста цен на нефть.
«Структурный коллапс»
Очень важным выглядит также то, в какой степени сохраняется готовность властей осуществлять какие-то структурные изменения. Особенно, если они не популярны и даже способны вызвать протесты в бизнес и экспертном сообществах, поскольку задевают интересы больших социальных групп. Последним таким тестом были смотрящееся на первый взгляд куда более безобидно изменения в законодательстве , связанные с уточнением вопросов, связанных с арендой земли иностранцами. Тот кризис повлек кадровые перестановки из -за недостаточно активной разъяснительной работы нескольких министерств, в результате которых Г-н Бишимбаев возглавил министерство национальной экономики . Ответ на готовность производить реформы любой ценой вновь оказался отрицательным . При этом не следует видеть в стремлении расширить количество плательщиков НДС только негатив , поскольку слишком многочисленные изъятия крайне затрудняют его администрирование, создают определенную коррупциогенность и возможность произвольного толкования налоговиками каких то ситуаций , где белый сектор соприкасается с серым.
В ноябре прошлого года руководство Комитета госдохов Минфина обосновывало необходимость изменений именно тем , что «НДС по своей природе тот налог, который необходимо платить, и слишком большое количество освобождений, которое существовало в экономике, приводит к чрезмерной налоговой нагрузке на крупный и средний бизнес».Налоговики также считали, что в возмещении НДС нуждаются не только экспортеры, но и компании из других секторов с высокой налоговой нагрузкой, но это осуществить невозможно в условиях существующей собираемости НДС в целом по экономике.
Председатель Комитета госдоходов Даулет Ергожин в преддверии кризиса говорил о том, что многие инвестиционные проекты, финансируемые из региональных бюджетов или проекты нацкомпаний, имеют изъяны в плане выплат НДС, поскольку в них задействованы поставщики из теневого сектора . Генподрядчикам многих проектов в тот момент были разосланы схемы с указанием наличия поставщиков – фиктивных или сомнительных компаний с комментариями о том, что интерес налоговиков не означает начала налогового расследования, но пожелание привести в порядок бухгалтерию. Первый квартал этого года принес рекордные сборы НДС, и это было связано не только с облегчением налоговых обязательств в связи с девальвацией, но и с тем, что в наступившие суровые кризисные времена «не до таких тонкостей как презумпция невиновности налогоплательщиков». Отсутствие каких –либо изменений и расширения круга плательщиков означает, помимо облегчения для МСБ , сохранения предпосылок для максимальной жесткости режима и стиля налогового администрирования. Шансы МСБ, не платящего НДС и продающего свои товары и услуги не только в рознице, получить контакты от крупного бизнеса крайне невелики. И это очень важное обстоятельство в условиях сокращающегося внутреннего спроса. Из –за существования двойной бухгалтерии также крайне затруднено и банковское кредитование части МСБ. Плюсы от более эффективного администрирования НДС приходились бы, однако, на ту часть экономики, которая давно прозрачна и не находится в тени.
В общем, перспективы для небольших бизнесов при сохранении нынешнего статус-кво даже при не увеличении налоговой нагрузки, выглядят также не слишком радужно . При продвижении законопроекта , однако , акцент делался больше на фискальный эффект и получения для бюджета дополнительно 167 миллиардов тенге. Казахстан, по оценкам правительственных экономических ведомств, имеет «самый высокий в мире порог по неуплате НДС». По оценкам оппонирующих экспертов, он на самом деле не очень существенно отличается от российского, и очевидно, существование таких высоких порогов отражает страновую специфику, связанную с низким доверием бизнеса к государственным институтам. На успешные структурные изменения, связанные с режимом налогообложения для выхода из тени рассчитывать крайне сложно. Пожалуй, единственным основанием для оптимизма по итогам беспрецедентной дискуссии по НДС, стало высказанное министром экономики намерение искать комплексные подходы для бизнеса, смягчающие ситуацию, в том числе с учетом предстоящего роста социальных налоговых платежей.