ЕНПФ: остров невезения
Теперь уже не ослабление, а укрепление тенге негативно сказывается на доходности пенсионных накоплений.
Нацбанк и ЕНПФ привели ключевые показатели, связанные с инвестированием пенсионных активов по состоянию на 1 января, дающие возможность оценивать успешность этого процесса по итогам года. При этом в декабре сошелся целый ряд неблагоприятных факторов, создающих негативный эмоциональный фон и влияющих на общий реформистский настрой в пенсионной системе. Помимо покупки облигаций «Бозгул Аурум» за счет собственных средств ЕНПФ и потерь, связанных с депозитом в Казинвестбанке, таким фактором стало укрепление тенге, повлиявшее на переоценку вложений в валюте. На начало декабря средневзвешенный биржевой курс составлял -335,71 тенге за доллар- на конец 332,34 тенге. Значительно более заметным укрепление оказалось в январе, что явно скажется на январской доходности пенсионных вложений.
Доходность чуть ниже инфляции
В результате, пожалуй, наиболее важный показатель - доходность выше инфляции по итогам года - не был достигнут в прошлом году. Еще по итогам ноября его достижение казалось весьма вероятным. Рост стоимости пенсионных активов с начала года составлял 8,13% при инфляции в 8.5%. Однако, в конце декабря доходность снизилась до 7,95%. Отрицательные результаты повлияли на настроения части вкладчиков, решивших, что это следствие сделки с облигациями «Бозгул Аурум». На результатах января будет также сказываться произошедшее укрепление тенге и, возможно, январское влияние на доходность будет даже большим. Вложения в активы в иностранных валютах выросли у ЕНПФ за 2016 год с 16 до 23% в полном соответствии с директивами на 2016 год и инвестиционной декларацией фонда. Повышение валютной части пенсионных активов было «работой над ошибками» пенсионной системы в 2015 году, когда, несмотря на доходность выше 15%, трудно было говорить об удовлетворенности вкладчиков, поскольку она была далека от масштабов девальвации тенге по отношению к доллару в 2015 году. После этого увеличение доли валютных активов ЕНПФ было вполне органичным решением, которое остается, вероятно, правильным в долгосрочной перспективе, поскольку оно снижает валютные риски. По крайней мере, Фонд, управляемый государством или вернее Нацбанк, осуществляющий управление пенсионными активами, должен поступать именно так, выполняя директивы и формируя структуру активов, которая выглядит долгосрочно оптимальной.
Конфликт интересов в действии
С другой стороны, именно в ситуации с валютой пенсионных инвестиций проявляется конфликт интересов государства и частного управляющего. В ситуации 2015 года любой частный управляющий использовал бы по максимуму лимиты вложений в валютные бумаги, и доходность по системе была бы выше продемонстрированных 15% в тенге. С другой стороны, трудно представить себе руководство Нацбанка, которое абсолютно бестрепетно конвертировало бы пенсионные накопления, усиливая и так существовавшее давление на тенге, уровень долларизации, и лишая возможности квазигосударственные компании и банки иметь хотя бы часть обязательств в тенге, в условиях роста валютной части долгов. В последние два месяца дилемма выглядела, конечно, менее остро, но, тем не менее, попытка оперативно конвертировать пенсионные доллары в укрепляющийся тенге, вероятно могла бы повлиять на масштабы этого укрепления. Все- таки речь идет об очень больших деньгах. Заработанный за 2016 год инвестиционный доход составляет 531 миллиард тенге, в целом все средства вкладчиков выросли за год на 1,05 триллиона тенге. Общий объем активов ЕНПФ составил 6. 69 триллионов тенге. Учитывая, складывающиеся тренды, соотношение активов ЕНПФ и Нацфонда, составляющее сейчас немного больше, чем 1 к 3, будет меняться в пользу пенсионных накоплений, но это очень продолжительный процесс.
Дисциплинирующие высокие ставки
Рост доли активов, инвестированных в валюте с 16 до 23%, имел и еще одно следствие в виде удорожания тенговых инструментов для традиционных претендентов на пенсионные деньги в лице банков и квазигосударственных компаний. Если бы не вложение более чем 400 миллиардов тенге в валютные инструменты, в основном в доллары, у Нацбанка возникли бы серьезные сложности с размещением этих денег надежным заемщикам на ценовых уровнях существенно выше существовавшей инфляции. Квота, отведенная на обусловленное финансирование МСБ по ставкам от 14.5 до 16%, не была выбрана крупными банками, посчитавшими это фондирование очень дорогим. Нацбанк в этих условиях проявил твердость, связанную с размещением пенсионных средств, что позволило повысить доходность вложений во многих сегментах, включая госбумаги, облигации, в том числе квазигосударственных эмитентов и банковские депозиты. Доступ к дешевому пенсионному фондированию перестал быть одним из конкурентных ресурсов по крайней мере на 2016 год.
Казахстанские пенсионеры, по-прежнему, не инвесторы в Доу-Джонс
Рост вложений в валютные инструменты происходил в 2016 году крайне неравномерно. Весьма значительно выросла доля вложений в иностранные госбумаги - 620% за год, инвестиции в корпоративные иностранные облигации и бумаги международных финансовых организаций не росли и даже немного снижались. Еще одним сегментом, где увеличение происходило достаточно быстро (на 37%), стали акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов.
Правда, этот рост происходит на очень небольшой доле пенсионных активов- менее 0,3% (в 2016 году быстрей роста всех активов ЕНПФ (14,5%), росли лишь вложения в облигации квазигосударственных эмитентов- более чем на 60%).
Между тем, значительная часть вкладчиков, если бы у них был какой -нибудь выбор, предпочла бы видеть существенную часть своих вложений (не 0,23%) в акциях компаний из мировых фондовых биржевых индексов. Длинные вложения в акции при высококвалифицированном управлении позволили бы будущим казахстанским пенсионерам участвовать в росте мировой экономики. Такие инвестиции до определенной степени также противоестественны для центральных банков, которые по определению должны быть консервативны. Вероятно, с портфелями акций лучше справляются частные управляющие, которым к тому же недурно иметь какой-то мандат от вкладчиков.
Потеря темпа
Общим впечатлением является то, что декабрьского негативного фона могло и не быть, если бы решения, связанные с передачей пенсионных активов в управление, принимались быстрее. Возможно, даже ситуация с криминальной покупкой облигаций «Бозгул Аурум» -следствие неопределенности и вакуума на рынке. Вероятно, замедление связано с тем, что до сих пор не ясен потенциальный круг управляющих пенсионными активами, прежде всего в тенговой части. Кроме того, передача в управление пенсионных активов также связана с темпами приватизации, которые должны ускориться после послания главы государства и началом функционирования МФЦА. В то же время, Нацбанк уверен, что валютная часть портфеля ЕНПФ должна управляться примерно на тех же принципах и требованиях к управляющим, что и ЗВР и активы Нацфонда, при том что получаемая там доходность часто также оценивается достаточно критически.