Горнолыжный курорт Кок-Жайляу окупится к 2038 году
Но для этого потребуется особое условие: курорт не должен будет платить налоги, став свободной экономической зоной, а гектары, на которых будет расположен Кок-Жайляу, должны быть сданы в аренду частникам.
К такому выводу пришел exclusive.kz. Защитники проекта рассчитывают, что ежегодно курорт будут посещать 1 млн туристов. Желательно – иностранных, поскольку сама идея превращения национального парка в лыжные трассы, рестораны, кафе и отели возникла на почве идеи фикс о создании собственного туристического кластера. Как только курорт будет создан, к нам массово хлынут кататься на лыжах жители Индии, Китая, Пакистана. По всей видимости, туристам из южных стран для полноты ощущений именно лыж и не хватает. Между тем многие из тех, кто наблюдал за соревнованиями Азиады, отмечают, что самыми веселыми трансляциями был «Большой спуск» на Чимбулаке — профессиональные спортсмены из этих стран вели себя примерно так:
То есть стремление жителей южный стран покататься можно свести к нулю.
Инициаторы проекта также предполагают, что на Кок-Жайляу поедут жители европейских стран. Куршевелей и иже с ним им, надо думать, не хватает. Хочется до невозможности потратить денег побольше. Авиаперелет из стран ЕС в обе стороны длительностью не менее 16 часов чистого полета – минимум 500 евро. Виза в Казахстан – 100 евро через турагентство. Если стоимость одной ночи проживания будет всего 50 евро (примерно столько стоит ночь со скидкой на Чимбулаке), то 350 будет затрачено только на койко-место и примерно столько же – на питание. Косвенные затраты (трансфер аэропорт-отель, аренда оборудования, чаевые, экскурсия по городу, боулинги-бассейны и проч.) судить не беремся, поскольку кто как хочет, так и …
Итого недельный отдых (плюс сутки на перелет) на Кок-Жайляю обойдется жителю Европы минимум в 1300 евро на человека. Минимум в Куршевеле стоит 745 евро, а авиаперелет в одну сторону – не более двух часов. Экономия более полтысячи евро, а уровень преступности и риски попасть в неприятную ситуацию в разы ниже.
Предположим, что активнейшая рекламная компания в европейских СМИ и еще пара забавных фильмов о Борате сделали свое дело, и миллион человек, живущих в условиях капитализма второй век, решились истратить больше, чем это логично. На курорте, судя по заявлениям, будут в распоряжении 4 тысячи двухместных номеров. Это при полной заполняемости номеров – 720 тысяч «койко-посетителей» (из расчета, что снег лежит 90 дней в году). Чтобы эти посетители смогли добраться до курорта, потребуется, чтобы погода в алматинском аэропорту всегда была летная (не поедут ведь люди на поездах КТЖ из Брюсселя!).
Первый вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» Кобланды Тумышев сообщил exclusive.kz, что в прошлом году произведена реконструкция существующего павильона прилета (ныне Терминал-2) площадью 3000 кв.м. и включение его в процесс обслуживания пассажиров. «Данное мероприятие позволит увеличить пропускную способность аэропорта до 1600 пассажиров в час и даст возможность справиться с нарастающим пассажиропотоком в ближайшие 3-4 года», — отмечает он. То есть здание терминала с прибывающими туристами должно справиться.
За три месяца, годных для горнолыжного курорта, в аэропорту должно улететь и прилететь 3600 самолетов из дальнего зарубежья. Это 40 самолетов на обледеневшей взлетно-посадочной полосе в сутки, то есть по одному самолету каждые 36 минут. Плюс наши внутренние рейсы. Еще тот авиа-хаб получается! Опять-таки – мультипликативный эффект. Правда, придется достроить метро от аэропорта до курорта, стоянку расширить, птиц в округе уничтожить…
Итак, решено. 720 тысяч туристов на койках полностью заполненного курорта по минимальной цене 50 евро/ночь — 36 млн евро в год. Инициаторы называли разные суммы, требуемые для масштабного проекта, самая низкая из которых — 750 млн евро. При полных налоговых каникулах проект выйдет на самоокупаемость уже через 21 год. Весьма инновационная затея, модернизирующая экономику всей страны.