"В бизнесе должен быть смысл. Человеческий..."
Максат Нурпеисов
Проекты, казахстанские хотя бы по происхождению, все чаще получают признание в мире. Наш соотечественник получил аналог «Оскара» в мире индустрии детских развлечений. В конце прошлого года 18 ноября на выставке в г. Орландо, США, московский проект Happyland получил премию Top FEC International of the World в номинации «Лучший крытый парк мира 2010 года». На вопросы Exclusive отвечает Рустам Агеев, председатель правления AGAT Group Inc. — Насколько мне известно, ваш бизнес зародился в конце 1990-х, когда мир жил в предчувствии кризиса, в стране было мало денег, газа, электричества и продовольствия. С какого перепугу вы вдруг решили делать этот «детский» бизнес? — История берет начало с 1999 года. Когда я осмысливаю предпосылки нашей бизнес-стратегии, я понимаю, что фундамент состоял из трех основных частей. Во-первых, с 1996 года мы занимались дистрибуцией оборудования для индустрии развлечений. Во-вторых, тогда у меня было двое детей, и я на себе почувствовал, как мало в городе мест для детского досуга, как мало возможностей побыть вместе с детьми на их территории — территории Детства. И, наконец, к сожалению, только оказавшись с семьей на отдыхе за границей, я увидел, какие неограниченные возможности предоставляет большой парк аттракционов под крышей. Это стало нашей мечтой. — Как вы ее реализовали? — В 2002–2004 годах мы были генеральными спонсорами Центрально-Азиатской выставки индустрии развлечений. К тому времени нас уже знали производители детских аттракционов и из США, и из Европы. Я же мечтал о большом проекте. На тот момент мы уже получили признание международных профессионалов своей отрасли. По всеобщему мнению, мы как никто умеем представить свой продукт. Нас признавали лучшими в Казахстане и Средней Азии и одними из лучших в СНГ. Да и рынок уже был готов к качественным изменениям, и я — вместе с ним. И вот в 2005 году меня приглашает с предложением поучаствовать в проектировании детского парка «Мега-центр Алматы». Я согласился не раздумывая. Мы подготовили презентацию. Хотя на тот момент у нас был опыт продажи оборудования, но не было опыта управления парком, тем не менее уже на двадцатой минуте нас перебили с признанием, что не ожидали столь серьезного отношения к предложению, поскольку встреча проводилась только для проформы в связи с тем, что по умолчанию предполагалось, что к проекту должен быть привлечен только российский оператор. Уже для следующей встречи мы за четыре дня сделали мастер-план под данный ТРЦ. Работали компьютерщики, дизайнеры, и мы нарисовали проект, который по нынешним временам — жалкое подобие тех дизайн-проектов, которые мы готовим сейчас. В итоге проект на 1,5 тысячи квадратных метров вырос до 4,5. Вот так мы пришли в этот бизнес. — Как кризис повлиял на работу вашей компании? — В 2007 году начался кризис в Казахстане. К этому времени мы уже три года развивали сеть «Бэбилон», и стало понятно, что многие девелоперские проекты будут либо заморожены, либо вообще никогда не будут реализованы. В Казахстане к тому времени уже были детские парки — в Астане, Караганде, Шымкенте, Актобе, расти дальше было уже просто некуда. В то же время мы просто не хотели терять тот опыт, те наработки, которые на тот момент имели. Мы посмотрели на Россию, провели огромное количество переговоров, исследований и получили очень много интересных проектов, в частности в Красноярске, Иркутске, Санкт-Петербурге, Москве… Мы подписали договоры сразу с пятью ТРЦ, а через месяц начался кризис в России. — Ну и как же в итоге все получилось? — Из тех пяти проектов мы реализовали один, остальные либо перешли в состояние долгостроя, либо практически остановили строительство. Тем не менее мы не останавливались и занимались постоянным поиском. Итогом на сегодняшний день являются три реализованных проекта в России и пять подписанных контрактов на два года вперед. — Скажите, а в чем разница между бизнесом в России и бизнесом в Казахстане? В России, пожалуй, несмотря на то что этот рынок более интересный и емкий, наверное, вы все-таки — чужой? — Во-первых, людям нравилась наша идея. Мы и здесь начали сразу с крупного формата, тематического семейного парка. Наш первый в России проект занимает площадь 6,5 тысячи квадратных метров. Он вместил не только стандартный набор аттракционов, каруселей, гоночных машин и т. д, но и американскую горку! При этом мы были готовы к возможному противодействию и сразу дали понять, что не собираемся конкурировать с существующими игроками: у нас другой формат — крупные тематические парки. Мы не детская игровая зона и не аркада, мы — реальный парк аттракционов, только под крышей. В целом есть плюсы и минусы. Плюсы — это большой рынок, очень много городов-миллионников. Второе, как ни странно, — проще договариваться, люди держат слово. В то же время у нас в Казахстане к детям иное отношение, у нас более семейная страна. Мы сумели сохранить уважение к семейным ценностям, а это очень важно. У меня самого четверо детей. В России это редкость. А вот Москва, с которой мы начали, не очень семейный город. Мы привыкли, что все бросаются на нас и «съедают без остатка», а там люди восхищались и… уходили. Москва очень специфичный город, люди никогда никуда не пойдут, не изучив полностью продукт в Интернете и как до него добраться. Было сложно, и очень трудно дался старт. Можно сказать, что пострадали от собственного перфекционизма. Сейчас мы, конечно, откорректировали свою стратегию, взаимоотношения с нашей целевой аудиторией и с партнерами. — Ну, видимо, все-таки целевая аудитория тоже откорректировала свое отношение к вам. В прошлом году вы оказались чемпионами по кликам в Google… — Да, это случилось после открытия нашего парка. Мы устроили грандиозное шоу — «Парад аттракционов», командовал парадом Ваня Ургант. Данное мероприятие вызвало огромный интерес в прессе. Google долго не мог «понять», кто мы такие, и нашли нас через посольство Казахстана. Мы оказались чемпионами по запросам накануне дня открытия, а у них в этом случае предполагается интервью. В итоге нас назвали российским Disney. — Вы знаете, у нас всегда так — очень бодрое начало, а потом все потихоньку деградирует. Хотя процесс вроде бы отлажен, качество сервиса неизбежно начинает падать. Как вы с этим собираетесь бороться? — Мне кажется, помимо стабильных финансовых показателей должен быть какой-то большой, глубокий человеческий смысл, какая-то миссия бизнеса. И нужно этим жить, нужно эту миссию всегда в себе держать в хорошем таком, подогретом состоянии. Как за цветочком нужно ухаживать, поливать — чтобы ты всегда свой бизнес ощущал на уровне миссии и верил в нее. А миссия — это не идея, предложенная маркетинговым агентством, это осмысление тобой на глобальном уровне роли твоего бизнеса в обществе. Этим всегда нужно чуть-чуть гореть. Я всегда горю своим бизнесом. По сей день. — Ребрендинг. В связи с чем вы решили его проводить? Ведь это серьезная вещь, ко многому обязывающая и достаточно затратная. — Я всегда думаю о том, как можно улучшить качество продукта. Для меня это как ребенок — мало его родить, ему необходимо помогать расти и развиваться. В свое время мы не смогли быть «Бэбилоном» в России, потому что он там уже был зарегистрирован в нашей категории. Поэтому появился созвучный «Хеппилон». Есть такое высказывание: все познается в сравнении. Открывая «Хэппилон» в России, мы заново открыли смысл и философию этого бизнеса. «Хэппилон», который «вырос» из «Бэбилона», стал хорошим «учеником» и превзошел своего «учителя». Он не только привлекательно «звучит» и выглядит — за столь короткое время он уже зарекомендовал себя не только в России и СНГ, но и в мире! Он задает новый уровень развития бизнеса. И для своего «прародителя» в том числе. На сегодня «Хэппилон» — обладатель высших мировых наград в своей отрасли: Лучший проект в России и СНГ (Сочи, Россия), «Голден Пони» за высокий уровень и креативность (Рим, Италия), Лучший проект в мире 2010 года (Орландо, США). — Так в чем заключается ребрендинг? Что меняется? В чем принципиальное, скажем так, отличие от прежней концепции? — Во-первых, мы меняем название. Есть понятный герой — Дракоша. Он уже узнаваем в мире и уже мультиплицирован. Во-вторых, мы расцениваем ребрендинг как возможность полной «перезагрузки» проекта. Мы будем обновлять оборудование, проводить реконструкцию, улучшать качество света и звука, то есть делать все, чтобы вдохнуть больше воздуха в наши проекты. — Вы говорили, что получили три награды в 2010 году. Как вам это удалось? Как выглядят отборочные процедуры? — Сначала Российская ассоциация парков пригласила нас поучаствовать в сочинском конкурсе лучших парков в России и СНГ. Когда мы оказались лучшими, то вошли во вкус и решились подать заявку на участие в самом серьезном и престижном в мире конкурсе. Оргкомитет посмотрел на нас, в первом приближении им проект понравился, нам задали кучу работы. Мы предоставили все по маркетингу, все переведенные буклеты, все коммуникации, прайс-листы, кучу фотоматериалов, и не только оборудования, но и вплоть до плинтусов и фотографий туалетов. И, наконец, должен был быть таинственный покупатель. Я не знаю, был он или нет, но в итоге нас допустили к участию, а потом пригласили на церемонию награждения, на которой будут объявлены номинанты. Вот там мы и узнали, что стали лучшими в мире — Happylon — Moscow, Russians…. — «Бэбилон» или Happylon — это прекрасно, но мне всегда жалко наших детей, потому что такое технологическое развлечение, оно, безусловно, развивает воображение, но не душу ребенка. У наших детей тонны игрушек, но они поражены скукой. А вы не хотели бы запустить проект, связанный с внутренним развитием ребенка? — Хотим, конечно. Мы как раз сейчас подписали мастер-франшизу парка ролевых игр на Россию и Казахстан. До сих пор мы занимались парками аттракционов, а парк ролевых игр — это реальный маленький город с реальной городской инфраструктурой, поездами, банками и магазинами. Для того чтобы кататься на машине, ребенок должен сначала сдать экзамен на вождение, за машину он должен заплатить — а значит, устроиться на работу маляром или кассиром, а значит — научиться это делать. Ребенка учат обращаться с кассовым аппаратом или малярными принадлежностями… А кто-то хочет играть в театре, и тогда нужно ходить на репетиции и волноваться перед премьерой. Одним словом, это наш мир, только для маленьких… — Где будет все это великолепие? — Первый проект будет в России, в Краснодаре. Это британский проект ТРЦ Oz Mall. — Почему именно в Краснодаре, и планируете ли подобный проект в Казахстане? — В Краснодаре, потому что именно парк ролевых игр был заложен в концепцию ТРЦ по предоставлению семейного и детского досуга. В Казахстане же мы уже начали переговоры с властями и уже заручились их поддержкой. — Вы можете назвать кого-то своими учителями? — Да, безусловно. У меня было два очень хороших учителя. Это Зарина Фуатовна Арсланова и Дегтярев Михаил Григорьевич. Эти люди дали мне то, что сегодня называется навыками эффективных коммуникаций, что такое снобизм, осознанный и неосознанный, и понимание разницы между деньгами и свободой. Комментарий независимого редактора В Казахстане, как и везде, бурное развитие получила детская индустрия развлечений. Считаю, что наряду с этим давно пора открывать детские клубы, которые будут способствовать развитию наших детей. Мой однокурсник, который теперь живет в Москве, недавно рассказал, что возле его дома открыли клуб «Точка, точка, запятая». Там три года назад была разработана комплексная программа развития воспитательной, социально-педагогической и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Московская мэрия при разработке программы за основу взяла идею объединения всех учреждений социально-культурной сферы, независимо от ведомственной принадлежности. При этом глава администрации района является координатором действий в осуществлении воспитательной, социально-педагогической, профилактической и досуговой работы по месту жительства не только с детьми, подростками и молодежью, но и вообще с жителями района. Для нашего казахстанского общества воспитательная работа с детьми и подростками является одной из наиболее приоритетных социальных проблем. Нужно сделать доброй традицией проведение совместных мероприятий. Интересная форма подобного общения — ежегодный фестиваль детских творческих коллективов всех досуговых учреждений районов различной направленности. Многих родителей волнует вопрос, куда отправить ребенка в свободное от уроков время, как организовать его досуг. В этом, несомненно, помогут клубы, работающие на территории районов и сел. Любимый рефрен последних лет: «Дети растут равнодушными, бездуховными и очень жестокими». На смену ему должно придти понимание, что будут они такими, какими мы их воспитаем. Значит, воспитать нужно правильно. Главное — добиться того, чтобы дети не чувствовали себя покинутыми и никому не нужными, чтобы им было куда пойти. А индустрия развлечений — пожалуйста! Почему бы и нет?!