Сокровищница страны
Почти каждый третий тенге в качестве КПН генерируется зарубежными добывающими компаниями. Более того, как выяснилось, НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК отмечается как отрицательный показатель, то есть по данному виду налога государство больше потратило само, чем получило поступлений. В 2012 году он составил -265,8 млрд.тенге (почти 10% от всех налоговых поступлений) и в 2013 году -88,7 млрд.тенге (менее 5% всех налоговых поступлений). Тем не менее, затраты госказны на НДС являются значительными, принимая во внимание тот факт, что эти средства могли бы быть направлены на социальное развитие регионов, например, в 2012 на средства возврата НДС можно было построить приблизительно 1000 стандартных школ, а в 2013 году 332 школы.
Виды поступлений от добывающих секторов специально разрабатываются и утверждаются методологией, техническим заданием по сверке информации о платежах компаний и поступлениях Правительства. Данные документы утверждаются Национальным советом заинтересованных сторон по реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей промышленности (НСЗС), который создан при Комитете геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК.
В связи с требованиями Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) все данные о платежах должны быть включены в отчетность. Следовательно, все поступления должны быть представлены в итоговом отчете о существенных налоговых и неналоговых платежах и поступлениях плательщиков нефтегазового и горнорудного секторов.
Поступления и платежи от добывающих компаний подразделяются на следующие категории:
I. Налоговые поступления
II. Специальные платежи недропользователей
III. Другие обязательные платежи
IV. Таможенные платежи
Налоговые поступления
Налоговые поступления занимают более половины всех поступлений и платежей добывающих компаний. При этом среди различных видов налоговых поступлений есть свой рейтинг значимости. На первом месте расположился корпоративный подоходный налог, который занимает приблизительно 75% от всех налоговых поступлений, еще 20% приходится на рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат. На остальные налоговые платежи приходится всего 5%.
На индивидуальный подоходный налог, налог на имущество и землю, которые направляются в местные бюджеты, приходится чуть менее 5% налоговых поступлений и менее 1% на все остальные налоговые поступления.
Будет интересно взглянуть на составляющие корпортивного подоходного налога, как один из существенных видов поступлений от добывающих компаний.
Основную долю поступлений по КПН составляет КПН с юридических лиц предприятий нефтяного сектора (за 2013 год 979 млрд.тенге или около 60% всех поступлений по КПН), далее следует КПН с юридических лиц нерезидентов, без нефтяного сектора (то есть горнорудных компаний, которые принадлежат зарубежным инвесторам, за 2013 год 270 млрд.тенге или 17%). Завершает тройку лидеров по поступлениям КПН с юридических лиц нерезидентов у источника выплаты (то есть также нефтяных компаний, но полностью принадлежащих зарубежным инвесторам, за 2013 год 198 млрд.тенге и 12%). Если говорить о казахстанских предприятиях горнорудного сектора, то, в отличие от нефтяного, они уступают по объемам поступлений иностранным предприятиям. То есть казахстанские горнорудные компании выплатили всего 7% (119 млрд.тенге) в отличие от иностранных горнорудных компаний - 12% от всего объема выплаченного в 2013 году КПН. Следовательно, масштабы иностранных компаний горнорудного сектора значительнее, как значительны и трудовые ресурсы, которые у них заняты.
Почти каждый третий тенге в качестве КПН генерируется зарубежными добывающими компаниями. Интересным является и тот факт, что ТОО «СП Тенгизшевройл» является совместным предприятием, зарегистрированным в качестве казахстанской компании, поэтому поступления от этого проекта класифиицируются как поступления от резидента, что в итоге отражается на графиках, демонстрирующих значительный вес поступлений от юридических лиц резидентов.
Поступления по другим видам КПН не превысили и 3% по итогам 2013 года, а КПН с чистого дохода юридических лиц нерезидентов составили ноль тенге за рассматриваемый период. Лишь в 2010 году отмечается незначительная сумма в 2,7 млн.тенге по КПН с чистого дохода юридических лиц нерезидентов нефтяного сектора.
Важно отметить данные по индивидуальному подоходному налогу (ИПН), которыми облагаются физические лица резиденты (казахстанцы) и нерезиденты (иностранцы). Так, по данным информационного портала Neftegaz.kz в нефтегазовой отрасли Казахстана из 70 тыс.работников трудятся 97% казахстанцев и 3% иностранцев. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в горнорудном секторе Казахстана трудится 250 тыс.работников, основная их часть также являются гражданами Казахстана.
Несмотря на превалирующую занятость граждан казахстана в добывающих отраслях, на их долю приходилось в 2010-2011 гг. лишь 75% от всех поступлений по ИПН. В последние рассматриваемые в данном отчете годы – 2012-2013 гг. – ситуация несколько изменилась, доля ИПН по резидентам составила 86%, и по иностранным гражданам 14%. Из этих данных следует, что нанимаются высокоплачиваемые сотрудники-иностранцы.
Специальные налоговые платежи
Специальные платежи недропользователей занимают вторую строчку по поступлениям доходов в государственный бюджет и Национальный фонд. В 2010 году общая сумма платежей составила 1,61 трлн.тенге, годом позже – 2,2 трлн.тенге, в 2012 – 1,55 трлн.тенге и в 2013 году – 1,42 трлн.тенге. В связи с фактором снижения цен на продукцию нефтегазовой отрасли, снизились и специальные платежи.
Существенную долю в специальных налоговых платежах занимает налог на добычу, и именно от организаций нефтяного сектора – более 75%. За рассматриваемый период максимальный показатель по налогу на добычу составил 1,6 трлн.тенге в 2011 году, тогда как в 2013 году наблюдался минимум – 1,06 трлн.тенге. В составе налога на добычу, по итогам 2013 года, 915 млрд.тенге приходится на нефтегазовые компании и лишь 151 млрд.тенге на горнорудный сектор, в относительном выражении – 86% и 14% соответственно. При этом, сумма налога на добычу предприятий горнорудного сектора за последние четыре года увеличивалась с 114,7 млрд.тенге до указанных 151 млрд.тенге.
Вторым по значимости специальным платежом является доля РК по разделу продукции, максимальный размер данного платежа составил 384 млрд.тенге в 2011 году, а минимальный платеж составил 177 млрд.тенге в 2013 году (12% от всех специальных платежей). Данный вид платежа приходится лишь на предприятия нефтегазового сектора, по горнорудным предприятиям за все четыре рассматриваемых года выплат не было.
Третье место по доле в специальных платежах занимает налог на сверхприбыль, и хотя кажется, что данный налог должен быть существенным, но при текущих низких ценах на нефть сверхприбыль очевидно не влика. Вместе с тем, наблюдается постоянный рост размеров налога на сверхприбыль. Так, в 2010-2011 гг. его размер составил около 104 млрд.тенге, а уже в 2013 году – 163,6 млрд.тегнге, составив прирост почти 60%. Существенное влияние на рост поступлений оказывает нефтяной сектор – занимая почти 96% от всех поступлений налога на сверхприбыль, и лишь 4% приходится на горнорудный сектор.
На долю платежей по возмещению затрат, дополнительных платежей по соглашениям о разделе продукции и бонусам валовый объем поступлений не превышает и 1% или почти 13 млрд.тенге.
Другие обязательные платежи
Другие обязательные платежи имеют незначительные 1-2% за рассматриваемый период времени. Так в 2010 году размер данных платежей составил всего 44,25 млрд.тенге, в 2011 году 36 млрд.тенге, в 2012 году – 95 млрд.тенге и в 2013 году рекордные 103 млрд.тенге. Другие обязательные платежи администрируются местными органами и взымаются в зависимости от использования добывающими компаниями природных ресурсов отличных от минеральных, то есть водные, лесные ресурсы, земельные участники и прочее.
В период 2010-2011 годы и 2012-2013 годы обязательные платежи, за исключением такой статьи как «Плата за эмиссию в окружающую среду» отличались. Данная плата является основной в этом разделе и занимает более 60% по итогам 2013 года, а в 2010 и 2011 году 90%.
Таблица 1. Изменения по статьям «Другие обязательные платежи» за период 2010-2013 гг.
Плата за эмиссию в окружающую среду взымается с тех недропользоватлей, которые осуществляют выбросы как в атмосферу, так и в почву, и водоемы. Данная плата априори имеет собой целью либо повлиять на снижение выборосов и изменить политику компаний, либо направить полученные средства на улучшение экологической ситуации. Вместе с этим, ряд исследований по экологическим платежам добывающих компаний показывает, что государственные органы заинтересованы в получении значительных объемов от оказываемого экологического ущерба, а на мероприятия по охране окружающей среды расходуется значительно меньшая сумма. Другие обязательные платежи должны быть более эффективными инструментами поддержки охраны окружающей среды и устойчивого развития.
В 2011 году:
а) плата за водные ресурсы (245 млн.тенге), б) плата за лесные пользования (1,7 млн.тенге), в) плата за радиочастотный спектр (51 млн.тенге), г) плата за земельные участки (3 млрд.тенге), д) другие сборы и платежи в бюджет (11,5 млн.тенге), составляли незначительные суммы в государственных масштабах. В основном именно по этой причине государственные органы видоизменили «правила игры», поменяв статьи поступлений данного раздела, оставив лишь относительно значительные платы за эмиссию в окружающую среду (в 2011 году сумма составила 32,7 млрд.тенге).
Примечательно, что, несмотря на кризис, а, возможно, благодаря кризисным явлениям, государственные органы увеличили объемы собираемых обязательных платежей почти в три раза с 36 млрд.тенге в 2011 году до 103,7 млрд.тенге в 2013 году.
Среди трех наиболее значимых поступлений по другим обязательным платежам выделяются отмеченная выше плата за эмиссии в окружающую среду – 61 млрд.тенге в 2013 году (60% всех других обязательных платежей), возмещение экологического вреда по искам к нефтяным компаниям – 24,5 млрд.тенге (24%) и другие неналоговые поступления от организаций нефтяного сектора 9,28 млрд.тенге (9%).
Значимыми для регионов являются также отчисления на социально-экономического развитие региона и инфраструктуры. Однако, за последние два года с 2012 по 2013 они уменьшились в два раза, с 8,9 млрд.тенге до 4,41 млрд.тенге. Этот вид поступлений остается на местном уровне и пополняет местный бюджет. Также стоит отметить, что обеспечение прозрачности и эффективности данных ресурсов могло бы быть осуществлено через создание рабочих групп по социально-инвестиционным проектам добывающих компаний в рамках деятельности областных общественных советов.
Таможенные платежи
Таможенные платежи занимают предпоследнюю строчку среди поступлений и платежей от добывающих компаний. Значимость и суммы по данному разделу с каждым годом становятся все больше, если в 2010 году таможенные платежи способствовали получению 224 млрд.тенге (5% от всех поступлений добывающих компаний), то в 2013 году эта сумма выросла более чем вдвое – 584 млрд.тенге (12% всех поступлений от добывающих компаний).
Более 90% поступлений данного раздела занимают таможенные платежи, второе место занимают НДС РК, кроме НДС на товары с территории РФ – 23,5 млрд.тенге (4%), и НДС на товары РФ – 19,3 млрд.тенге (3%). Если рассматривать отдельно НДС по товарам, связанным с Российской Федерацией и остальным миром, то соотношение по товарообороту с РФ выглядит довольно существенным.
Таким образом, значительную долю налоговых поступлений компаний составляет корпоративный подоходный налог, хотя его доля снизилась с 75% в 2010 году до 60% в 2013 году. При этом более 30% всех налоговых поступлений компаний приходится на рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат. Негативное влияние на поступления государства оказывает налог на добавленную стоимость (НДС), в связи с необходимостью возврата данного вида налога компаниями, доля НДС в 2012 году составила 10% всех налоговых поступлений или -265 млрд.тенге;
Каждый третий тенге, направляемый государству в качестве уплаты КПН, генерируется зарубежными компаниями нерезидентами;
На долю иностранцев приходится 14% выплат по индивидуальному подоходному налогу, а на граждан Казахстана 86%. При этом доля иностранной рабочей силы составляет всего 3% по нефтегазовому сектору и несколько ниже доля по горнорудному. Следовательно, при одинаковой вовлеченности иностранной рабочей силы разница в ИПН составляет 5 раз;
Наблюдается значительное снижение специальных платежей недропользователей за период с 2011 года (2,2 трлн.тенге) по 2013 год (1,42 трлн.тенге), что связано со снижением поступлений по налогу на добычу с 1,6 трлн.тенге до 1 трлн.тенге;
Доля налога на сверхприбыль увеличилась с 104 до 163 млрд.тенге и в относительном выражении с 6 до 11% всех специальных платежей недропользователей;
В 2012 году был изменен подход по статьям раздела «Другие обязательные платежи», однако такая статья как «Плата за эмиссию в окружающую среду», которая формирует основную часть поступлений по данному разделу (более 60% в 2013 году), осталась в отчетности;
Взимаемые платежи по возмещению вреда, включая и экологический (около 20% всех поступлений по разделу «Другие обязательные платежи)», не ведут к повышению размеров расходов государства на мероприятия по охране окружающей среды, следовательно, государство больше зарабатывает на экологическом вреде нежели расходует на преодоление негативных последствий влияния добывающих отраслей;
Таможенные платежи за период 2010-2013 годы выросли более с 224 млрд.тенге до 584 млрд.тенге, а в относительном выражении с 5% до 12% всех доходов от добывающих отраслей;
Более 90% всех поступлений по разделу «Таможенные платежи» формируются за счет одноименной статьи, незначительны поступления акцизов на импортируемые товары, НДС и другие.
Жанибек Хасан, директор ZERTTEU RESEARCH INSTITUTE