суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Антитоталитарный формат

Если бы мы удалили все произведения искусства из музеев или галерей, потому что не одобряем поведение художников, великие коллекции вскоре бы сильно сократились. Чтобы судить о моральной составляющей художественного выражения, мы должны смотреть не на человека, который его создал, а на само произведение. 

Чак Клоуз, американский художник, известный написанием крупноформатных портретов. Вследствие серьезного паралича, Клоуз прикован к инвалидному креслу. Бывшие модели обвинили его в том, что он просил их снять одежду и использовать сексуальный язык, из-за чего они почувствовали себя объектом домогательств. Такое поведение побудило Национальную галерею в Вашингтоне, округ Колумбия, отменить запланированное шоу работ Клоуза. А Сиэтлский университет снял автопортрет художника из здания университета.

Если бы мы удалили все произведения искусства из музеев или галерей, потому что не одобряем поведение художников, великие коллекции вскоре бы сильно сократились. Рембрандт жестоко издевался над своей возлюбленной, Пикассо чудовищно обращался со своими женами, Караваджо вожделел к юношам и был убийцей, и так далее.

А как насчет литературы? Селин был порочным антисемитом. Уильям С. Берроуз в пьяном угаре застрелил жену, а Норман Мейлер ударил ножом одну из них. А режиссеры? Забудьте сексуально ненормативную лексику: Эрих фон Штрогейм снимал массовые оргии ради собственного удовольствия. Чарли Чаплину нравились очень молодые девушки. Далее следует Вуди Аллен, обвиняемый, но не обвиненный в домогательстве своей семилетней приемной дочери.

Кинокритик The New York Times А.О. Скотт написал об этом интересную статью. Он вырос, боготворя Аллена. Для начитанного молодого человека, Аллен, беспокойный интеллектуал, который все же заполучил девушку, был своего рода образцом для подражания. Но сегодня, когда нам известны обвинения, выдвинутые против комика и режиссера, по мнению Скотта, мы вынуждены дать работам новую оценку в этом свете. В фильмах, на которые мы должны обратить внимание, может быть что-то зловещее и безнравственное.

Иными словами, плохое поведение или даже предполагаемое плохое поведение могут запятнать художественное произведение, так как художник и его искусство неразделимы. Это, по крайней мере, более интересное предложение, чем идея о том, что искусство должно быть дисквалифицировано только потому, что нам не нравится, как художник вел себя за закрытыми дверьми. Но правильно ли это?

Оскар Уайльд замечательно сказал, что нет такого понятия, как безнравственная книга, есть просто хорошо или плохо написанные книги. Это можно оспорить. Существует моральная составляющая большинства форм человеческого выражения, включая искусство.

Моральная извращенность может стать причиной плохого искусства. Это может быть одной из причин, почему существует так мало примеров хорошего нацистского искусства. Например, в отличие от коммунистического идеализма, расовая ненависть была морально неприемлема. Сергей Эйзенштейн делал коммунистические пропагандистские фильмы, но они также относятся к великим произведения искусства. Нацистские пропагандистские фильмы Лени Рифеншталя технически изумительны, но в то же время они отталкивают.

Также верно то, что искусство может превзойти личное поведение художника. Писатель, кинорежиссер или художник, который плохо относится к женам или любовницам, может создавать искусство, которое глубоко сочувствует женщинам. В то же время, идеально воспитанные люди, в своем искусстве могут нарушать всевозможные виды социальных табу. Чтобы судить о моральной составляющей художественного выражения, мы должны смотреть не на человека, который его создал, а на само произведение.

В прошлом году, в Метрополитен музей в Нью-Йорке, обратились с онлайн-петицией, собравшей 8 000 подписей, с просьбой снять знаменитую картину Бальтуса, изображающую девочку-подростка, сидящую на стуле и демонстрирующую часть своего нижнего белья. Увидеть в этом форму детской порнографии, или “овеществление ребенка”, как это сделали подписавшиеся, представляется весьма сомнительным. Бальтус был потрясен мечтательностью девочек на пороге взрослой жизни. Но, даже если Бальтус в своей частной жизни увлекался молодыми женщинами, в картине нет ничего, что предполагает моральную развращенность или жестокое обращение.

То же самое можно сказать о фильмах Аллена, какова бы ни была правда о его предполагаемых проступках. Не секрет, что Аллен находит молодых женщин привлекательными; когда он начал роман со своей нынешней женой, ей не было еще и 20 лет. В то время она была приемной дочерью партнерши Аллена. Сюжетом одного из самых известных и самых успешных фильмов Аллена “Манхэттен”, вышедшем в 1979 году, когда ему было за сорок, была связь между мужчиной средних лет (Аллен) и молодой девушкой, которую играла Мариэль Хемингуэй, которой на момент съемок было 16 лет.

Эти отношения были нетрадиционными. Некоторые могут посчитать их отвратительными. Но это не то же самое, что домогаться ребенка. В “Манхэттене”, как и любом другом фильме Аллена, не содержится ничего, что показывало бы какой-либо интерес к насилию маленьких детей. Это имело бы место в том случае, если бы все, что вменялось режиссеру было правдой.

Опять же, мораль не имеет значения. Сложно представить себе восхищение искусством, которое подразумевает жестокое обращение с детьми, расовую ненависть или пытки (хотя это, как представляется, волнует людей гораздо меньше, чем сексуальный контент). Но, как мы не должны осуждать произведение искусства из-за частной жизни художника, мы также должны с осторожностью применять нормы социальной респектабельности к художественному выражению. Некоторое искусство призвано провоцировать, нарушать и раздвигать границы. В своем воображении люди могут делать некоторые вещи, которых они никогда не сделали бы в реальной жизни.

Так оно и должно быть. Если бы мы ограничивали художественное выражение субъектами, которые обычно считаются социально респектабельными, в скором времени мы бы остались с моралистическим китчем, а это как раз то, что правители авторитарных государств любят продвигать на публике, делая вещи, которые намного хуже, чем большинство художников могли бы себе представить.

 

Ян Бурума, редактор Нью-Йоркского обзора книг, автор книги Year Zero: A History of 1945.

Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Культурная среда

1400 км экспедиции на 72 страницах 1400 км экспедиции на 72 страницах
Редакция Exclusive
Народная музыка жива вопреки всему Народная музыка жива вопреки всему
Ержан Еркинбаев:  Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре Ержан Еркинбаев: Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре
Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу» Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу»
Редакция Exclusive
Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром
Редакция Exclusive
К Рафаэлю за вдохновением К Рафаэлю за вдохновением
Ботагоз Сейдахметова
Задворки казахского кинематографа Задворки казахского кинематографа
Олжас Кожахмет
«У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев «У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев
Аскар Муминов
Любовь и микробы Любовь и микробы
Олжас Кожахмет
Магия энергии и немного кораллов Магия энергии и немного кораллов
Ботагоз Сейдахметова
Немцы научат казахов как Астану беречь Немцы научат казахов как Астану беречь
Редакция Exclusive
Круз 200 Круз 200
Олжас Кожахмет
Рахат-Би – запомните это имя! (видео) Рахат-Би – запомните это имя! (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Дамы убивают кавалеров (видео) Дамы убивают кавалеров (видео)
Олжас Кожахмет
Художники-казахи покоряют Голливуд Художники-казахи покоряют Голливуд
Ботагоз Сейдахметова
Слабоумие и бумага Слабоумие и бумага
Олжас Кожахмет
Ангел Мюрюэль: «Быть в моем королевстве – большая привилегия» Ангел Мюрюэль: «Быть в моем королевстве – большая привилегия»
Дина Дуспулова
Паша Кас: «А давайте бояться вместе» Паша Кас: «А давайте бояться вместе»
Редакция Exclusive
Русские построили Верный не на пустом месте (видео) Русские построили Верный не на пустом месте (видео)
Манас Бистаев
Конфликт исчерпан? (видео) Конфликт исчерпан? (видео)
Редакция Exclusive
Когда воруют идеи Когда воруют идеи
Ботагоз Сейдахметова
Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео) Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео)
Олжас Кожахмет
Продвигать искусство – тоже искусство Продвигать искусство – тоже искусство
Редакция Exclusive
Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео) Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа
Редакция Exclusive
Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш» Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш»
Редакция Exclusive
Сакральное искусство Сакральное искусство
Редакция Exclusive
От эстетики -  к этике От эстетики - к этике
Айгуль Аубакирова
Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей» Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей»
Дина Дуспулова
Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?» Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?»
Дина Дуспулова
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!
Редакция Exclusive
Киновитамины на уикенд (видео) Киновитамины на уикенд (видео)
Залиха Сеидова
Искусство атакует Искусство атакует
Редакция Exclusive
Путешествие по русскому лесу Путешествие по русскому лесу
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33