Казахстанское искусство – «белое пятно» на карте мира
Сегодня мало кто знаком с изобразительным искусством Казахстана за его пределами. Несмотря на происходящий активный мировой обмен искусством, творческий художественный потенциал нашей страны остается в тени.
С одной стороны, это положительный фактор, что казахстанская культурная продукция предназначена для внутринационального использования. Но на верхушке этого айсберга, по оценке мирового арт-эксперта Яна Бюхтинга, находится 20 % искусства качества премиум, которое заслуживает широкой международной презентации, прежде всего, в интересах самого Казахстана.
В ближайшем будущем Казахстан войдет в число стран, активно распространяющих продукцию класса «люкс», в том числе, культурную продукцию. Уровень популярности данного сегмента зависит от экономического состояния страны. Сейчас этот сегмент только начинает развиваться, тем не менее, потенциальных потребителей немало. Казахстанская публика готова к приобретению произведений искусства. На фоне финансовой нестабильности и кризиса это - одна их самых выгодных инвестиций. Спрос на предметы искусства растет во всем мире, и с этой точки зрения казахстанский арт-рынок вступает в фазу формирования, хотя по степени развития рыночных отношений и механизмов он остается неразвитым и неструктурированным.
На мировом потребительском рынке искусство занимает самое стабильное место. По прогнозам Skate’s Art Market Research, в ближайшие годы олигархов на арт-рынке потеснит средний класс. Элитарность искусства ушла, теперь это демократическое поле. Драйвером роста для мирового арт-рынка будет именно сектор потребления искусства - «эстетичного капитала», который нужно приобрести и сохранить.
В 2012 году Skate’s оценивает новый рынок потребления искусства в 10 млрд. долларов. Он охватывает около 1 млн. потребителей, тратящих в среднем 10 тыс. долларов в год на limited editions, развлечения, связанные с искусством (посещение музеев и благотворительных мероприятий), а также на различные программы и книги. Северная Америка остается крупнейшим рынком потребления искусства, захватив около 40% мировой торговли, затем идет Западная Европа с 30%. Остаток уходит на Японию (менее 10%) и новые рынки – такие как Латинская Америка, Китай и Юго-Восточная Азия, Россия и Индия.
Эти 10 млрд. долларов составляют лишь 15% мирового арт-рынка 2012 года, но темпы роста сегмента намного превышают рост арт-рынка в целом. По оценкам Skate’s, с 2012 года весь арт-рынок на неопределенный срок обречен на застой в росте на уровне 3–5% годовых, в то время как сфера потребления искусства продолжит расти ежегодно на 15–20%, и, возможно, даже быстрее. К 2016 году отрасль потребления искусства по меньшей мере удвоится, составив не менее 25% мирового арт-рынка (не все сделки потребления искусства включают закупку работ), и будет самым быстрорастущим сегментом мировой арт-индустрии. Это случится, как только покупатели среднего класса смогут взять на себя большую долю объема торгов на рынке искусства. В настоящее время преобладают пока покупки состоятельных частных лиц.
Для Казахстана это хорошая новость. В стране нет таких глубоких традиций инвестирования, как в России. Изобразительному искусству Казахстана всего сто лет. Исторически у кочевников оно было декоративно-прикладным. С этих позиций страна может рассчитывать на интеграцию в мировой арт-рынок:
- делая ставку на уникальность, самобытность и национальную неповторимость современного творчества своих художников;
- обеспечивая спрос растущего сегмента рынка среднего класса небогатых потребителей за рубежом.
Интеграция в мировое художественное пространство дает популярность, абсолютную узнаваемость и высокую стоимость. Сегодня выезды наших художников за рубеж с отечественными галеристами, организующими их выставки, часто далеки от целей арт-бизнеса. Их приурочивают к политическим или экономическим событиям. От этого страдает коммерческая сторона дела. Известный художник Айвар Тазиев предлагает культивировать, создавать спрос искусственно. И тут многое будет зависеть от отечественной бизнес-элиты, от того, насколько образованной она станет в вопросах арт-инвестирования.
В этом - главная проблема казахстанского арт-рынка. С одной стороны, искусство - это рискованные инвестиции, с другой, существует барьер для входа в арт-рынок: в Казахстане нет доступной информации об инвестициях в искусство и нет специалистов по арт-инвестированию.
Западному инвестору намного проще, чем нашему. Там с 60-х годов прошлого века существуют такие инфраструктурные элементы, как экспертные институты, страховые, консалтинговые и аналитические компании, аукционные дома. К тому же, под рукой у западного инвестора - многочисленные индексы доходности искусства. Созданы специальные ценовые индикаторы. В России для работы на этом рынке созданы специализированные ПИФы, что позволяет выходить на этот рынок даже плохо разбирающимся в искусстве инвесторам. К слову сказать, у всех российских миллионеров есть огромные коллекции. Каждый бизнесмен, вкладывающий капитал в произведения искусства, окружен своими консультантами и арт-дилерами. Решение принимает сам бизнесмен, но выбирает он из предложенного советником. Чтобы создать устойчивый долгосрочный рынок, надо поощрять и «растить» коллекционеров, а не просто инвесторов. Это важная задача – создавать подлинных коллекционеров, потому что тогда рынок имеет перспективу. Если произведение искусства покупается просто как инвестиция, это зачастую всего лишь кратковременная выгода.
Сегодня мир искусства стремительно меняется и ищет новые возможности и формы развития. Резкий всплеск активности произошел на азиатских рынках – в Китае, Индии, России. В этих странах находятся наиболее активно развивающиеся арт-рынки. Они выделяются поразительным количеством новых художников, которые бьют все рекорды своей рентабельностью, большим количеством крупных региональных аукционов, ярмарок искусства и покупательной способностью своих инвесторов, которых интересуют совершенно все направления и ценовые категории.
Потенциал российского арт-рынка оценивается в 4 миллиарда долларов. Это условная оценка стоимости открытых коллекций произведений искусства. Примерно 90 % произведений искусства находится в государственных фондах и только 10 % обращается на рынке. Основной вклад в рост русского сектора арт-рынка внесли российские коллекционеры. Именно благодаря им, существует стабильный и неуклонный рост объёмов продаж в этом сегменте рынка. За пять лет цены на русскую живопись выросли в 7-10 раз. Но рынок теневой и, по сравнению с европейскими странами и Америкой, оборот искусства в России ничтожен.
Средняя цена за одну картину 10 самых дорогих русских художников, млн. долларов:
1. Василий Кандинский - 20,9
2. Казимир Малевич - 17,1
3. Марк Шагал - 14,9
4. Карл Фаберже - 9,6
5. Илья Машков - 3,4
6. Борис Кустодиев - 2,9
7. Иван Айвазовский - 2,3
8. Константин Сомов - 2,2
9. Илья Репин - 2,1
10. Константин Маковский - 2,1
Дина Дуспулова, искусствовед
Арт-агентство «Алматы – Дом Мира»
almatydomira@gmail.com
Китай | Индия | Россия |
С 2003-06 оборот искусства вырос в 100 разАукционные продажи по стоимости выросли на 983%20 лет назад не было ни одного аукционных домов, и спроса на искусство. Теперь:ок. 100 аукционных домов ок. 5 тыс. арт-дилеров + 50 тыc. незарегистрированных продавцов | Арт-рынок - в фазе формирования.С 2000 – 06 - небывалый рост арт-экспорта: с 2,6 до 478 млн. евро = 186%2002-03 - рост арт-экспорта с 5 до 508 млн. евро | С 2003-08 цены на русскую живопись выросли в 7-10 раз.10 лет назад мировой рынок не знал русского искусства.Теперь русский сектор - в десятке ведущих направлений.Оборот арт-рынка - 2 млрд. долларов. Лишь треть этой суммы легитимна В 2002 - наибольший экспорт: 6,5 млн. евро |
Культурная среда
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана
Кинопроект "Уроки гармонии" казахстанского режиссера Эмира Байгазина победил на кинофестивале в Сараево