Галерейная жизнь на базаре
Август подарил Алматы открытие галереи современного искусства «Saken Bektiyar Workshop». На большом базаре «Жетысу-Семиречье» стартовала этапная выставка замечательного художника Сакена Бектияр.
Для начала немного о том, как Сакен оказался здесь. Поскольку не на каждом пусть даже современном алматинском рынке, придя за мясом, наткнешься на галерею.
– Тут все было просто. Как в том пушкинском стихе, где «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, вдруг Абильдаев (прим. Арман Абильдаев – фермер и бизнесмен) мне звонит, на перепутье появившись», – говорит художник. – Он буквально исполнил волю божью, пока я дома на диване царил.
Но и эта моя мечта – жить галерейной жизнью – могла не случиться, не явись нам просто сумасшедшие количества базарных площадей. Так, стечение двух стихий – базара и безвременья – поспособствовали тому, что я теперь занимаю пятьсот квадратных метров площадей в торгово-логистическом центре «Жетысу-Семиречье» на Кульджинском тракте. Это безусловно вызов мне. Как я справлюсь, я не знаю. Знаю лишь, что-то надо делать.
– Сакен, у тебя серия выставок. Почему именно четыре? Ты как-то делишь свое творчество?
– В прошлом году в Париже, в Центре Помпиду, прошла выставка одного из любимых моих художников Дэвида Хокни. Выставка была в девяти залах! Но там все творчество великого художника. Моя же пятисотметровая галерея не в состоянии продемонстрировать скромное творчество последних тридцати лет.
Поэтому я разделил ее на четыре этапа, четыре выставки. Охвачено творчество с конца восьмидесятых годов прошлого века и до наших дней. Самое время оглянуться, систематизировать, показать этапы, все интересное. Между ними, естественно, будут вкрапления. Выставки займут все лето и начало осени. А, что будет зимой, не хочу загадывать. Потому что идей и планов много.
– Что тебе интересно в современном местном искусстве или все сюжеты и сценарии художниками «отрисованы»?
– В современном искусстве мне интересно, как местные художники «приспосабливают» зарубежное искусство под родную действительность. Чтобы не рассуждать долго скажу, если ты талантлив и молод, ты запросто можешь ошарашить мир «своим словом», находясь на любой позиции в нашей провинции. Надо немного денег и чуть-чуть удачи, и еще немного денег. Вот и все, что необходимо.
– Тогда, что касается аудитории и ее состояния. Разве в современном Казахстане хорошего образования и немного культуры достаточно, чтобы считаться «интересующимся»? Все-таки общество наше довольно конформистское, патриархальное, под нежным прессингом государства, запросто проживает иногда «с тройной моралью».
– Хорошего образования, хорошего опыта, немного хорошей культуры и чуть-чуть совести достаточно, чтобы присоединиться к тем, кто выходит, например, против смертельно раненого зверя, именуемого «советский строй» и «образ жизни». Счастлив сказать, что время выбрало нас и остается только присоединиться к этому. Но что-то мне говорит, что все решится без меня. Эти молодые обойдутся без меня, и они будут совсем другие.
Что касается публики с двойной, с тройной моралью, они не «казахское общество». Они обыкновенные приспособленцы, и они в цейтноте также. Поэтому, что такое, скажем, моя «целевая аудитория»? Вот вы – моя целевая аудитория. Я с удовольствием развлеку вас, моя бесценная целевая аудитория. Вы заслужили, чтобы я вам служил…