Ставим на «Финансист. Игра на вылет»
В начале октября кинолюбителей ожидает премьера казахстанского фильма «Финансист. Игра на вылет». Картина любопытна уже только тем, что она – своего рода «кинопионер», поскольку сюжетная линия завязана на биржевых страстях.
Кино в Казахстане о брокерах, трейдерах, эмитентах, опционах, дисконтах, фьючерсах и IPO еще не снимали. Тем само по себе интересней ожидание результата. На рынок вот-вот выйдет картина режиссера Елены Лисасиной «Финансист. Игра на вылет». Не так давно был выпущен официальный трейлер. (http://www.exclusive.kz/expertiza/kulturnaya_sreda/114763/)
Впрочем, фондовый рынок, акции, запах денег – это то, вокруг чего завязан сюжет: история двух друзей детства, которые повзрослели и в новых рыночных условиях стали «поднимать» большие деньги на биржевых торгах. Создатели говорят, что генеральный продюсер проекта Ерболат Байганин и сам когда-то имел непосредственное отношение к фондовому рынку. Поэтому кино в этом смысле можно доверять.
Exclusive встретился с одним из неоднозначных героев картины, который даже в титрах значится как «консильери». Актер Филипп Волошин сыграл не финансового консультанта, не экономического советника амбициозного инвестора, а именно консильери – теневого лидера. Это тоже добавляет фильму пикантности.
– Мне вряд ли стоит говорить непосредственно про настоящий фондовый рынок здесь и сейчас. Я играю советника-консильери Шаха. Он мой шеф, который не делает «грязную» работу. Шеф решает большие вопросы, а моя задача консильери – проследить, проанализировать, вычислить, если надо, направить в нужное русло человека экономическими и даже физическими рычагами. Персонаж опасный достаточно. Такой типичный консильери, – вводит во внебиржевой курс игры Филипп.
– Для среднестатистического зрителя «консильери» – это, безусловно, Том Хэген, которого в «Крестном отце» блестяще сыграл знаменитый Роберт Дюваль. Ты как-то «консультировался» с классиками?
Филипп Волошин актер:
– Мой актерский метод не предусматривает «подглядывания» за тем, как это делали другие. У меня достаточно хорошо развиты фантазия и чутье… Так вот, когда я пришел на пробы, то образ появился быстро и я предложил сделать его в своем видении. Это нечто такое спокойное, вкрадчивое, но в нужный момент очень жесткое. Меня сначала попросили сделать попроще. Грубо говоря, сыграть «утюга». А «утюг» – он и есть «утюг». Он настолько плохой персонаж, что просто плохой. Несложный и абсолютно неинтересный тип.
В итоге, я сделал «утюга» и потом уже режиссер совместно с продюсерами утвердили мой вариант – скользкого, опасного человека, с которым не слишком-то уютно просто находиться рядом. Такая «ходячая угроза» в картине получилась. Когда я позже встретился с автором сценария, он сказал мне, что я попал в самую точку, именно так задумывался консильери.
– Помимо твоей профессиональной инвестиции в образ, что тебя «зацепило» в кинопроекте?
– Интерес. Про биржу кино в Казахстане еще не было. Сам сценарий привлекателен. Драматургия и слог, которым он написан. Это цепляет, потому на нашем кинорынке есть голод на приличные сценарии, истории и даже на слова героев. На общем фоне – этот фильм, на мой взгляд, качественно другой. Конечно, есть отличные фильмы других режиссеров, которые сняты или снимаются параллельно, но именно в данном направлении – это шаг вперед.
– Просто само словосочетание «фондовой рынок» уже несет определенный элемент сложности восприятия. Или нет?
– Это кино понятное для всех, сам язык картины и ее героев близок и удобен. Нет какой-то театральности, постоянного применения профессиональных терминов, нет никакой арт-хаусности.
– Волатильности, от которой многие так устали в жизни, там точно нет?
– Нет!..
– По личным ощущениям. На кого же, по твоему мнению, все-таки рассчитан фильм?
– Для широкой аудитории. Наверное, те 5% жителей страны, которые, возможно, детально разбираются в устройстве фондовых рынков, они, может, и скажут, что «это все не так, так не бывает, вот так инвесторы и трейдеры не общаются», но основная масса зрителей, я думаю, проглотят эту картину. Опять же потому, что эта основная масса далека от мира финансовых бурь. Но все же деньги, возможности, которые открывает этот мир – это все захватывает, манит. То есть налицо некая тайна. Да, чуть-чуть зла, да, немного любви – это то, что тоже воздействует на эмоции зрителя.
– Назидательный эффект?
– Возможно, кого-то этот мир остановит от порывистых решений бежать и играть на бирже, может, кто-то поймет, что есть негласные правила игры и, если ты не знаешь их, то лучше не соваться, потому что велик риск. Кино получилось для наших соотечественников. Это интересный фильм о том, как дружба проходит проверку большими деньгами.
– Примерно понимая, что такое масскультура и средние запросы киномасс, всегда существуют вопросы к драматургии и развязке. Тут все хэппи-энд?
– Наши люди привыкли к комедиям, легким по жанру картинам, а мы хотели бы, чтобы зритель еще и думал. На мой взгляд, это картина другого уровня, чем большинство картин. Поэтому финал картины понятен, но он открытый. Я люблю такие сюжеты потому что у зрителя есть возможность «доснять» фильм в голове, развить как-то историю. Получился классический современный фильм с микстом жанров. На мой взгляд, сегодня мало фильмов, которые разумная молодежь могла бы хорошо воспринять, заинтересоваться.
Обычно – это киноконвейер по выпуску лент с очень низким качеством юмора. Мне наша картина нравится. Она может задать некую планку и, возможно, другие режиссеры, продюсеры будут ориентироваться на более качественный уровень. Это как показатель роста киноиндустрии и того, что творится сегодня на местном рынке. Есть такие ощущения.
– Что бы ты еще отметил?
– Картина – это мозаика, она из многих компонентов состоит. Из сценария, режиссуры, из взгляда оператора, работы актеров, потому что сегодня далеко не всегда снимают именно актеров театра и кино. Это такая правда жизни. Работать с профессионалами зачастую нынешним кинорежиссерам бывает сложно. Поэтому, мне кажется, что получилась крепкая профессиональная, серьезная работа.
– В жизни люди, которые пропагандируют тот же отечественны фондовый рынок не любят говорить про «игру на бирже», предпочитают называть это «работой». Ты хоть и не розничный инвестор, но теперь имеешь личный киноопыт. Есть мысли на этот счет?
– Мысль такая. Для тех кому экономическая или политическая информация всегда известна раньше, чем остальным – это называется «работа» на бирже, а для всех остальных, которые не знают расклады, но при этом рискуют – это, конечно, лотерея, а стало быть игра.
P.S. Остается добавить, что «Финансист. Игра на вылет» – это не госзаказ, не пропаганда казахстанской фондовой площадки, которая в этом году вскоре отметит четверть века на рынке. Это фильм о финансовой романтике, выборе и настоящих ценностях непростой современной жизни.