пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как страна осталась без ветеринара и агронома

Если бы народный артист РК Раимбек Сейтметов не подался в актеры, то, возможно, сегодня не было бы и Асанали Ашимова: провалив экзамены в сельхозинститут, тот всерьез раздумывал: уж не утопиться ли, чтобы не возвращаться с позором в аул? 

В Государственном Академическом Театре драмы имени Мухтара Ауэзова прошел республиканский фестиваль драматических театров Казахстана, посвященный 20-летию Астаны. Кроме популяризации театрального искусства в Казахстане, этот фестиваль еще и дань памяти народному артисту РК Раимбеку Сеитметову, сыгравшему в «Материнском поле» младшего сына Толгонай так, что, как признавались театралы, сколько бы они не смотрели этот спектакль, всегда хотелось посмотреть его еще раз. А ведь он вообще-то (также, как и его однокурсник по актерскому факультету Алматинской консерватории имени Курмангазы Анасали Ашимов) собирался быть животноводом.

- После школы я мечтал выучиться на горного инженера, - рассказывает Асанали-ага. - В Кентау, со множество его рудников, это была самая модная профессия. Поэтому поначалу документы я подал в горно-металлургический институт. Но там огромный конкурс, среди поступающих – почти сплошь отличники, а у меня с математикой нелады. И я, не начав еще сдавать экзамены, «перекинул» документы на агрономический факультет сельскохозяйственного института. Не поступил. Пришлось возвращаться в Кентау. Год был младшим рабочим в геологоразведочной партии. Если бы мать, сама не знавшая ни слова грамоты, не уставала повторять: «Учись, балам», я бы, возможно, и не поехал никуда, остался бы в Кентау или вернулся в аул и пас бы там баранов. Но мать, экономя гроши, начала собирать меня в дорогу еще с зимы.

В 1955-м мы с Раимбеком Сейтметовым, который тоже «срезался» в зооветеринарном, снова засобирались в столицу. Первый свой абитуриентский год мы болтались по разным общежитиям – то в КазПИ, то в зоовете, то в сельскохозяйственном, а в этот раз кто-то из аульных сунул нам записку с адресом своих дальних родственников. Это оказалась семья покойного министра легкой промышленности. Его вдова с тремя детьми и каким-то родственником-студентом жила в самом центре - в одном из знаменитых «косых» домов, построенных в свое время для столичной элиты. Их соседями были Куляш Байсеитова, Ахмет Жубанов, Абдильда Тажибаев, министр здравоохранения Каримбаев… Но нам до хорошо одетых мужчин и женщин (имя той же Куляш Байсеитовой ни о чем мне тогда не говорило), которых мы видели каждое утро, дел не было. Мы с книжками в руках бежали готовиться к экзаменам в парк. Тургангуль-апай, хозяйки приютившей нас квартиры, давно уже нет в живых. Я очень жалею, что не успел, вернее, не догадался поблагодарить ее за то, что ее дом стал для нас стартовой площадкой в чужом городе.

Понятия о гостеприимстве у нас с Раимбеком были чисто аульными, и мы, простецкие парни, два месяца не только жили в ее квартире, но и без всяких угрызений совести садились за стол.

Документы я снова отнес в сельскохозяйственный. Экзамены сдал не так уж и плохо – на четверки, но опять же надежд было мало. А я до дрожи в коленках боялся возвращения домой. Позор был подобен смерти, да и очень уж хотелось «зацепиться» в Алма-Ате. Она и мне, и Раимбеку понравилась. Все здесь было в диковинку – горы с растущими у подножия елями, множество людей на улицах…. Однажды, когда я горестно размышлял, куда податься, если не поступлю (уж не утопиться ли сразу?), шел по улице и увидел объявление: «Актерский факультет консерватории готовит актеров драмы и кино». «Разве кино тоже учатся?» - мелькнуло в голове. Первым в консерваторию поступил Раимбек Сейтметов, провалив экзамены в зоовет. Молодой в ту пору режиссер Аскар Токпанов, по инициативе которого и открылось в консерватории актерское отделение, был от моего земляка в таком восторге, что называл Райымбека будущей надеждой казахского театра. А узнав однажды, у кого он живет, напросился в гости. И шустрый Сейтметов устроил «прием» для него. Добрейшая Тургангуль-апай была столь тактична, что предоставила свою квартиру в наше распоряжение, а сама ушла к знакомым.

В перерывах между питием шампанского, которым мы угощали Токпанова, он вдруг заметил меня: «Это что за парень?» И без перехода: «А не хочешь пойти учиться на актера?»
- Не знаю... Я вообще-то приехал учиться на агронома.
- Ничего страшного не произойдет, если в Казахстане будет одним агрономом меньше.

И, не спрашивая моего согласия, велел Раимбеку готовить меня к вступительным экзаменам на актерский факультет. У меня выбора не было – в сельскохозяйственный я явно не проходил по конкурсу. А мать подвести я не мог. «Какую угодно, пусть хоть собачью, но ты должен приобрести профессию», - твердила она. И как в воду глядела. Я и в самом деле нашел себе «собачью» профессию. Актеры ведь тоже всю жизнь сдают экзамен на верность театру, тоже ищут, вынюхивают, пробуют на зуб тот образ, с которым должны выйти к зрителю.

Раимбек, первый в моей жизни режиссер, готовил со мной клятву Олега Кошевого. Как же мы с ним жестикулировали и кричали! И вот он повел меня на экзамен. В маленькой комнатке за столом сидело несколько человек. Я, нещадно бия себя в грудь, стал выкрикивать: «Я! Олег! Кошевой!»…

Наш курс получился самым отборным за всю историю существования актерского факультета консерватории. Из 35 поступивших до дипломного спектакля дошли только девять человек, и все впоследствии стали народными артистами. Среди них и мы с покойным другом Раимбеком Сейтметовым.

Каким он был актером? А таким, что «Материнское поле», где он играл Жайнака, младшего сына Толгонай, шел на сцене Театра имени Ауэзова больше 30 лет..

Фотографии предоставлены музеем Театра имени Ауэзова

 

Мерей Сугирбаева
Оставить комментарий

Культурная среда

Ставим на «Финансист. Игра на вылет» Ставим на «Финансист. Игра на вылет»
Редакция Exclusive
Булат Аюханов: Всегда помнил, что мы - семья «врага народа» Булат Аюханов: Всегда помнил, что мы - семья «врага народа»
Мерей Сугирбаева
«Финансист. Игра на вылет» «Финансист. Игра на вылет»
Редакция Exclusive
Кинотеатры не спешат поднимать цены на фоне общего удорожания товаров и услуг. Кинотеатры не спешат поднимать цены на фоне общего удорожания товаров и услуг.
Редакция Exclusive
О вертикальном воплощении горизонтальных желаний О вертикальном воплощении горизонтальных желаний
Ботагоз Сейдахметова
Галерейная жизнь на базаре Галерейная жизнь на базаре
Редакция Exclusive
Моя единственная привилегия - музыка Моя единственная привилегия - музыка
Редакция Exclusive
Шымкентский ответ алматинской Белке Шымкентский ответ алматинской Белке
Ботагоз Сейдахметова
Этно-фестиваль Казахстана попал в топ-тройку open-air событий в СНГ Этно-фестиваль Казахстана попал в топ-тройку open-air событий в СНГ
Ботагоз Сейдахметова
История великих тюркских империй (3 часть) История великих тюркских империй (3 часть)
Редакция Exclusive
История великих тюркских империй (2 часть) История великих тюркских империй (2 часть)
Редакция Exclusive
История великих тюркских империй История великих тюркских империй
Редакция Exclusive
Тенгри Ультра – марафон казахской степи Тенгри Ультра – марафон казахской степи
Ботагоз Сейдахметова
Первые уроки правовых реформ Первые уроки правовых реформ
Редакция Exclusive
Көкмайса зовет в Улытау Көкмайса зовет в Улытау
Редакция Exclusive
Туристский Алматы – успешный спортивный хаб Туристский Алматы – успешный спортивный хаб
Ботагоз Сейдахметова
Так начиналась легенда Так начиналась легенда
Султан Хан Аккулы
Казахской национальной армии Алаш – 100 лет Казахской национальной армии Алаш – 100 лет
Султан Хан Аккулы
Газету «Қазақ» создала степная элита Продолжение Газету «Қазақ» создала степная элита
Султан Хан Аккулы
Газета «ҚАЗАҚ» - первая, национальная Газета «ҚАЗАҚ» - первая, национальная
Султан Хан Аккулы
Казахский поэт изложил теорию Стивена Хокинга в стихах Казахский поэт изложил теорию Стивена Хокинга в стихах
Редакция Exclusive
Свобода – это привилегия отдавать Свобода – это привилегия отдавать
Редакция Exclusive
Женщина, позволившая миру меняться Женщина, позволившая миру меняться
Редакция Exclusive
Культура по-казахски. Культура по-казахски.
Аскар Муминов
Мегаполисы в поисках умных решений Мегаполисы в поисках умных решений
Редакция Exclusive
Сакральный Казахстан: сакские «пирамиды» Алматы Сакральный Казахстан: сакские «пирамиды» Алматы
Ботагоз Сейдахметова
Visit Almaty – дестинация для туризма Visit Almaty – дестинация для туризма
Ботагоз Сейдахметова
Антитоталитарный формат Антитоталитарный формат
Редакция Exclusive
1400 км экспедиции на 72 страницах 1400 км экспедиции на 72 страницах
Редакция Exclusive
Народная музыка жива вопреки всему Народная музыка жива вопреки всему
Ержан Еркинбаев:  Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре Ержан Еркинбаев: Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре
Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу» Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу»
Редакция Exclusive
Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром
Редакция Exclusive
К Рафаэлю за вдохновением К Рафаэлю за вдохновением
Ботагоз Сейдахметова
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33