Культурная политика: куда нам плыть?
Завершившийся на днях в южной столице I-й Алматинский Международный Культурный Форум еще раз подтвердил: создающаяся на наших глазах новая общественно-политическая и экономическая реальность требует новых подходов в культурной политике, во взаимоотношениях деятелей и организаций культуры и государства.
На протяжении двух дней деятели культуры и искусства из многих стран ближнего и дальнего зарубежья обсуждали существующую проблематику культурной сферы, вопросы и методы реализации социально-культурных проектов. На панельных дискуссиях, участники АМКФ 2014 могли услышать презентации уже существующих проектов и обменяться опытом с зарубежными коллегами.
Каждый из спикеров вносил свои предложения и ремарки для формирования новой концепции культурной политики Республики Казахстан. Форум прошел в рамках межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» и цикла мероприятий «Алматы – культурная столица Содружества» 2014 года.
Заделом к заинтересованному разговору стал доклад «Общие принципы культурной политики. Модели финансирования», представленный доктором искусствоведения, профессором всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (Москва), культурологом и известным кинокритиком Кириллом Разлоговым. По его мнению, некультурных людей вообще не бывает. Просто у каждого человека свое понятие о культуре и сегодня мы переживаем необычайный период взаимопереплетения и, одновременно - взаимоотторжения разных культур, процессы, которые должны обязательно учитываться при разработке культурной политики. Кирилл Разлогов рассказал о том, как разрабатывалась Концепция культурной политики России. - Вначале появилась очень спорная Концепция, цитаты из которой тут же попали в Интернет, например, «Россия — это не Европа». Потом эта Концепция была изменена, но и в окончательный вариант вошло очень много неоднозначных положений. Однако, по его мнению, творческие личности и культурные организации должны обязательно сотрудничать с государством, предлагать и отстаивать свои проекты, чтобы добиться реального влияния культуры на общественные процессы. Только при всестороннем, заинтересованном обсуждении, при толерантности к иному мнению такие концепции развития культуры могут быть жизнеспособны. И этого, по мнению российского культуролога, удалось доиться в Алматы. АМКФ - 2014, благодаря двустороннему диалогу, который удалось наладить между представителями теоретической части культурной сферы и непосредственными «реализаторами» культурных проектов, смог уйти от административной заорганизованности и стал свободной площадкой для диалога.
- Был обмен мнениями и свободный характер обсуждений. Во всех участниках Форума чувствовалось желание сделать что-то для улучшения жизни города и своей страны – сказал культуролог.
Британский эксперт Терри Сандел высказал мнение, что многим странам бывших республик Советского Союза нужно изменить, подход к культурной политике. Для развития культуры нужна не только работа государственных структур, но и координация творческих людей, неправительственных организаций и бизнеса.
Новые формы взаимодействия государства и культурных институтов попытался определить в своем докладе Джахаргир Селимханов, член Совета центральных культурных политик и менеджмента при университете Бильги (Стамбул). Он считает, что «традиционная культура» — это только вершина «большого айсберга» творчества и любых культурных процессов, которые происходят в обществе. Сегодня общество полно различными культурными «альтернативами». Новые формы творчества, которые рождают технологии, современные достижения в области визуальных средств информации, интернета, могут оказывать на развитие культуры большое влияние. Роль государства — создать площадку для диалога. Эта площадка может быть как реальной, какие-то коворкинги, так и виртуальной — форумы и социальные сети. И если люди творчества, которые традиционно противятся управлению, будут участвовать в таком диалоге, это и будет говорить об успехах культурной политики.
Джахангир Селимханов считает перспективной традицию краудфандингового финансирования культурных проектов, то есть, когда идею может поддержать любой человек, который ею вдохновлен.
Камилла Ли, ведущий научный сотрудник государственного музея искусств им. А. Кастеева, член ассоциации художественных критиков и секретарь союза художников РК, говорила на форуме о необходимости пересмотра существующего законодательства в сфере культуры. В сфере культуры Казахстана, а особенно в ее законодательной базе, пока больше вопросов, чем ответов, считает она.
-В Казахстане действует закон о культуре, но конкретики в нем очень мало. Каждый деятель культуры, прочитав в законе положение о том, что государство поддерживает талантливых личностей, хотел бы знать, как это делается. Где те механизмы, которые могут обеспечивать и стимулировать творческую практику на хорошем уровне? Их, к сожалению, нет. – констатировала Камилла Ли.
Она также отметила, что реальных разработок закон не регламентирует, так же как и механизмов защиты.
- В законе есть пункт «социальная защита творческих работников и работников культуры». Там прописано следующее: те и другие имеют право на защиту информации и страхование в случае вредных условий труда. Второй пункт, разъясняющий вопрос государственной поддержки, гарантирует государственную стипендию лицам, удостоенным почетных званий и государственных наград РК, а также одаренной молодежи. Сумма составляет 180 тыс. тенге. Есть еще и президентская стипендия. Но обе они вручаются единицам и только раз в год. Этого крайне мало. В немного лучшем положении архитекторы, дизайнеры и музыканты. Которых государство и бизнес как-то поддерживают. Однако поэты, писатели и художники практически никем не поддерживаются и прозябают в бедности и забвении.
В открытый и заинтересованных разговор вылилась панельная дискуссия «Концепция культурной политики Казахстана и города Алматы», модератором которой выступил Михаил Гнедовский, кандидат исторических наук, директор института культурной политики (Москва), эксперт совета Европы и Еврокомиссии.
По его мнению, сегодня мы должны говорить о креативных и современных формах творчества и их взаимодействии с традиционной культурой. Эксперт отметил, что в любое время есть новаторское и креативное творчество, которое может и не приниматься государством. Но именно это современное искусство, именно деятельность тех, кого сегодня порой считают «маргиналами», и развивает общество.
- Историю культуры сегодня нужно преподавать по-другому, ведь те, кого мы сегодня называем классиками, когда-то были бунтарями и новаторами – сказал Михаил Гнедовский.
По его мнению, существующая в стенах только государственных культурных учреждений, таких как театры, филармонии, музеи, вышла за свои рамки, благодаря этому Форуму. Организаторам удалось выдержать жанр Форума. Здесь было поставлено очень много вопросов. Не на все из них мы сегодня знаем ответы, но очень важно было их поставить и дальше приступить к формированию принципов, идей культурной политики, прежде всего, городской и национальной - заявил российский эксперт на итоговой пресс-конференции.
Карл Байпаков, казахстанский ученый-археолог, в ходе другого пленарного закседания, озвучил обращение участников круглого стола к Акиму города Алматы: «В течение последних лет ведущие ученые-историки Казахстана, говоря об исторической преемственности городских цивилизаций на территории Алматы, на протяжении тысячи и более лет, на основе неоспоримых археологических, нумизматических данных, исследований письменных источников определили возраст Алматы. Результаты многопланового изучения исторического прошлого Алматы, опирающиеся на тщательно выверенные научные методы, убедительно свидетельствуют о том, что история города имеет более древние корни, чем принято считать сегодня. Эти соображения и побудили нас, уважаемый Ахметжан Смагулович, обратиться к Вам с предложением – провести на государственном уровне 1000-летний юбилей города Алматы».
Программа форума была продолжена и интереснейшими панельными дискуссиями от British Counsil и Евразийского Культурного Альянса. Обсуждались вопросы интеграции культурной программы в проекты национального масштаба – ЭКСПО-2017 и Универсиада-2017. А также была представлена концепция нового фестиваля современного искусства ARTBATFEST 2014, в рамках которой прошла дискуссия «SMART CITY. Как искусство меняет города».
- «ARTBATFEST старается наполнить пространство города современным искусством и является эффективным примером того, как может развиваться и поддерживаться со стороны государства частная инициатива. «Мы начинали делать это мероприятие своими силами. Когда фестиваль себя зарекомендовал и нам понадобился дополнительный стимул для развития, появилась поддержка со стороны Управления Культуры города Алматы» - сказал Игорь Слудский, председатель ОО «Евразийский Культурный Альянс.
По итогам Форума была сформирована и принята резолюция-обращение. В ней все участники подчеркнули необходимость рассматривать культуру в соответствии с современными представлениями, позволяющими преодолевать узковедомственный подход в сфере культурной политики. Они также предложили считать основными направлениями национальной культурной политики РК внедрение современных методов управления в сфере культуры; поддержку и развитие творчества; развитие творческих индустрий; профессиональную подготовку, художественное образование и эстетическое воспитание и ряд других. Важнейшим моментом в культурной политике должно стать сотрудничество культуры и бизнеса Предложено также провести мониторинг существующего законодательства о культуре и разработать предложения по его совершенствованию.
Сегодня государство проявляет явную заинтересованность в сотрудничестве с деятелями культуры, потому что остро нуждается в формировании новой идеологии развития общества. Это сложный, многокомпонентный процесс и у деятелей культуры и искусства есть хороший шанс воспользоваться благоприятной ситуацией.
Культурная среда
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана