суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему «Паразиты» победили Голливуд

Александр Тимофеевский, Московский центр Карнеги

Вот есть прекрасная минималистская вилла, пространство почти сплошь из стекла, дом, состоящий из света, как в фильме «Паразиты». Дом под солнцем. Его легко представить и в Северной Америке, и в Европе, и в Африке, и в Австралии, и в Южной Корее, везде. Это общемировой дом. Вот этот дом на днях получил кучу «Оскаров». Pax Americana их получил на самом деле.

Фильм «Паразиты» корейского режиссера Пон Чжун Хо, в мае прошлого года награжденный на Каннском фестивале Золотой пальмовой ветвью, получил сейчас самые важные «Оскары», включая приз за оригинальный сценарий, режиссуру, лучший международный фильм и лучший как таковой: «Паразиты» выиграли главную номинацию. Такое случилось впервые за всю историю «Оскара» – никогда прежде лучшей не называлась картина, снятая на иностранном языке. Такое невозможно было даже представить.

Конкурс при этом выдался сильным. Среди претендентов в главной номинации оказались «Ford против Ferrari» Джеймса Менголда, «Кролик Джоджо» Тайко Вайтити, «Маленькие женщины» Греты Гервиг, «Брачная история» Ноа Баумбака, «Джокер» Тодда Филлипса, «1917» Сэма Мендеса – фильмы, которыми много восхищались, суля им любые награды, а также «Ирландец» Мартина Скорсезе и «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино – фильмы не только яркие, не просто англоговорящие, но и с развернутой голливудской мифологией. Однако все они уступили «Паразитам». Почему?

Фильм «Паразиты» рассказывает историю бедной семьи, которая разнообразными хитростями, иногда вполне простодушными, иногда весьма изощренными, с помощью пудры от персика проникает в богатый особняк и разрушает жизнь тамошних обитателей.

Подобных сюжетов в мировом кино немало, один из самых знаменитых – «Церемония» Клода Шаброля, снятая в 1995 году, ровно четверть века назад. Там под конец фильма не знающая грамоты служанка и ее адская подруга расстреливают интеллигентное семейство, живущее в своем фамильном загородном доме. В «Церемонии» был вполне традиционный конфликт: агрессивное кровавое невежество vs благородная культурная мягкость, исторически ответственная, однако, за то, что корчилось и произрастало веками.

Ничего похожего у Пон Чжун Хо нет, хотя критики, конечно, усмотрели здесь гимн «хорошим богатым», которых уничтожают «плохие бедные». Это, однако, не так. Богатые тут ничуть не лучше бедных и вообще не сильно от них отличаются. Кто в фильме паразиты, то бишь люди, живущие за чужой счет? Паразитами можно смело назвать как бедных, так и богатых, они живут за счет друг друга.

Той непереходимой черты между двумя мирами, про которую снята «Церемония», здесь нет и в помине, все крайне подвижно – попадая в особняк, бедные делаются такой же его неотъемлемой частью, как и богатые, он их преображает, место красит человека, что чисто кинематографически сделано очень выразительно: в пластичном интерьере герои сами становятся пластичными. В корейском фильме не бедные отличаются от богатых, нет и еще раз нет, а бедное маленькое жилище – от богатой просторной виллы, тесный темный подвал – от пространства из стекла, залитого светом.

Собственно, это пространство и есть главный герой «Паразитов» – дом под солнцем.

В «Церемонии» тоже важен дом, и расстрел интеллигентного семейства – это расстрел всего уклада, всей истории, стоящей за скромным барочным дворцом, который заставлен книгами и озвучен Моцартом. В нем могли жить только те, кому повезло во многих поколениях, и деду повезло, и прадеду, и устроенная в финале всем нынешним обитателям церемония (так назывались казни в дни Французской революции) – расплата за это многовековое везение.

Минималистская вилла из фильма Пон Чжун Хо не имеет истории, она построена сравнительно недавно, да хоть вчера, она принципиально анонимна, в ней может жить кто угодно, это общее пространство, вбирающее всех и всем открытое – дом, который ничем не отягощен, ни перед кем не виноват и каждого манит, в него все хотят попасть, и никто не хочет его уничтожить.

Итак, суммируем.

В корейском фильме нет бедных и богатых, которые хороши или плохи. Там есть бедный подвал, он ужасен, и есть богатый дом, он прекрасен. Бедность ужасна, а не люди. Они, как и положено, прекрасные и ужасные одновременно, они сегодня на одном месте, так вышло, а могли бы быть совсем на другом и даже на какой-то момент на нем оказались, и воля, которая ими движет, выталкивает их из бедности, воля эта движет и сюжет, создает фильм, заставляет нас его смотреть, а американских академиков давать ему «Оскаров». Академики тоже люди, и они подчинились той воле, которая есть в «Паразитах».

Воля и сочувствие, соучастие в героях, без этого тоже ничего не бывает. Паразиты человечны, и это важнейшее сегодня условие. Вот «Елена» нашего соотечественника Андрея Звягинцева, снятая за восемь лет до «Паразитов» и на близкую им тему, восходящую к той же «Церемонии» Шаброля, но там все до одного тараканы, сочувствовать некому, зачем смотреть, не вполне понятно.

Воля и сочувствие нынче важнее мифа, даже мейнстримного, как у Скорсезе, или такого изощренного, как у Тарантино. Воля и сочувствие правят бал, особенно если на нем бедные люди, униженные и оскорбленные. Черные, понятно, имеют преимущество, инвалиды, геи и корейцы тоже. Корейцам везде дорога.

Мы, русские, на это морщимся, мы над этим смеемся, для нас это дико, мы за равенство и против любой дискриминации, в том числе позитивной. Зато американским академикам она комфортна, и это тоже для них важнее голливудского мифа. А нам его поражение на «Оскаре» кажется поражением старой доброй Америки, всего американского мира. Зря кажется. Все прямо наоборот.

Вот есть прекрасная минималистская вилла, пространство почти сплошь из стекла, дом, состоящий из света, как в фильме «Паразиты». Дом под солнцем. Его легко представить и в Северной Америке, и в Европе, и в Африке, и в Австралии, и в Южной Корее, везде. Это общемировой дом. Он говорит на разных языках и населен людьми с разным цветом кожи и разного достатка, самыми жалкими, самыми дерзкими, самыми убогими, самыми восхитительными, всеми меньшинствами с волей и сочувствием. И с волей и сочувствием, с соучастием к ним все относятся, а как иначе? Вот этот дом на днях получил кучу «Оскаров». Pax Americana их получил на самом деле.

Главные «Оскары», отданные южнокорейским «Паразитам», лучший фильм, впервые за всю историю снятый не по-английски, это торжество Pax Americana, сулящее ему долгую, бесконечную жизнь. Патриотично выступили академики.

«Все должно измениться, чтобы все осталось по-прежнему», – сказано в одной умной книжке. 

 Фото: https://avatars.mds.yandex.net/

Оставить комментарий

Культурная среда

За что наказали «Айку»? За что наказали «Айку»?
Мерей Сугирбаева
Почему казахские депутаты были против «Келiн»? Почему казахские депутаты были против «Келiн»?
Редакция Exclusive
Степная Устная Историография: феномен номадов Степная Устная Историография: феномен номадов
Редакция Exclusive
Священная триада Священная триада
Редакция Exclusive
Зачем Ермек Турсунов «убил» святого человека? Зачем Ермек Турсунов «убил» святого человека?
Мерей Сугирбаева
Қайрат Жолдыбайұлы: "Ақиқатқа монополия жоқ" Қайрат Жолдыбайұлы: "Ақиқатқа монополия жоқ"
Редакция Exclusive
Был ли Чингисхан казахом? Был ли Чингисхан казахом?
Редакция Exclusive
Ермек Тұрсынов:"Шоу-бизнес дегеніміз – у" Ермек Тұрсынов:"Шоу-бизнес дегеніміз – у"
Редакция Exclusive
Союз Кереев и найманов Союз Кереев и найманов
Редакция Exclusive
Кровь и пот Абдижамиля Нурпеисова Кровь и пот Абдижамиля Нурпеисова
Редакция Exclusive
Номадизм: идеальная форма государства? Номадизм: идеальная форма государства?
Редакция Exclusive
Кто и зачем так заботливо стирал нашу память?  Кто и зачем так заботливо стирал нашу память? 
Редакция Exclusive
В Алматы был презентован новый казахстанский парфюмерный бренд DQ Scent of Music/Запах Музыки В Алматы был презентован новый казахстанский парфюмерный бренд DQ Scent of Music/Запах Музыки
Редакция Exclusive
Казахи веками жили в условиях своеобразного социализма и коммунизма Казахи веками жили в условиях своеобразного социализма и коммунизма
Султан Хан Аккулы
Тюркский каганат Тюркский каганат
Редакция Exclusive
Акселеу Сейдимбек: прерванный полет Акселеу Сейдимбек: прерванный полет
Редакция Exclusive
Норман Толман: от Рокфеллера до Казахстана Норман Толман: от Рокфеллера до Казахстана
Редакция Exclusive
Сергей Азимов: «Казахстан - страна разрушительных компромиссов» Сергей Азимов: «Казахстан - страна разрушительных компромиссов»
Мерей Сугирбаева
Бауржан Шукенов, киноцентр «Арман»: «Мы уважаем свою аудиторию» Бауржан Шукенов, киноцентр «Арман»: «Мы уважаем свою аудиторию»
Редакция Exclusive
За что Кунаев собирался призвать Олжаса Сулейменова к ответу «по всей строгости» За что Кунаев собирался призвать Олжаса Сулейменова к ответу «по всей строгости»
Мерей Сугирбаева
#TamashaShow арнаcы YouTube-та ашылды! #TamashaShow арнаcы YouTube-та ашылды!
Редакция Exclusive
Сергей Бодров: «Автомат Калашникова был изобретен в Казахстане» Сергей Бодров: «Автомат Калашникова был изобретен в Казахстане»
Редакция Exclusive
Еще одна вершина Жании Аубакировой Еще одна вершина Жании Аубакировой
Карлыгаш Еженова
Другая жизнь наивного гения Другая жизнь наивного гения
Мерей Сугирбаева
Надо ли «валить» из страны? Надо ли «валить» из страны?
Сара Садык
Я тебя...more Я тебя...more
Редакция Exclusive
Любить родину по-казахски Любить родину по-казахски
Сара Садык
О чем говорят здания? О чем говорят здания?
Редакция Exclusive
Язык - это фактор конкурентоспособности нации Язык - это фактор конкурентоспособности нации
Редакция Exclusive
Дениз Рено не предлагали стать токал Дениз Рено не предлагали стать токал
Раушан Найзабаева
Казахстанский режиссер Елена Лисасина: «Нам никогда не стать Голливудом» Казахстанский режиссер Елена Лисасина: «Нам никогда не стать Голливудом»
Редакция Exclusive
Город яблочных снов Город яблочных снов
Редакция Exclusive
САМҒАУ – безграничный полет степных мелодий САМҒАУ – безграничный полет степных мелодий
Редакция Exclusive
Как страна осталась без ветеринара и агронома Как страна осталась без ветеринара и агронома
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33