В алматинский оперный возвращаются старые добрые времена
Желание встретиться с прекрасным победило страх перед короновирусной инфекцией. В минувшее воскресенье в Казахском национальном театре оперы и балета им.Абая был настоящий аншлаг. Здесь давали балет Л. Минкуса «Баядерка» с участием Примы-балерины МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксаны Кардаш, Примы-балерины ТАГТОБ им. Джалиля – Кристины Андреевов и премьера Astana Opera Бахтияра Адамжана.
Практически все билеты на спектакль были проданы, что в очередной раз свидетельствовало, что классика по-прежнему любима и востребована. Как в старые добрые времена, в предвкушении спектакля, зрители попивали в фойе коньяк и кофе и фотографировались на фоне баннера и фрагментами из «Баядерки».
Выступлению именитых артистов в рамках фестиваля «Dance toDay», посвященного юбилею мэтра балетного искусства Казахстана, Эдуарду Мальбекову оказала поддержку компания Konakbaev Group, которая уже долгие годы на самом высшем уровне организует спектакли, фестивали и гала-концерты, в которых участвуют самые именитые и востребованные звезды балета со всего мира. И нынешний 88-й сезон КазНТОБ им.Абая не был исключением.
«Баядерка» стала следующей в серии блистательных балетов проекта. Ранее в этом году алматинскиий зритель уже смог насладиться такими классическими балетами как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», а завершится фестиваль спектаклем «Щелкунчик». Волшебная зимняя сказка ждет зрителей 25-26 декабря. Впервые в Казахстане в нем будут заняты этуали Королевского Лондонского балета.
Две грации
Сложно было сказать, какая из партий прима-балерин понравилось зрителю больше. Возможно, кто-то и заметил какие-то погрешности, но виду не показал. Все выходы Кристины Андреевой и Оксаны Кардаш на сцену сопровождались довольно продолжительными и вполне заслуженными аплодисментами за великолепную технику и виртуозность исполнения.
Обе балерины оказались в прекрасной форме и буквально парили над сценой нашего театра, приводя на память пушкинские строки "летит, как пух от уст Эола; то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет".
Партии Никии и Гамзатти считаются одними из самых сложных в классическом балете. И на сей раз они, несомненно, удались балеринам. И это при том, что обе примы не так давно имели проблемы со здоровьем. Кристина переболела ковидом, а Оксана получила травму.
– За десять лет работы в ТАГТОБ им. Джалиля у меня появилась целая армия поклонников, – призналась Кристина Андреева. – Для меня, как, наверное, для любого другого артиста, самое главное в творчестве – высокая оценка зрителя. Было вдвойне приятно оттого, что мои поклонники не покинули меня и когда я заболела ковидом. Они каждый день присылали мне сообщения «Откройте дверь». Открываю, а там то красивый букет, то какие-то маленькие сувениры, то теплые носочки, то ягоды и вкусняшки…. Конечно, ковид внес коррективы в нашу жизнь и это отразилось не только на моем здоровье, но и на творчестве. Наш театр закрылся одним из первых. Но мы старались держать себя в форме, вместе с другими балеринами совершали пробежки по набережной, когда это разрешили, занимались фитнесом. Я ни на минуту не расслаблялась в плане диеты. Впрочем, всю жизнь придерживаюсь известного постулата Майи Михайловны Плисецкой «не жрать после шести вечера». Ем два раза в сутки и очень редко позволяю себе какие-то бутербродики.
Приму Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Оксану Кардаш заслуженно считают одной из самых интересных балерин Московской сцены и безусловным украшением балетной труппы МАМТ. Блистательная, идеальная технически и зажигающая темпераментом, прима одинаково достоверна и в классике, и в современной хореографии. За пятнадцать лет карьеры в театре она собрала в своем репертуаре огромное количество партий – от Жизели до персонажей самых радикальных современных сочинений.
– Для меня выступление на сцене вашего театра – большая радость, – говорит Оксана Кардаш. – Из-за перенесенной травмы я несколько месяцев не работала, так что начала сезон буквально несколько месяцев назад. Моя история выступления в «Баядерке», как это ни странно началась с партии коварной Гамзатти, которая является полным антиподом Никии. На тот момент я была в нашем театре не примой, а ведущей артисткой балета и это для меня технически сложная партия дочери раджи стала хорошей профессиональной школой. Это такое добротное балеринское па-деде. Что касается партии Никии, то она мне больше по душе. Она очень лиричная. В этой роли есть, где поплакать, пострадать. В то же время можно продемонстрировать и технику исполнения.
Экзамен премьера
На премьера Казахского государственного театра оперы и балета Astana Opera Бахтияра Адамжана алматинские зрители смотрели с удвоенным интересом. Дело в том, что, по признанию артиста, он держал в КазНТОБ им. Абая своеобразный экзамен.
Сегодня Арманжан весьма успешный и востребованный артист балета не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В августе этого года ведущий солист «Астана Опера» выступил на знаменитой сцене Арена ди Верона, вмещающей 15 000 зрителей, в двух гала-концертах «Роберто Болле и друзья», которые завершили «Неделю звезд» в рамках итальянского фестиваля. А уже в сентябре блестяще представил партию Квазимодо в грандиозной премьере театра Римская опера «Собор Парижской Богоматери» выдающегося хореографа Ролана Пети.
Артист не только хорош на сцене, но и весьма активен в социальных сетях. Общее число подписчиков в инстаграме Б. Адамжана насчитывает 19 тысяч человек, 5 тысяч из которых – итальянцы. Главный вопрос, который задают почитатели его таланта в интернете – в каком городе и стране можно увидеть артиста. Выступления Адамжана расписаны на месяцы вперед. 16 декабря его пригласили выступить на Ямайке, а в январе 2022 года он планирует отправиться в Австралию для участия в проекте The Ballet International Gala.
– Сегодня мне посчастливилось танцевать с двумя востребованными мировыми звездами – говорит Бахтияр. – После «Лебединого озера», «Баядерка» – одна из самых сложных для исполнения классических балетов, где отсебятина совершенно недопустима. Это не современная хореография, где ты можешь себе позволить какие-то вольности в движениях. При исполнении партий нужно строго соблюдать определенные положения ног и рук. Допускаются лишь небольшие отклонения в позах и музыкальных акцентах. Мои партнерши уже исполняли данные партии и досконально знают все их нюансы. Поэтому главный акцент мы сделали на репетиции с труппой театра, чтобы отработать мизансцены и определиться по выходам на сцену.
Если артист, тем более высокого ранга, хорошо знает свою партию, не думаю, что ему требуется много репетиций, так как при этом есть шанс где-то запнуться и впоследствии зациклиться за этой ошибкой, повторив ее уже на спектакле. Поэтому лучше станцевать быстро, на свежих эмоциях.
У Бахтияра с «Баядеркой» в КазНТОБ им. Абая своя, и довольно непростая история. При постановке балета в 2013 году он был начинающим артистом балета, недавно пришедшем в театр из стен хореографического училища им. А.В. Селезнева. Как и следовало ожидать, тогда ему доверили лишь участвовать в кардабалете. Но Бахтияр был полон амбиций, полностью уверен в своем мастерстве и претендовал на роль Солора. Ему технично и вполне обоснованно отказали. Молодой артист обиделся и отправился в «Astana Opera», где буквально через два года стал ведущим солистом балета. Свое нынешнее выступление в «Баядерке» для артиста имело некий моральный подтекст: артист в шутку, в которой была и доля правды, назвал это выстепление «главным экзаменом» перед КазНТОБ. В свою очередь, театр порадовал артиста современным балетным полом и новыми декорациями, и костюмами «Баядерки».
Фото: Талгата Галимова