пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Какие украшения носили древние сарматки, дореволюционные казашки и Куляш Байсеитова

В Центральном государственном музее РК впервые показывают золотые серьги из городища Культобе. Те самые, что пролежали в тайнике больше тысячи лет: со II в. до н.э. – IV в.н.э. до 2019 года, когда они были найдены археологами. Их дизайн сразу поразил ученых, а потом и реставраторов музея: это так называемое «дутое», или «пустотелое» золото.

Находка из Культобе представлена в экспозиции выставки «Көненің көзі»: 100 ювелирных изделий из фондов Центрального музея, от древних, эпохи сарматов, до «демократичных» советских, от украшений казахских мастеров XIX века до работ их коллег, выполненных сто лет спустя. Впрочем, цель выставки – показать не только многообразие ювелирных традиций на территории современного Казахстана, но и возможности и значимость работы реставраторов: в экспозиции можно увидеть фотографии «было» – «стало», до восстановления вещи и после.

Контраст порой разителен: чистка потемневшего от времени серебра и появление на своих законных местах выпавших камней будто возвращают украшение к жизни.

Впрочем, куратор выставки, руководитель отдела реставрации Центрального государственного музея Шолпан Турсунбаева рассказывает, что они работают «только в пределах утраты».

– В ходе археологических раскопок, как вам известно, получается очень разный материал, и к каждому предмету отношение особое. Например, в одном случае может быть только очистка от грязи кисточкой и консервация, больше никакого вмешательства. В другом после чистки может понадобиться убрать какой-то верхний слой, патину. Например, в этой экспозиции есть зеркала, тоже II в. до н.э. – IV в.н.э., там было глубокое поражение, и патина, и ржавчина – с ними художники поработали уже основательно.

Витрина, где представлены эти зеркала из могильника Кылышжар (Южный Казахстан) и серьги из Культобе – центральная в экспозиции «Көненің көзі». В ней – самые древние свидетельства «ювелирной мысли» на территории Казахстана. Каждая из этих археологических находок в свое время стала сенсацией: от ожерелья с гранатами и бирюзой до золотого навершия жезла, найденного в Талдысу экспедицией во главе с известным ученым Александром Подушкиным.

Но, по мнению Шолпан Турсынбаевой, по-своему уникален каждый раздел этой экспозиции. Скромная витрина с лаконичной надписью «Ювелирные украшения “Казхудпрома”», быть может, не привлечет внимание миллениалов, но о многом напомнит поколению «бумеров». В советское время казахские украшения были большой редкостью, они мало у кого сохранились после голода и войны, и когда в 1960-х годах на алматинской фабрике «Сувенир» стали делать национальную «ювелирку» – эти достаточно простые и даже не серебряные вещи сметали с прилавков. Сегодня скромный советский бесблезик, браслет с двумя кольцами из экспозиции «Көненің көзі» – такой же свидетель истории, как роскошный жезл древного правителя.

И как авторские украшения художников XX века, сумевших сохранить традицию казахских зергеров: на выставке представлены работы Гарипа Жалмуханова, Амана Мукажанова и др. Впрочем, на самом деле участие знаменитых мастеров в этой выставке их собственными изделиями не ограничивается: во многом благодаря им современные реставраторы владеют различными техниками и секретами казахских ювелиров прошлого и могут по-настоящему восстанавливать старинные нагрудные украшения (өңіржиек), застежки (қапсырма) и т.д.

Кстати, в экспозиции можно увидеть қапсырма народной артистки СССР Куляш Байсеитовой.

– Когда мы готовили эту выставку и планировали ее открытие именно на Наурыз, мы думали о том, что хорошо было бы не только показать украшения, но и помочь зрителю представить тех женщин, которые их носили, – рассказывает Шолпан Турсунбаева. – Прекрасных женщин. Так появилась идея выставить украшения известных талантливых казахстанских артисток XX века: Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой и Жамал Омаровой. Тем более, что мы отмечаем их юбилеи: все они родились в 1912 г. И нам показалось интересным представить украшения этих удивительных женщин в одной экспозиции. Конечно, это далеко не всё...

«Далеко не всё» – это не только об украшениях Куляш Байсеитовой или Шары Жиенкуловой. Это вообще о ювелирном собрании Центрального государственного музея РК. В фондах хранятся больше 14 000 экспонатов конца XVIII – начала XX вв., не говоря уже о более старых. То есть можно представить, какой фронт работ у музейных реставраторов: сегодня на выставке «Көненің көзі» показана даже не сотая его часть.

Гульнар Танкаева, фото автора

Оставить комментарий

Культурная среда

Изменчивая судьба госфилармонии – символ перемен вкусов власти Изменчивая судьба госфилармонии – символ перемен вкусов власти
Редакция Exclusive
Лилия Рах: «Не опускайтесь, даже если вас никто не видит» Лилия Рах: «Не опускайтесь, даже если вас никто не видит»
Анна Ямпольская
Почему Динмухамед Кунаев отказывался наказывать Розу Багланову Почему Динмухамед Кунаев отказывался наказывать Розу Багланову
Редакция Exclusive
Десять казахстанских фильмов с эпизодами о религиях Десять казахстанских фильмов с эпизодами о религиях
Редакция Exclusive
Алматы – творческая Мекка стерлиговцев Алматы – творческая Мекка стерлиговцев
Редакция Exclusive
В алматинский оперный возвращаются старые добрые времена В алматинский оперный возвращаются старые добрые времена
Анна Ямпольская
Как Кунаев объединил казахов после своей смерти  Как Кунаев объединил казахов после своей смерти 
Мерей Сугирбаева
Почему традиции английской киношколы не прижились в Казахстане Почему традиции английской киношколы не прижились в Казахстане
Мерей Сугирбаева
Досхан Жолжаксынов: наднациональность, вневременность… Досхан Жолжаксынов: наднациональность, вневременность…
Редакция Exclusive
Тайны казахского орнамента Тайны казахского орнамента
Редакция Exclusive
Казахи в Каннах: как наши фильмы покоряли Европу Казахи в Каннах: как наши фильмы покоряли Европу
Редакция Exclusive
Правда о том, как формировался фонд музея им. А Кастеева Правда о том, как формировался фонд музея им. А Кастеева
Редакция Exclusive
Как казах женился на девочке с культовой картины Как казах женился на девочке с культовой картины
Редакция Exclusive
Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников Кастеевка открыла свои запасники: быт первых целинников
Редакция Exclusive
Глубокий дизайн от Нурлана Туреханова: «Сделайте из своего мозга прекрасную машину» Глубокий дизайн от Нурлана Туреханова: «Сделайте из своего мозга прекрасную машину»
Редакция Exclusive
«Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире «Серые кардиналы» успеха казахстанского кино в мире
Мерей Сугирбаева
«Алаш» - это Парижская коммуна казахов «Алаш» - это Парижская коммуна казахов
Султан Хан Аккулы
Как окружение Назарбаева провалило «Кочевников» Как окружение Назарбаева провалило «Кочевников»
Редакция Exclusive
Асанали Ашимов едва не погиб Асанали Ашимов едва не погиб
Редакция Exclusive
Почему этнические немцы вернулись в Казахстан? Почему этнические немцы вернулись в Казахстан?
Редакция Exclusive
Ахмет Байтұрсынұлының «Қырық мысал» жинағының «Тар жол тайғақ кешкен» тарихы Ахмет Байтұрсынұлының «Қырық мысал» жинағының «Тар жол тайғақ кешкен» тарихы
Султан Хан Аккулы
«Батыр показал нам, как нужно носить это имя – Казах» «Батыр показал нам, как нужно носить это имя – Казах»
Редакция Exclusive
Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе
Мерей Сугирбаева
Почему мы готовы жить уже даже в Африке, но только не на родине? Почему мы готовы жить уже даже в Африке, но только не на родине?
Мерей Сугирбаева
Какую тайну Ахмета Байтурсынулы «Раскрыл» Алихан Букейхан в письме Григорию Потанину? Какую тайну Ахмета Байтурсынулы «Раскрыл» Алихан Букейхан в письме Григорию Потанину?
Султан Хан Аккулы
Кому проиграл непобедимый Хаджимукан Кому проиграл непобедимый Хаджимукан
Мерей Сугирбаева
ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ ОБ ОСТАНКАХ ХАНА КЕНЕСАРЫ ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ ОБ ОСТАНКАХ ХАНА КЕНЕСАРЫ
Султан Хан Аккулы
Мифы о кочевниках как интерпретация фактов Мифы о кочевниках как интерпретация фактов
Мерей Сугирбаева
Поиск невесты для сына: казахская легенда Поиск невесты для сына: казахская легенда
Редакция Exclusive
Почему лучший каскадер мира работает в Казахстане Почему лучший каскадер мира работает в Казахстане
Мерей Сугирбаева
Большой хадж Надежды Лушниковой в Мекку Большой хадж Надежды Лушниковой в Мекку
Мерей Сугирбаева
Как монгольское завоевание стало «железным занавесом» между Русью и Европой Как монгольское завоевание стало «железным занавесом» между Русью и Европой
Мерей Сугирбаева
Почему Герольд Бельгер не переводил Мухтара Ауэзова Почему Герольд Бельгер не переводил Мухтара Ауэзова
Мерей Сугирбаева
О политическом запрете на тюрков в СССР О политическом запрете на тюрков в СССР
Гульнара Танкаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33