пятница, 22 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Несбывшаяся мечта Батырхана Шукенова

Нашему Батыру исполнилось 60. И с каждым годом, его образ, отмеченный печатью таланта и одиночества, проступает все ярче и пронзительней. Он слишком многое не успел. Скрипач Марат Бисенгалиев собирался с ним соединить саксофон и скрипку. Не довелось...

– Многие спрашивают, дружили ли мы с Батыром? Я не могу назвать это дружбой, но это была такая взаимная симпатия и уважение, которые вот-вот могли перерасти в творческий союз, – рассказывает музыкант. – Я остаюсь его поклонником, Батыр занимал и занимает достаточно большое место в моей жизни.

Я старше его всего на два месяца, и так получилось, что мы с ним в одновременно учились в консерватории имени Курмангазы. Здоровались, перебрасывались парой слов, он знал обо мне, я знал о нем. Помню, как мы вместе сидели в библиотеке и готовились к экзаменам по диалектическому материализму и марксисткой политэкономии. Сейчас я не жалею, что прошел через это, но тогда это были самые противные предметы.

Батыр тогда уже играл в ансамбле «Арай» и успел стать звездой, а я был просто студентом. Той искорки, которая притягивает людей друг другу, между нами тогда не было. Мы были совершенно разные. Он саксофонист с уклоном в поп-музыку, я – скрипач, причем, такой, который еще никому не был известен. И в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой, и на первых курсах консерватории я не считался музыкантом, подающим большие надежды. Моя музыкальная карьера, собственно, началась после второго курса, когда я перевёлся в Московскую консерваторию.

По-настоящему мы с Батыром встретились где-то в 90-х. Тогда я уже немного заявил себе, а он был уже в составе знаменитой группы «А-студио». Где-то в начале 2000-х он решил продолжить сольную карьеру и вот тогда мы и встретились на одном из тогда ещё правительственных концертов в Астане. Разговорились и стали планировать – почему бы нам не сделать совместный проект? Тот концерт, кстати, был последним из череды таких в моей жизни. Они оказались не для меня – я не могу там играть.

Но с Батыром мы продолжили наши встречи. Это происходило обычно в его маленькой студии напротив Театра оперы и балета имени Абая, ставшим для нас тем местом встречи, которое нельзя было изменить. Недавно я увидел видеохронику – как мы вели переговоры по будущим проектам и обсуждали план – как соединить саксофон и скрипку.
Все у нас с ним шло к тесному сотрудничеству. Я уже заказал кое-что у аранжировщика и послал ему готовые вещи, которые были уже оркестрованы. Последняя наша живая встреча состоялась 18 января 2015 года в Лондоне: он пришел на концерт, где я с Лондонским симфоническим оркестром исполнял произведения Еркеша Шукеева. После концерта мы с Батыром долго разговаривали, я и моя дочка Арухан фотографировались с ним. Эти фото я бережно храню, пусть они и любительские, но мне они очень дороги.

Буквально через пару месяцев после той встречи, к сожалению, произошла трагедия.
Его внезапная смерть для всех стала мало сказать печальной неожиданностью – трагедией, разделившей жизнь на до и после. Вместе с ним ведь ушли не просто многообещающие проекты и большой музыкант, ставший символом интеллигентной Алматы, а лицо казахстанской музыки.

Иногда мне приходится слышать, что мы с ним в чем-то схожи. Внешне, может быть, есть какое-то сходство. Оба черноволосые, гривастые, но только у него волосы были они гуще, красивее, длиннее. А если серьезно, то даже по тому тайком снятому присутствовавшей на одной из встреч кинопродюсером Майрой Карсакбаевой видеоклипу видно, что это не совсем так – не похожи мы. Я более напористый и говорливый, у него же первое, что бросалось в глаза, интеллект и интеллигентность. Когда мы с ним встречались в его студии, а потом шли в кафе «Афиша» за углом, то фонтанировал идеями в основном я, а он, прищурив глаза, молча слушал, или же, тщательно подбирая слова, выдавал совершенно точные замечания. Поэтому у меня о нём осталось впечатление, как о человеке очень глубоком и в тоже время осторожном во всём, в том числе и в разговорах. Хотя – нет, однажды он позволил себе чуть раскрыться и быть более откровенным.

Надо ли говорить, что его внезапная смерть стала огромной трагедией для его близких, были большие планы – и все рухнуло. Очень жаль, что в личной жизни ему как-то не очень повезло. Расстался с женой, потом не совсем удачно женился на молодой девушке. Как-то мы с ним летели одним рейсом, и весь полет говорили не о музыке, а о семейных отношениях. Если я, разведясь с первой женой, и не подумал к ней вернуться, мы стали со Стиной, матерью моей старшей дочери Арухан, просто близкими друзьями, то он сблизился вновь с матерью своего сына. Батыр сказал тогда, что очень многое понял и переосмыслил в своей жизни, поэтому решил вернуться к ней. Планировал (думаю, что об этом теперь уже знают все) построить большой дом в Америке. Не успел… Тот дом, еще недостроенный, кстати, показывали по одному из российских каналов.

Ну а что касается творчества, то его потенциал, мне кажется, раскрылся по-настоящему, когда он ушёл из «А-студио». Все клипы, которые он сделал после, – потрясающие, а то, что он создал вместе с казахстанским композитором Куатом Шильдебаевым, – настоящие шедевры. Единственное, чего там не хватало – хорошей аранжировки и звучания симфонического оркестра. Это было то, что я пытался туда привнести. Если помните, вокалист знаменитой британской группы Queen Фредди Meркьюри пел в дуэте с Монсеррат Кабалье композицию «Барселона». Когда они, соединив рок и академический вокал, исполнили первый ее вариант, песня произвела огромное впечатление на слушателей, хотя тогда она ещё не была оркестрована. Оркестровка появилась уже после смерти Фредди Меркьюри и песня прогремела на весь мир, особенно после открытия Олимпийских игр в Испании 1992 года.

Одно из самых больших моих сожалений в жизни, – это-то, что я не успел при его жизни сделать новые аранжировки его песен. Я не знаю, когда у меня появится время, но я бы хотел этим заняться так, чтобы все клипы Батыра тоже были хорошо оркестрованы. Но в то же время я очень осторожно отношусь к этому, потому что когда я предоставил ему уже готовые аранжировки при жизни, заметил, что он очень внимателен к мелким элементам, ему не нравилось то, другое, он хотел заменить что-то.... Такая скрупулёзность, к сожалению, затягивала проект. Сам я обычно слышу общее симфоническое звучание и не очень обращаю внимания на такие в общем-то второстепенные вещи как звук ударных, а для него это и другие мелкие атмосферные инструменты были очень важны. Сейчас, по словам аранжировщиков, с программами полегче, но тогда очень трудно было найти эти инструменты на компьютере, чтобы сделать так, как он хотел, то есть получить то звучание, которое устраивало бы его. И все-таки я надеюсь, что мне удастся взяться за то, что я начинал когда-то. Для этого нужны просто усилия, время и желание, ну и, конечно, ресурсы…

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33