Когда воруют идеи
Группа молодых алматинских архитекторов обвиняет столичную компанию «Астана Артфест» в нарушении авторских прав.
Вызов
Молодые архитекторы Аида Исаханкызы и Арайлым Естаева «вынесли сор из избы», приоткрыв ту часть творческого процесса, о которой многие их, даже зрелые коллеги, предпочитают молчать. А именно, об авторском праве художника, которое в Казахстане, по сути, не защищено ни грамотно прописанным законом, ни (зачастую) и заказчиком творческого объекта.
Наша основная цель - реализовать идею так, как она достойна быть реализованной, сделать ее лучше.
«Мы придумали идею детской площадки, - пишет в своем посте в фейсбуке Аида Исаханкызы, - Реализовали первый прототип идеи на фестивале Астана Артфест. Мы собирались реализовать нашу идею в полноценном виде на другом фестивале, потому что это наша основная цель - реализовать идею так, как она достойна быть реализованной, сделать ее лучше. Но вдруг, мы узнаем, что организаторы Астана Артфеста собираются реализовывать идею без нашего уведомления, без нас и без нашего разрешения.
Прав на исполнение идеи мы никому не передавали.
Люди не понимают, что такое интеллектуальная собственность и считают, что после такого в профессиональном сообществе к ним будут относиться нормально.
Зная, что получилось с первым прототипом, мы понимаем, что они снова пытаются испортить нашу идею своим корявым кураторством…
Самое ужасное, они считают это нормальным явлением. Т.е. эти люди не понимают, что такое интеллектуальная собственность и считают, что после такого в профессиональном сообществе к ним будут относиться нормально.
Если автор отдает на реализацию свою идею, это не значит, что организаторы фестиваля могут присвоить себе право на повторное ее исполнение. Если они забирают право на исполнение этой идеи себе априори, то тогда надо предупреждать художников об этом пункте, потому что никто из всех участвовавших с таким положением дел не знаком и точно не согласен.
Организаторы говорят мне, что они вправе реализовывать все идеи, которые были представлены на Астана Артфесте сами «сколь угодно». Значит, они считают, что завтра могут сами реализовать объекты Тотана Кузембаева или Нурлана Туреханова, ничего им не сказав, и это нормально? Мы понимаем, почему они поступают с нами так, как не поступили бы с другими именитыми художниками/архитекторами - потому что они ни во что не ставят труд молодых авторов и потому что побоялись бы».
После круглого стола
Организаторы «Астана Артфест» Майра Измайлова, Тимур Актаев и Ануар Нурпеисов оказались вынуждены выйти на большой и трудный диалог с художниками. Их извинения не были приняты алматинской командой.
Аида Исаханкызы сказала в интервью Exclusive.kz, что они озвучат свою позицию только после того, как организаторы письменно откажутся от использования нашей концепции. Пока мы воздержимся от других комментариев», - ответила Аида.
Закон об авторских правах в Казахстане не совершенен, да и если бы и был совершенен, мы прекрасно понимаем, что законы в нашей стране не работают.
Данияр Шабдукаримов, директор Esentai Gallery - галереи современного искусства в Алматы говорит, что в его практике подобных конфликтов не было. Репутация у галереи хорошая и всегда существует взаимопонимание между галереей и художниками. Нужно учитывать, что закон об авторских правах в Казахстане не совершенен, да и если бы и был совершенен, мы прекрасно понимаем, что законы в нашей стране не работают. Можно задавить людей насмерть, и отсидеть всего 45 суток. Вот пример, как закон не защищает граждан в нашей стране».
Сейчас наиболее актуальным, на мой взгляд, является защита концептуальной составляющей в любом творческом продукте.
Ольга Веселова, зам.ген.директора общественного объединения «Евразийский Культурный Альянс» во время обсуждения на круглом столе высказала свое мнение: «В современном мире, где технологии позволяют открывать собственное мини-производство каждому на дому, взять, к примеру, печать на 3D-принтерах, идея или концепт, как объект интеллектуального права, выходит на первый план. Сейчас наиболее актуальным, на мой взгляд, является защита концептуальной составляющей в любом творческом продукте. И именно к стандартам наиболее эффективной защиты идей креативного класса должно прийти профессиональное сообщество. Кто, как не мы, представители креативной индустрии, должны определять нормы и правила, которые бы защищали художников и творцов? Выработанные нами на практике нормы должны найти отражение в законодательстве. Кроме этого, важной составляющей работы в сфере культуры и искусства, безусловно, является репутация. И в этой связи, очень важно постоянно повышать собственную планку и пользоваться лучшими мировыми практиками, а также стараться защищать интересы пока только нарождающегося в Казахстане креативного класса. Именно репутация и особенно репутация, по моей оценке, является залогом устойчивого развития любых начинаний в социально-культурной сфере.
Сами же организаторы «Астана Артфест» постоянно оправдывались в том, что пока у них мало менеджерского опыта, признались, что с юридической точки зрения есть пробелы в тексте договора с художниками.
Глоссарий и этика
Надо сказать, что во время обсуждения на круглом столе стороны пришли к выводу, что термины, которые использовались в договоре, всеми понимаются по-своему. Что такое концепция, чем она отличается от идеи, что такое объект, и прочее, прочее?
Галерист Данияр Шабдукаримов провел ликбез: Идея - это задумка какого-либо произведения. Концепция - это идея в подробно расписанном (описанном) виде, вместе с чертежами, эскизами, бюджетом, сроками и другими деталями проекта. Объект - это готовое произведение, изготовленное и законченное в соответствие с концепцией».
Но, мы предварительно обговорили все с «Астана АртФест», с художником и с организаторами в Шымкенте. Всех все устроило. Ничего письменного не подписывали, только на устных обещаниях.
Во время обсуждения он рассказал: «На фестивале в Шымкенте мы тоже работали с художниками, которые зарекомендовали себя не только как художники, но и исполнители обязательств. У нас были для формальности подписаны договоры со всеми, но они были общие и там не было прописано практически ничего. Художник изготавливает объект, получает гонорар и деньги на расходные материалы. То, что произведение не может тиражироваться без ведома художника, подразумевалось само собой. Это такая морально-этическая договоренность. Например, Алмагуль Менлибаева представила инсталляцию «Традиция! Традиция!» на шымкентском фестивале. Затем эту же инсталляцию она представила на фестивале в Астане через 2 месяца. Но, мы предварительно обговорили все с «Астана АртФест», с художником и с организаторами в Шымкенте. Всех все устроило. Ничего письменного не подписывали, только на устных обещаниях. И последнее. Художник сегодня не должен быть голодным. Он зарабатывает деньги, живет полной жизнью, рожает детей и обучает их в частных университетах».
Вывод
Главный вывод из всей этой истории должны сделать сами участники сторон. Впрочем, уже сейчас ясно одно – в нашей стране активно развивается творческая среда, и, конечно, все возникающие проблемы становятся комплексными. В частности, эта история говорит о необходимости совершенствовать законодательство в этой сфере. Проще говоря, пора и нам вести дела и заниматься творчеством на уровне международных стандартов, если мы хотим жить в цивилизованном обществе. А пока вопросы нужно регулировать, если не по закону, то по совести.