Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром
Exclusive.kz продолжает публиковать серию интервью Народной артистки Казахстана Жании Аубакировой в рамках проекта «Культурная мозаика» на «Радио Классика». На этот раз ее собеседник управляющий директор – член правления Казкоммерцбанка Давид Машури.
- Чем вы занимались до того, как стали заниматься развитием человеческого капитала, столь востребованной специальностью?
- Мне посчастливилось в 1996 году выиграть грин карту. Таким образом я уехал в Америку и занимался многим: преподавал, занимался недвижимостью, работал на госслужбе. В 2007 году мы с женой решили вернуться в Казахстан. Я понял, что надо работать там, где ты востребован, где растет экономика. А в США большая конкуренция и все, что бы ты ни придумал, уже есть. В 2007 году в США был кризис и консалтинговая компания, в которой я работал, начала испытывать трудности. Я начал искать работу, меня рассматривало множество компаний и среди них была та, которая занималась хэдхантингом. Я рискнул и не пожалел. Это очень благодарная работа, которая дала возможность познакомиться с множеством интересных людей. Мы искали топ менеджеров как в Казахстане, так и за рубежом.
-Почему вам не нравится формулировка HR?
- Дело в том, что уже пора отойти от формулировки human resources, то есть человеческие ресурсы. Она отражает отношение к человеку, как к ресурсу. Будто это деньги ли актив. Любая работа, которую мы делаем, делается для людей. Люди- это наш конечный потребитель и сейчас везде отношение к сотрудникам рассматривается как отношение к внутренним клиентам. Неудовлетворенный сотрудник равен неудовлетворенному потребителю вашей компании. Если сотрудник уволился или не прошел интервью, то он остался недоволен. Он перестанет рекомендовать вас своим друзьям и вероятность новых потребителей упадет. Мы постепенно переходим от отдела кадров к HR.
- Как вы добиваетесь того, что даже в случае отказа в трудоустройстве, он уходит от вас без негативного опыта?
- Это вопрос правильно выстроенной коммуникации, даже среди ваших сотрудников. Отказ нужно правильно преподносить. И правильно преподнесенный отказ в будущем может помочь тому человеку, которому вы отказали.
Очень важен выбор слов, ваша интонация, причем как в повседневной, так и в профессиональной жизни. Надо учиться и нужна мотивация себя улучшать. К сожалению, многие акционеры, часто очень харизматичные, не коммуницируют с людьми. Это большая проблема.
- Культура - не только искусство. Поговорим о культуре вообще и о корпоративной культуре в частности. Как вы думаете, почему люди ежедневно собираются вместе? Зачем одеваться костюм и приходить на работу в 9 утра? Люди все чаще понимают, что работа должна быть интересной. В Google конкуренция выше, чем в Гарварде потому, что у них нестандартная атмосфера. Что нужно сделать, чтобы мы изменили свои стандарты и при этом был коммерческий успех?
- У меня был случай с моим подчиненным. Он был одним из тех, кто отвечал за помощь людям и при этом не чувствовал себя комфортно в продажах. Оказалось, что для него важнее общественная ценность. Он хотел приносить пользу стране. Я объяснил ему, что он так и делает. И потом, когда он это осознал, у него начались успехи в бизнесе. Убеждение в том, что образование – это прерогатива государства должно уйти в прошлое. Я считаю, что любая работа должна быть оплачена. Особенно учителя.
- Возможно, дело еще и в том, что в образовании очень низкий уровень конкуренции. Как результат, люди теряют восприимчивость, инициативность… Так это или нет?
- Есть теория, что искусственный интеллект превзойдет человеческий. У меня недавно возникла мысль, что то, чему мы обучаем, становится бессмысленным. Такие профессии, как водитель, скоро исчезнут. Мы сейчас отходим от бумаги и даже денег. Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром.
- Может это проблема поколенческого масштаба?
- Я думаю, у нас это особенно остро чувствуется. Нынешнее поколение никогда не поймет то, что видело поколение наших родителей. Я сразу вспоминаю своего отца. Он был идеалистом и, когда все рухнуло, он не смог с этим смириться. Он сидел несколько лет и ждал звонка. И в 60 лет он умер от инфаркта. Помню те 90-е , когда я приезжал домой и не знал, как ему помочь.
Культура важна во всех аспектах нашей жизни, даже в работе. Культура – это стратегия. Вы должны знать, что вы будете делать, а что - нет. Мы недооцениваем культуру, а она формирует ценности.