суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Народная музыка жива вопреки всему

В Алматы завершилась уникальная международная конференция «Традиционная музыка в XXI веке». Она собрала практически весь цвет исследователей и продолжателей фольклорной тюркской музыки не только из среднеазиатских стран СНГ, но также из России, Европы, США. Организатором конференции стала Казахская национальная консерватория им.Курмангазы – крупнейший научный центр по исследованию музыкального наследия стран СНГ.

 

 

 

Как рассказала в своем выступлении на конференции ректор консерватории, народная артистка Республики Казахстан, профессор Жания Аубакирова, этот форум проходил под знаком нескольких юбилеев.

Около 200 лет назад, в 1818 году в Азиатском музыкальном журнале в Астрахани Иваном Добровольским была опубликована первая нотная запись казахской песни. Это событие нельзя считать началом исследований музыки казахского народа – отдельные записи о традициях и музыкальных традициях казахов-кочевников встречались и ранее. Однако именно с этого времени начинается систематическое изучение казахской культуры, в том числе и музыкальной. Поэтому уже в 2018 году есть формальный повод отмечать 200-летие музыкальной этнографии Казахстана.

Конференция осветила и другие важные даты – 90-летие выдающегося казахского ученого, реконструировавшего казахские музыкальные инструменты Болата Сарыбаева и 30-летие кафедры народного пения.

Жания Аубакирова подчеркнула, что назрела ревизия сложившихся методов музыкально-этнографических исследований, их роли в жизни современного общества, осмысление перспектив дальнейшего изучения этнических музыкальных традиций

– Мы все знаем, как сложны этномузыковедческие исследования, предполагающие глубокие знания и комплексный междисциплинарный подход. Я думаю, что большой опыт работы наших ученых оказали влияние на все сферы музыкальной культуры нашей страны. - сказала она. – Благодаря им выработался особый национальный подход ко всем сферам музицирования, в том числе – и в академической музыке.

Жания Аубакирова подчеркнула, что сегодня, в пору глобализации и новой технологической революции для этномузыковедческих исследований появляются новые возможности. Новыми тенденциями в науке становятся компьютерные исследования звука, компьютерная систематизация информации, работа музыковедов с сообществами, научные изыскания носителей традиций. Самое главное, что предстоит сделать казахстанскому этномузыковедению – это популяризация всех достижений народной музыкальной культуры. С использованием, конечно, всех современных медийных возможностей, включая социальные сети и интернет.

Острым и полемичным, ставящим непростые вопросы стало выступление на конференции Саиды Елемановой, профессора Казахского национального университета искусств. Ее горячая речь была посвящена актуальным проблемам сохранения нематериального культурного наследия Казахстана, в том числе – и традиционной народной музыке.

Хотя Казахстан и ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия в декабре 2011 года, у него до сих пор нет соответствующего национального Закона. Нет законодательной основы для сохранения народных музыкальных традиций и главного - их носителей

-Уходят из жизни люди-носители народной памяти, народных музыкальных основ, а смены им нет. И традиция теряется безвозвратно! Если нет учеников, нет последователей, теряется преемственность, и потом очень трудно, даже невозможно восстановить музыкальные образы прошлого – говорит она.

По ее словам, чиновниками Министерства культуры проблемы не решаются. Мало того – они зачастую даже не поставлены. До сих пор не определено – что же такое нематериальное культурное наследие. Не говоря уже об особом статусе людей – носителей народных культурных традиций. Шесть лет прошло – а Казахстан по-прежнему топчется на месте.

По мнению Саиды Елемановой, нам сегодня остро нужен новый закон о НКН. Необходимо также создать национальный реестр НКН, включая в него и людей-носителей таких культурных традиций. Третья важнейшая задача – повышение информированности общества о его культурном музыкальном наследии, включение традиционной народной музыки в повседневный культурный мейнстрим. Только так мы сможем сохранить непрерывно размывающийся фундамент народной идентичности.

Похожие проблемы волнуют музыковедов не только Казахстана. Выступившая на конференции профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Наталья Гилярова подчеркнула, что проблема утраты преемственности у носителей народной музыкальной культуры остро стоит и в России.

-Нам приходится доказывать чиновникам, что народная музыкальная культура жива, потому что многие из них уверены, что ее уже нет. А мы пытаемся им доказать, что она есть, что она нуждается в поддержке. Без традиции этноса просто нет. И наша главная задача – сохранить наши национальные «корни» в эпоху глобализации. – уверена она.

Интересный доклад на форуме представил доцент кафедры музыкально-информационных технологий МГК им. П.Чайковского, кандидат технических наук Александр Харуто. Он продемонстрировал анализ фонограмм традиционных музыкальных культур с помощью компьютерной программы SPAX, разработанной им.

Данная программа позволяет вычленять и систематизировать характерные музыкальные особенности традиционных музыкальных произведений, делать анализ тенденций их развития. Это новое изобретение вызвало живой интерес у музыковедов – практиков, которые в своих этнографических экспедициях собирают множество записей народной музыки. Теперь они получили новый инструмент для их анализа.

О широте и разнообразии обсуждаемых на конференции тем можно говорить много, за два дня были проведены большое пленарное заседание, потом обсуждения на трех секциях, а затем ведущие музыковеды – этнологи провели мастер-классы.

Профессор Дженнифер Пост из Университета Аризоны, например, рассказывала о своих многолетних исследованиях среди казахов в Монголии, создающих традиционный казахский музыкальный инструмент – продольную флейту. Причем делают они ее из подручных материалов, которые все время меняются.

Известный этномузыковед из Венгрии, автор многих книг по тюркской народной музыке Янош Сипос рассказал о своих исследованиях по сравнительному изучению фольклорных музыкальных произведений тюрков Закавказья, Турции, и стран Средней Азии.

В рамках конференции прошли круглые столы, посвященные традиционному исполнительскому искусству, современным методам исследованиям традиционной музыки, а также наследию традиционной культуры в искусстве, образовании и науке. В них приняли участие известные исполнители национальной музыки и ученые Бекболат Тлеухан (Казахстан), Рамил Гайзуллин (Башкортостан), Константин Московичи (Молдавия), Кутманаалы Султанбеков (Кыргызстан), Абдиназар Поянов (Узбекистан), Саламат Аяпов (Каракалпакстан), Еркин Шукиманов (Казахстан), Улжан Бойбосынова (Казахстан), фольклорно-этнографический ансамбль «Сазген» и многие другие.

Дмитрий Слинько
Оставить комментарий

Культурная среда

Ержан Еркинбаев:  Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре Ержан Еркинбаев: Самая большая ошибка в том, что мы глухи к своей культуре
Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу» Павел Нерсесьян: «Страдания разбивают нашу духовную скорлупу»
Редакция Exclusive
Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром Давид Машури: Люди должны понять, что им нужно меняться вместе с миром
Редакция Exclusive
К Рафаэлю за вдохновением К Рафаэлю за вдохновением
Ботагоз Сейдахметова
Задворки казахского кинематографа Задворки казахского кинематографа
Олжас Кожахмет
«У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев «У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев
Аскар Муминов
Любовь и микробы Любовь и микробы
Олжас Кожахмет
Магия энергии и немного кораллов Магия энергии и немного кораллов
Ботагоз Сейдахметова
Немцы научат казахов как Астану беречь Немцы научат казахов как Астану беречь
Редакция Exclusive
Круз 200 Круз 200
Олжас Кожахмет
Рахат-Би – запомните это имя! (видео) Рахат-Би – запомните это имя! (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Дамы убивают кавалеров (видео) Дамы убивают кавалеров (видео)
Олжас Кожахмет
Художники-казахи покоряют Голливуд Художники-казахи покоряют Голливуд
Ботагоз Сейдахметова
Слабоумие и бумага Слабоумие и бумага
Олжас Кожахмет
Ангел Мюрюэль: «Быть в моем королевстве – большая привилегия» Ангел Мюрюэль: «Быть в моем королевстве – большая привилегия»
Дина Дуспулова
Паша Кас: «А давайте бояться вместе» Паша Кас: «А давайте бояться вместе»
Редакция Exclusive
Русские построили Верный не на пустом месте (видео) Русские построили Верный не на пустом месте (видео)
Манас Бистаев
Конфликт исчерпан? (видео) Конфликт исчерпан? (видео)
Редакция Exclusive
Когда воруют идеи Когда воруют идеи
Ботагоз Сейдахметова
Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео) Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео)
Олжас Кожахмет
Продвигать искусство – тоже искусство Продвигать искусство – тоже искусство
Редакция Exclusive
Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео) Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа
Редакция Exclusive
Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш» Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш»
Редакция Exclusive
Сакральное искусство Сакральное искусство
Редакция Exclusive
От эстетики -  к этике От эстетики - к этике
Айгуль Аубакирова
Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей» Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей»
Дина Дуспулова
Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?» Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?»
Дина Дуспулова
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!
Редакция Exclusive
Киновитамины на уикенд (видео) Киновитамины на уикенд (видео)
Залиха Сеидова
Искусство атакует Искусство атакует
Редакция Exclusive
Путешествие по русскому лесу Путешествие по русскому лесу
Редакция Exclusive
Алматыда Дэмиен Хёрсттің «Жаңа дін» көрмесі өтеді Алматыда Дэмиен Хёрсттің «Жаңа дін» көрмесі өтеді
Редакция Exclusive
«Новая религия»  Дэмиена Херста в  Алматы «Новая религия» Дэмиена Херста в Алматы
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33