Латика Падгоанкар
Председатель жюри НЕТПАК (Network for the Promotion of Asian Cinema, Ассоциация по промоушену азиатского кино), Индия. Писатель, киновед. Содиректор фестиваля Osian’s Cinefan, исполнительный директор Cinemaya — ежеквартального журнала об азиатском кино. Соредактор книг «Мир Кэндзи Мидзогути» (2008) и «Путешествие по азиатским фильмам: избранные статьи из Синемайи» (2010). Жюри НЕТПАК работает на 30 международных кинофестивалях мира, где вручает свой приз — «Лучший азиатский фильм». На кинофестивале «Евразия» этот приз был вручен казахстанскому фильму «Студент» Дарежана Омирбаева.
— Латика, мы очень рады, что вы приехали к нам на кинофестиваль и возглавили жюри НЕТПАК. Эта организация много делает для промоушена казахского кино в Азии. Скажите, пожалуйста, что вас больше всего удивило или понравилось вам на «Евразии»?
— Грандиозные церемонии открытия и закрытия кинофестиваля во Дворце Республики, который вмещает в себя, как мне сказали, 3000 человек. Длинная красная дорожка, красочное представление гостей — всё было сделано, как на фестивалях класса «А». Это меня поразило! Потом, у вас был высокий уровень гостей — Данис Танович, Вольфганг Петерсон, Лой Арсенас… Я была очень рада увидеть здесь своих коллег-кинокритиков мирового масштаба — Филиппа Че, Атиллу Дорсай. И программа фестиваля очень хорошая. Мы в основном смотрели конкурсные фильмы, а мне хотелось посмотреть картины из других программ, например, из «Эха Берлинале» или «Эха Бусана».
— Спасибо за добрые слова. А что вы думаете о фильмах Центрально-Азиатского региона? Ведь НЕТПАК сразу решило, что сфокусируется только на фильмах из этого региона, и вы посмотрели одиннадцать картин из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
— Думаю, что в целом кино Центральной Азии — это взрослое кино, со своей историей и продолжением. У вас было развито кино и в 1950-е, и в 1960-е годы, и имеет свою отдельную историю после независимости. Неважно, получают эти фильмы призы на международных кинофестивалях или не получают, — они существуют сами по себе для народов этих государств. Они самодостаточны. В этом плане я говорю о взрослости.
История центральноазиатского кино пишется сама по себе. Мы посмотрели картины разных жанров и разной тематики — о внутреннем мире ребенка («Принцесса Назик», Кыргызстан) и о размышлениях старой женщины на пороге смерти («Телеграмма», Таджикистан), о жизни пастуха верблюдов («Степняк», Азербайджан) и молодой девушке, которая отправляется в поисках лучшей доли сначала в Россию, а потом во Францию («Пустой дом», Кыргызстан). Потом, наоборот, о судьбе девушки, которая остается жить в родном кишлаке, но жизнь ее не складывается («Паризод», Узбекистан), о судьбе таджикских эмигрантов («Презумпция согласия», Россия–Таджикистан) и о молодом парне, который из деревни приезжает в город, чтобы найти здесь работу («Кишкентай», Казахстан). Всё это очень интересно и дает яркую панораму жизни в Центральной Азии.
— Но вы все-таки свой приз дали казахстанской ленте «Студент» Дарежана Омирбаева. Скажите, почему?
— В наше жюри входили три человека — я, Максин Уильямсон из Австралии и Рада Шешич из Нидерландов, но мы единогласно решили, что дадим свой приз картине «Студент», потому что это удивительно тонкая работа. Дарежан Омирбаев рассматривает общечеловеческие проблемы, поднятые еще в романе Достоевского «Преступление и наказание», перенеся своего героя в современный Казахстан. И это здорово сделано! Омирбаев — настоящий мастер кино, его картина, на наш взгляд, была на голову выше всех представленных работ, и Казахстан должен гордиться, что имеет такого режиссера.
— Помните, в начале этого года мы с вами встретились на кинофестивале в Везуле, где показывалась большая программа — 22 фильма! — казахского кино? Меня удивило, что вы посмотрели почти всю эту ретроспективу, и когда я спросила вас, почему вы это делаете, вы ответили, что очень любите казахское кино. За что вы любите наше кино?
— В Везуле я хотела понять, откуда берутся корни, откуда идет сила вашего кино. Поэтому я посмотрела фильмы 1960, 1970, 1980-х годов и убедилась, что у вас всегда было сильное кино. Теперь я понимаю, что сегодня вы не можете снимать хуже, чем пятьдесят лет назад, что у вас взрослое кино, что ваши молодые режиссеры стоят на плечах своих отцов и даже дедов. И еще мне интересно посмотреть, как кино эпохи независимости отходит от российского кино и вы строите свою собственную идентичность. Мне понравилось, что на «Евразии» вы показали много казахских фильмов, кажется, 17. Я с удовольствием посмотрела и «Виртуальную любовь», и «Жаужурек мын бала», и «Книгу легенд: сказочный лес», не говоря уже о «Студенте». Все эти фильмы говорят о том, что у вас мощное, развитое кино. Вы строите свою историю и общество по своему собственному пути, и это потрясающе!
— Спасибо вам большое за интервью!
Культурная среда
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана
В свою З-ю экспедицию венгерский путешественник доктор Иштвана Бенце планирует отправится из Казахстана
Кинопроект "Уроки гармонии" казахстанского режиссера Эмира Байгазина победил на кинофестивале в Сараево