Устроить сцену
Ольга Никушкина
Календарь ноября явно заражен театром — в нем огромное количество премьер, поводов вспомнить старые постановки и возможностей расширить свое представление о театре. Но это разнообразие всегда требует собственной реакции зрителя, ведь только он может определить, какая постановка и какой режиссер и актер являются лучшими. В ГАТОБ имени Абая этот месяц принадлежит Джузеппе Верди. Только в ноябре можно увидеть сразу четыре оперных спектакля, созданных неутомимым талантом композитора. 5 и 6 ноября состоится премьера «Бала-маскарада». 23-я из 26 опер Верди основана на реальных событиях: в основу сюжета легла история убийства во время бала короля Швеции Густава III в 1792 году. Как в самых правдоподобных историях про любовь, ревность и предательство, в сюжете ангажировано место для походов к гадалке, посещения городского кладбища в поисках травы для зелья, карнавальных масок и, конечно, острых кинжалов. На постановку известной оперы важно посмотреть еще и потому, что это работа театральных профессионалов: режиссера-постановщика Ляйлим Имангазиной и художника-постановщика Вячеслава Окунева. Чтобы оценить масштабы оперного наследия Верди, обязательными для посещения в ноябре являются «Аида» (10 ноября), драматичная опера «Риголетто» (19 ноября) и одна из красивейших постановок репертуара ГАТОБ — опера «Трубадур» (24 ноября). Для любителей оперы самое логичное времяпрепровождение в перерывах между Верди — услышать «Богему» Пуччини, идущую 12 ноября, и оценить минималистичную постановку вагнеровского «Тангейзера», заявленную на 26 ноября. 11 ноября в ГАТОБ состоится вечер современной хореографии, на сцене выступят артисты театра современного танца «Самрук». В программе — хорошо известный зрителям страстный балет «Аранхуэс» и новая работа приглашенного американского хореографа Пола Гордона Эмерсона «Падая в море». Основатель и художественный руководитель нью-йоркской труппы City Dance уже имеет опыт успешного сотрудничества с труппой Гульнары Адамовой. «Падая в море» — его подарок коллективу, аллегорическая постановка про силу любви и вечность моря. Современный танец — всегда опыт, составленный их самого непредсказуемого набора впечатлений: глагол «танцевать» зачастую трудно применить к тому, что происходит на сцене, здесь могут использоваться странные малотанцевальные предметы, но главным всегда остается ощущение ошеломляющей свободы танца. Труппе «Самрук» всегда удается его передать на сцене. Государственный академический театр драмы имени Ауэзова работает в своем привычном формате, открывая двери каждый день месяца. Классика и актуальная драматургия, воплощенная на сцене «ауэзовского», всегда понятна в одно касание, но при этом с завидным постоянством оставляет желание пересмотреть даже самые старые постановки. В ноябре проверить точность этого утверждения можно, посетив постановки «Кудалар» (3 ноября), «Аршын мал алан» (10 ноября), «Сыган серенадасы» (13 ноября). Новинка этого сезона, драма «Империядагы» кеш», намечена на 5 и 29 числа, а 26 и 30 ноября состоится премьера драмы «Кыз муны». 12 ноября будет творческий вечер народного артиста РК Сабита Оразбаева, а 27 ноября театр отмечает юбилей Салихи Кожаковой. В афише ноября у DTA заявлено семь постановок, три из них — сказки. Сказки Немецкого драматического театра каждый раз раздвигают границы правдоподобия, и все самые фантастические персонажи кажутся частью реальности. 2 и 25 ноября здесь ставят очаровательного «Папаню» по мотивам сказки Михаила Липскерова, 23 ноября на сцене идут новые «Бременские музыканты», а 30 числа — рок-мюзикл по мотивам самой знаменитой повести Киплинга «Отпустите меня в джунгли…». 11 ноября актеры труппы разыграют бульварную комедию «Перебор» Херберта Бергера в постановке Дмитрия Скирты. А 30 ноября в ТЮЗ имени Наталии Сац с антрепризным спектаклем приезжают актеры Театра Вахтангова. Евгений Князев и Василий Лановой в спектакле «Посвящение Еве» рассказывают о том, какие неожиданные последствия может иметь интервью с нобелевским лауреатом, ведущим отшельнический образ жизни.