Ради детей
Наверняка многие не раз оказывались в такси, где за рулем была женщина. Во многих странах существуют даже специальные службы такси, где работают только женщины. Их услугами пользуются не только женщины, но и мужчины. Среди клиентских отзывов нередко выделяются слова "пунктуальность", "сдержанность", "чистота", "аккуратность". В нашем же пространстве продолжает доминировать стереотипное мнение, что женщина и автомобиль, мягко говоря, не самые сочетаемые явления, а профессия "водитель» так и вовсе безоговорочно мужская. Мы нашли трех женщин - водителей такси, которые своим личным примером демонстрируют, что гендерные условности - не более чем миф.
История первая: Анастасия: такси психологической разгрузки
Анастасии 35 лет, она мама двоих детей - 9 и 12 лет, психолог с высшим образованием, арт-терапевт.
- Анастасия, как вы стали водителем такси?
- В моей жизни было много экспериментов, начиная с работы в салоне красоты мастером маникюра, и заканчивая, на данный момент, водителем такси. Неизменным оставалось только желание развиваться, создавать себя и пробовать что-то новое. Недавно я пережила развод с мужем. Теперь мне, как практикующему психологу, легче понять других людей помогать им в решении проблем.
Был в моей жизни этап создания собственного бизнеса по разработке мобильных приложений, и этап работы руководителем отдела продаж в строительной компании, и даже работа воспитателем в детском саду, но опыта в ведении бизнеса не хватило. Не мое это всё было.
Права я получила в 2002 году в Алматы после окончания водительских курсов. Через пару месяцев купила старенькую BMW, и вот уже 15 лет вождение для меня остается одним из самых любимых занятий. До конца осени я работала в такси на своей Toyota RAV4, но неожиданно поступило выгодное предложение продать машину, поэтому временно я беру автомобиль в аренду у таксопарка, в котором работаю. Подзаработаю немного и скоро куплю новую машину классом выше, чтобы ездить в тарифе «Комфорт» и зарабатывать еще больше.
Есть у меня даже опыт работы штатным водителем в рекламном агентстве. Только когда в Казахстане появились онлайн-сервисы такси, я поняла, что гораздо выгоднее работать через приложение, поэтому я и ушла из агентства. Теперь могу совмещать любимые занятия, сама выбирать таксопарк, в котором хочу работать, сама регулировать время для выхода на линию - что очень важно для меня, как мамы двоих детей. И при этом я могу еще заниматься частной психологической практикой. Работа водителем стала для меня хорошей финансовой поддержкой.
- Сложно женщине работать водителем? Что для вас важно в том, чем вы зарабатываете?
- Я всегда слежу за внешним видом, люблю красиво одеваться, легкий макияж. И считаю, что водитель такси тоже может выглядеть красиво. Когда я работала водителем в агентстве, меня всегда принимали за менеджера. И очень удивлялись, узнав, что я водитель. Мне нравилась такая реакция - уход от стереотипа. Поэтому, выходя на линию, обязательно надеваю платье или юбку, делаю макияж, добавляю украшения.
- Комфортно ли работать женщине в традиционно мужской сфере, как реагируют коллеги?
- Да, мы с коллегами почти не пересекаемся. Когда я решила попробовать работать водителем в таксопарке, то зашла в интернет и оставила заявку на сайте, далее выбрала самый лучший, как мне показалось, вариант из списка партнеров популярного, на взгляд моих друзей, сервиса такси. Затем я собрала документы и поехала оформляться в таксопарк. Меня индивидуально оформили, потом отправили пройти тестирование и инструктаж в Центре Яндекс.Такси для водителей - это хороший опыт и возможность получать больше заказов, так как я сдала тест хорошо. Я всегда училась хорошо - даже школу окончила с отличием. В 2010 году всего с парой четверок я стала выпускницей Университета «Туран» по специальности «Психология».
- Какие пассажиры бывают в вашей практике? Неужели всё так гладко?
- Конечно, пассажиры бывают разные. Но напряженных ситуаций не было. Все-таки через мобильное приложение, как мне кажется, заказывают поездки люди более адекватные. Наверное, потому еще, что пассажиры понимают, что их номер телефона есть в приложении, и в случае чего их можно будет найти. Все точки передвижения отмечаются, можно поделиться своим местоположением с близкими. Поэтому и не боюсь приставаний. Я никогда не «таксовала от бордюра» именно из-за того, что считала это опасным.
- Как отреагировали ваши родные на решение работать не только психологом, но и водителем?
- Конечно, мои родные сначала немного удивились, но потом успокоились и увидели, что это безопасно. У меня даже есть такая идея как «психологическое такси», чтобы человек во время поездки мог получить небольшую консультацию от водителя-психолога. Это поможет людям тратить время поездки с пользой для себя. Может быть когда-то я это сделаю. Слышала от коллег истории о том, что реально, начав с работы водителем, открыть свой таксопарк. Владелец таксопарка, в который меня оформили на работу, начинал всего с нескольких машин, и вот каких масштабов смог добиться всего за год работы.
И, конечно же, я продолжаю развивать себя как психолога. Недавно впервые провела онлайн-мастер класс на тему «Границы в детско-родительских отношениях» в рамках онлайн-фестиваля. Вживую в этом году также проводила несколько мастер-классов, групповых занятий, и индивидуальных консультаций. Мне нравится то, что я сейчас делаю. Я поверила в свои силы и думаю, что нашла себя.
История вторая: Дана
Жизнерадостная хохотушка Дана на три года младше Анастасии, у нее высшее экономическое образование. Семья Даны живет в Астане. Она тоже мама двоих детей, любит спорт, а в свободное время вязать, готовить. До рождения детей Дана работала в банке и жила в Кокшетау. Последние 5 лет занималась предпринимательской деятельностью - был свой оптово-розничный продуктовый отдел по продаже колбасных изделий и сыров, который пришлось закрыть в связи с переездом в Астану по семейным обстоятельствам.
- Дана, вы живете в динамично развивающейся столице, как вам удается одной заботиться о дочери и сыне и зарабатывать?
- Такси - это моя основная работа, я устроилась в таксопарк и выполняю заказы международного онлайн-сервиса, доступного в Казахстане. График с 8 утра до 7 вечера с перерывом на обед. В такси я пришла работать из-за своих детей. Я воспитываю их одна, поэтому некому их отвозить и привозить со школы, я должна всегда иметь возможность заниматься домом. Мой гибкий график работы выдержит не каждый работодатель.
- У вас был опыт работы водителем?
- Мой стаж вождения 5 лет. В течении этого времени больше часов провела за рулём, чем ходила пешком. Я люблю водить, поэтому мне нравится моя работа.
- А интересные случаи приключались с вами?
В такси садятся непохожие друг на друга люди, с разными судьбами и историями. Начинаешь разбираться в людях, нечаянно приобретаешь опыт психолога. В начале я «таксовала с бордюра», но это, во-первых, уже незаконно, а во-вторых, небезопасно. В сервисах такси все пассажиры зарегистрированы, ты уверенно работаешь, знаешь куда и как везти людей по навигатору.
Однажды одна мама заказала такси, находясь на работе, своему сыну и его бабушке, а у подростка в этот момент села батарейка на телефоне, она сообщила мне об этом. Я, в свою очередь, отозвалась ей помочь и начала искать пассажиров возле школы. И нашла! Вы бы видели глаза мальчика, к которому подходит чужая тётя называет его по имени и дает ему свой мобильный, чтобы они с бабушкой поговорили с мамой. Я представила, что она говорила ему в этот момент. А потом этот мальчик 13 лет у меня спросил: «Вы искали нас из-за денег?». Я ответила, что нет, у меня принцип – если я взяла заказ, то должна выполнить, и не важно за какие деньги.
- Поддерживают ли вас дети, помогают?
- Дочка учится в третьем классе. Она ходит на кружок рукоделия. А сынок у меня будущий чемпион - он начал ходить на борьбу. У меня самые лучшие дети – мои помощники, моя гордость! Мы всегда вместе принимаем решения, советуемся друг с другом. Кстати, именно они меня поддержали с выбором работы. Я очень благодарна своим родным. За то, что они всегда помогают, встречают и провожают, переживают. Это моя мама, сестра, племянник и, конечно же, мои дети.
- Вы бы посоветовали свой опыт другим женщинам?
- Для любой женщины, если она отлично водит машину, работа водителем, на мой взгляд, очень удобна. Лично мне очень нравится гибкий график работы. Потому что мы все мамы, жены и даже бабушки. У нас всегда много дел, нам всё нужно успеть сделать и при этом хочется достойно и честно зарабатывать.
Я за машиной ухаживаю больше чем за собой (смеется). Уже неплохо разбираюсь в запчастях. Машину нельзя обижать, а иначе она будет отвечать вам тем же. Я всегда говорю, что моя машина — это моя «большая сумочка». У меня есть: трос, аптечка, домкрат отвертка, плоскогубцы, ключ на 10 и 12, скотч, резак, нож, масло, антифриз, тормозная жидкость, знак аварийный, предохранители и запаска. А ещё, подушки для детей, они иногда засыпают в машине. Я вожу с собой зарядки для «Самсунга» и «Айфона», влажные салфетки, и даже есть в «бардачке» конфетки — угостить детей, или пассажиров.
Напоследок расскажу смешную историю.
Однажды мужчина лет 40 в темноте не разглядел водителя, а когда сел ко мне в машину, так напугался, что увидел девушку. Говорит: «Боюсь ездить с женщинами», а я ему в ответ: «Пристегнулись? За ручку держитесь?». Он ответил, что да, тогда я сказала: «Ну, а теперь взлетаем!». К середине пути он уже не держался за ручку.
История третья: Нелуфар
Нелуфар 40 лет, очень нежная и красивая мама четверых детей, получила среднее образование по специальности кройка и шитье, водитель с ограниченными возможностями.
- Я родом из Узбекистана, родилась в 1977 году, с детства глухонемая. Родители тоже глухонемые, они остались в Ташкенте. Я приехала в Казахстан в поисках работы, позже нашла любимого мужчину и вышла за него замуж. У меня 3 группа инвалидности. Раньше я работала швеей в гостинице «Казахстан», а сейчас делаю то, что мне нравится и позволяет уделять время семье – работаю водителем такси. Так как я люблю машины и люблю ездить, мне легко. Моим хобби по-прежнему остается шитье.
- Как вы начали работать в такси?
Я узнала про онлайн-сервисы такси от мужа. Мне захотелось тоже попробовать – с 2017 года я работала c Uber, но поняла, что в моем случае удобнее и безопаснее работать в одном из таксопарков-партнеров Яндекс.Такси. Муж порекомендовал обратиться в тот таксопарк, в котором зарегистрирован сам. Красавчик! (смеется). Мой супруг по-прежнему получает заказы разных агрегаторов, вот я наблюдала, что муж всегда при деньгах, решила тоже попробовать заработать.
Мне нравится такая работа – спокойно, гибкий график и всегда есть деньги на карманные расходы.
У нас четверо детей, поэтому моя цель – дать им максимум возможностей.
- Сколько лет вашим детям?
Двое учатся в школе-гимназии, а старшие дети уже пошли в институт. Я готова ради детей на всё и всё для этого делаю – стараюсь исполнять любые их желания, особенно, когда это мечты о будущем.
- Как реагируют люди, когда видят женщину за рулем такси? Попадаются недовольные пассажиры?
- Женщиной-таксистом быть обычно не трудно. Хотя люди часто спрашивают, могу ли я в принципе работать.
Все пассажиры очень уважительные. Их реакция на то, что я женщина-таксист очень смешная, а необыкновенных случаев в моей практике не бывало.
- Вам нравится ваша работа?
- Да, всё вполне хорошо. Могу сказать, что даже лучше, чем на других работах. Клиенты добрые и зарабатываешь нормально – в день могу заработать от 3000 тенге и выше. Например, за 4-6 поездок сделать 3000 тенге, а за 10 поездок еще больше, в зависимости от времени. Я обычно работаю почти 6 часов, поэтому получается 8 000-10 000 тенге. Клиенты часто оставляют чаевые.
- Как относятся родственники к вашему выбору?
- Положительно. Отнеслись с пониманием и поддержкой. Родители были сначала против, а потом приняли мой выбор.
- Вам стать водителем посоветовал супруг, а вы советуете родственникам или подругам попробовать себя в роли водителя?
- Да. Не многие, но есть те, кто соглашаются.
- Есть ли у вас девиз?
- Никогда не сдаваться!