Слишком не равны силы
Общество не верит уверениям властей о том, что они смогут построить горнолыжный курорт, не нарушив хрупкий экологический баланс. Проблема доверия вновь вышла на первый план еще и потому, что даже тендер на разработку ТЭО проведен с грубейшими нарушениями. Есть все основания считать, что на территории Кок жайляу появятся не только гостиницы, но и роскошные особняки.
Посмотрите программу "Мозговой штурм" на тему - "Кок-Жайляу еще одна афера?"
Кок-Жайляу населяют насекомые, растения, животные и птицы, в том числе включённые в «Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений в Казахстане. А следовательно, строительство курорта в национальном парке противоречит национальному законодательству в области особо охраняемых природных территорий, охраны природы, водных, лесных и земельных ресурсов. Впрочем, тревогу бьют не только экологи и активисты.
Почетный президент Немецкого Союза охраны природы (NABU), лауреат альтернативной Нобелевской премии, профессор, доктор Михаель Сукков (Michael Succow) и вице-президент НАБУ, председатель Фонда NABU International, Томас Теннхардт (Thomas Tennhardt) обратились к Президенту Казахстана с просьбой отказаться от строительства горнолыжного курорта в Иле-Алатауском национальном парке. Они готовы активно содействовать номинации Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. World Heritage Centre UNESCO также рекомендовал руководству Казахстана отказаться от осуществления проекта по строительству горнолыжного курорта.
Ажар Джандосова, лидер общественного движения «Защитим Кок-Жайляу» считает, что территорию парка нельзя трогать в принципе. Ее оппонент Куат Домбай предлагает все же развивать проект при условии, что там не будет девелоперской составляющей. Журналист Вадим Борейко рассказал о том, почему власти так настойчиво хотят реализовать этот проект и чьи интересы за ним стоят.
Карлыгаш Еженова:
- Если я не ошибаюсь, дискуссии на тему строительства на территории национального парка нового горнолыжного курорта беспокоит общество уже несколько лет. Когда я пыталась проанализировать аргументы за и против, то поняла, что аргументы «против» более убедительны хотя бы потому, что отражают подсознательное недоверие горожан к властям города. Алматинцы не верят тому, что в настоящее время есть специалисты, способные реализовать этот проект так, чтобы не нарушить тот хрупкий экологический баланс, который и без того находится под сильным давлением. Все мы знаем, что Алмата - не самый благополучный город с точки зрения экологии. Следовательно, если, невзирая не серьезное общественное противостояние, курорт будет все же построен, за этим стоят интересы влиятельных людей.
Вадим Борейко:
По поводу того, кому это нужно и кто за этим стоит было очень много разговоров, в частности, упоминалась компания «Капитал Партнерс», но хотелось бы отметить, что проект ГЛК Кокжайлау был предусмотрен в первой пятилетке ГПФИИР и об этом говорил еще в начале 2012 года Асет Исекешев, в то время министр по инвестициям и развитию. Он называл цифру 750 млн. долларов плюс рассчитывал на 2 млрд. инвестиций. По поводу отвода 1000 гектаров в резерв города было постановление правительства. Другое дело, проходило ли это решение юридическую экспертизу? В данном случае городской акимат всего лишь администратор республиканской программы. Другое дело, нарушаются ли при этом законы?
Карлыгаш Еженова:
- Мало ли у нас проектов было включено в ГПИИР и далеко не все они были реализованы. Почему так настойчиво этот проект пытаются реализовать? Ведь на какое-то время о нем основательно подзабыли. Сейчас опять он возник на повестке дня.
Вадим Борейко:
- Забыли только потому, что бюджетная заявка на этот проект не была включена в республиканский бюджет на 2016 год. Но работы идут, из городского бюджета выделены и подстанция возле гостиницы Кумбель уже практически построена. Деньги были выделены и на ТЭО - около 15 млн. долларов.
Карлыгаш Еженова:
- Главный аргумент противников курорта в том, что на территории Кок Жайляу обитают десятки и сотни видов флоры и фауны, которые занесены в реестр исчезающих видов из территории Казахстана. Во-вторых, ЮНЕСКО официально поддержало внесение Кок Жайляу в список объектов ЮНЕСКО, что автоматически подразумевает, что никаких производственных, коммерческих и прочих видов проектов на территории не может быть в принципе. Поддержали это и другие зарубежные эксперты, которые специализируются на этих вопросах. Так это обоснванная тревога или не более чем эмоции?
Куат Домбай:
У меня 4 детей, меня очень волнует экология города. Что у нас с экологией? Является ли Кок жайляу причиной плохой экологии города? Нет. Основная причина – это автотранспорт и ТЭЦ. Если по ТЭЦ ситуация хоть как-то продвинулась, то по автотранспорту все так и осталось. Однако движение «Защитим Кок жайляу» какое-то странное. Каких-либо реальных шагов со стороны этого движения я не видел. У нас самый высокий уровень онкологии. Но все продолжают ездить на автомобилях.
Ажар Джандосова:
- Я, наверное, одна из первых, кто начал бить тревогу о состоянии воздуха Алматы. Когда в 2014 году акимат Алматы возглавил Байбек, мы написали открытое письмо общественности о признании ситуации в городе катастрофической. В результате меня и моих сторонников включили в рабочую группу при акимате, была выработана программа. Потом эта работа со стороны акимата застопорилась. Как вы думаете, почему когда застраивался, город нельзя было строить выше Абая? Одной из проблем воздуха является расположение города. Город ползет в горы и мы должны это остановить. Застройка Кокжайлау – это и есть застройка предгорий.
Вадим Борейко:
- Есть сторонники строительства курорта и есть противники. Сторонники делятся на две группы. Я заметил, что есть непримиримые, считающие что нельзя трогать вообще. Есть умеренные, считающие, что там нужно просто немного все обустроить. Со стороны сторонников есть совершенно четкий огромный меркантильный интерес. Но также есть те, кто не заинтересован в деньгах и просто искренне недоумевают, почему бы в городе не быть еще одному курорту.
Куат Домбай:
- Те вопросы, которые волнуют общество и формируют негативное мнение вокруг данного проекта - это коррупция и экология. Когда я встречался с кокжайлауцами, то спросил что будет, если пригласить международных экспертов и построить Кокжайлау в соответствии с международными стандартами? В таком случае вы согласитесь поддержать проект? Ответ был отрицательный. Получается, отрицание ради отрицания.
Ажар Джандосова:
- Изначально, когда мы разговаривали с главным застройщиком, он не скрывал своих опасений, что Кок жайляу станет девелоперским проектом, что вокруг дороги на Кокжайлау появятся много частных домов. Власти говорят, что раз мы уже потретили 42 млн. долларов, то надо теперь строить.
Вадим Борейко:
- Мы исследовали самый первый, после возобновления, тендер на новое ТЭО и обнаружили, что его проводило управление туризма, то есть коммунальное учреждение. Подряд достался ТОО Алматы маунтинг ресерч, то есть бывший ГЛК Кок Жайляу. Это ТОО учреждено управлением туризма. То есть сами проводят конкурс и сами его выигрывают. Один из самых известных казахстанских юристов Виталий Воронов подтвердил, что это прямое нарушение Закона о госзакупках. Мы отправили официальный запрос в Агентство по делам государственной службы и в Генеральную прокуратуру. Агентство отправило это письмо на экспертизу. В запросе мы поставили запрос: что вы будете предпринимать. Не хочется гадать, но если нарушение закона стоит в основе проекта, то ничего благого не получится.
Куат Домбай:
- Я думаю, акимат просто хотел сохранить контроль. Неизвестное ТОО могло выиграть этот контракт и гарантировать то, что оно его выполнит правильно, было нельзя. Зато с акимата как житель Алматы я всегда могу спросить. Закон о госзакупках надо пересматривать.
Карлыгаш Еженова:
- В общей сложности 750 миллионов заложено на реализацию этого проекта. 300 миллионов на инфраструктуру. Стоимость аналогичного в Дубаи, где снега вообще нет – 40 млн. долларов. Как вы думаете, почему стоимость проекта так завышена?
Ажар Джандосова:
- Сейчас акимат говорит о том, что в два раза сократят количество спусков и в 9 раз сократят площадь застройки.
Карлыгаш Еженова:
- То есть акимат признает, что стоимость ТЭО была, мягко говоря, завышена?
Вадим Борейко:
- Да, Байбек заявил, что проект будет оптимизирован. Но нам не говорят, насколько. Я думаю, что деньги уже выделены. Но оптимизация вряд ли будет за счет горнолыжных трасс.
Куат Домбай:
- Сейчас сумма не определена. Я бы предложил объединиться и наблюдать за процессом. Давайте поймем, от чего мы хотим отказаться? От развития горнолыжного туризма. На Чимбулаке количество иностранных туристов увеличилось в два раза. В 2012 году общее количество посетителей было 420 тысяч, в 2016 – 456 000, в 2017-ом – более 500 тысяч. Из них иностранцы – около 20%. Алматы после девальвации для туристов стала раем земным. И это то, что нам надо использовать.
Ажар Джандосова:
- Я согласна, что туризм источник роста для Алматы, но есть еще темы, которые можно рассматривать. Я знаю, что сейчас огромный интерес у туристов к уникальности. В Америке выпущено много книг о наших яблоках. Алматы может быть привлекательна для всего мира экотуризмом. Недавно проводилось совещание общественного совета по поводу туризма. И естественно вопрос встал о Кокжайлау и проводилось голосование, кто за или против. И большая часть проголосовала против.
Вадим Борейко:
- Когда Алматы выдвигали на столицу Зимней олимпиады приезжала комиссия МОК и Кокжайлау, как место для горнолыжного спуска зарубили, вместе с Чимбулаком. Все эти росказни о туризме это просто прикрытие для очередного развития девелоперского бизнеса.
Куат Домбай:
- Если будет проект без застройки, без девелоперской составляющей, вы поддержите его?
Вадим Борейко:
- Я предлагаю строить этноаул, без стационарных гостиниц. Юрта – абсолютно экологичное жилье.
Куат Домбай:
- Я за строительство курорта в соответствии с международными стандартами под общественным контролем.
Вадим Борейко:
- Как журналист я могу максимально привлечь внимание к этой программе. Мы будем отслеживать и обсуждать это с экспертами и сторонниками проекта. Мое мнение в том, что строить там ничего не надо.
Ажар Джандосова:
- Я буду продолжать все, что в моих силах, чтобы этот проект не состоялся.