Гаджеты и дети. Зависимость или Развитие?
Обычно начинается все безобидно: родители или родственники просто хотят, чтобы у ребенка в дошкольном возрасте было бы как можно больше игр и способов развития, и дарят крохе планшет. Или родители, дав малышу, требующему внимания, свой смартфон поиграть, пытаются, таким образом, выкроить время для себя.
Что происходит с мышлением и психикой ребенка в возрасте 3 – 6 лет, если живая игра со взрослым или другим ребенком подменяется игрой в современном гаджете?
Под живой игрой я имею в виду любую не компьютерную игру, неважно играет ли ребенок один или с другими, главное, что по своим правилам и с реальными предметами, которые сам выбирает, либо это командная игра.
Что ожидают от гаджета родители, когда дают его малышу? * Что ребенок будет развиваться.* Что малыш отвлечется и не будет капризничать, если он устал.* Что малыш будет занят, пока родители делают свои дела, или семья находится где-то в дороге: в пробке или в аэропорту в процессе ожидания.
Что ребенок может прочитать в подобном поведении родителей?
* Я буду умницей, и родители будут мной довольны, если буду хорошо играть в компьютерные игры.* Когда чувствуешь усталость, надо играть в игры, это - отдых. * У мамы нет на меня времени, а в планшете всегда есть интересная игра. * Можно не договариваться, не просить, чтобы со мной поиграли, а играть самому. * А возможно и так: мама меня не любит, я никому не нужен, хорошо, что есть планшет с играми.
Думаю, что ни один родитель не ждет этого, когда предлагает своему ребенку поиграть в игру. Вскоре ребенок уже засыпает с планшетом и, проснувшись, требует не куклу, не мяч, и даже – о ужас! – не маму, а ПЛАНШЕТ!! Если не дать – истерика, вспышка агрессии. Родители в растерянности: что делать? С ребенком что-то не так, все говорят про опасность компьютерной зависимости, но как вырастить малыша без гаджетов в век информационных технологий? Ведь это модно, и мой ребенок будет «белой вороной», если лишить его входа в виртуальный мир.
И, в конце концов, чем уж так опасны гаджеты по сравнению с «живой» игрой?
Давайте посмотрим, чем заняты дети в возрасте от 3 до 7 лет, если у них нет свободного доступа к планшету или компьютеру? Они играют с мамой на кухне, с папой в футбол или с другими детьми во время прогулки.
Как развивается ребенок в живой игре?
Проигрывает важные социальные роли. Глядя на то, как ведут себя родители, герои сказок или мультфильмов, дети “пробуют” различные роли. Мальчики учатся быть героями и защитниками. Девочки осваивают роли мам и дочерей, жен и хозяюшек.
Кто будет моим мужем? Когда я могу жениться? Как я найду свою жену? Как я пойму, что люблю ее? Когда я стану папой (или мамой)? Игра дает ответы на эти важные вопросы.
* Учится договариваться. С кем бы ни играл ребенок, с родителями, с братьями и сестрами, с новым другом на детской площадке, каждый раз ребенку требуется договариваться, слушать и принимать, озвучивать свои желания и чувства. В игре детей можно не только научить говорить “нет”, но и принимать отказ напарника по игре и искать новое решение для продолжения игры.
* Развивает свой интеллект. С 1-го по 5-й год жизни ребенка развивается практическое мышление. Дети пытаются узнать, как устроены предметы, открыть, разобрать, нажать на все, что возможно. Конструкторы и головоломки – это то, что надо.С 4-го по 7-й год жизни развивается наглядно - образное мышление, дети учатся использовать в игре не конкретные предметы, а их образы, появляются игры “в понарошку”. “Рыцарю нужен конь, но у нас нет коня, давай он будет придуманный!” Рисование, конструирование, лепка, игры в лабиринты, карты отлично «работают» на интеллект вашего малыша. В школьном возрасте развивается словесно-логическое мышление, когда ребенок способен оперировать обобщёнными понятиями, а не конкретными образами. Но перейти в этот этап невозможно, если первые 2 этапа были «провалены».
А теперь давайте посмотрим, как построены компьютерные игры. Например, для самых маленьких - на распознание цвета или основных фигур. Задание простое: нужно среди представленного множества выбрать шарики только определенного цвета, при нажатии на нужный шарик, он лопается. Когда все шарики необходимого цвета закончились, малыш проходит в следующий этап. Вроде бы все безобидно.
Но!
* Нарушается самый важный принцип построения отношений- эмоциональный обмен, ведь то же самое малыш мог сделать вместе с мамой, например, когда мама предлагает выбрать ребенку игрушки определенного цвета, НО она делает это с улыбкой и мягким, родным для ребенка голосом. Ребенок в такой игре не только развивает мышление, но и развивается эмоционально. Возможно, не все сразу получается у малыша, он может обидеться и расстроиться, но мама все равно рядом и ее своевременная реакция дает понять малышу: ты нужен и важен для мамы, и у тебя все получится.
Так углубляется привязанность, так дети учатся распознавать и выражать свои чувства. Это самое важное, чему мы учим детей, хотим мы этого или нет. Это те отношения, которые мы с ними строим с рождения и на всю последующую жизнь.
* Малыш, играя в компьютерную игру, не имеет возможности потрогать предметы для того, что бы их изучить, понять из чего они сделаны и как их можно использовать для других игр, а это - упущенная возможность развития мышления.
* Цветопередача даже самого последнего гаджета, всегда уступает разнообразию оттенков красного цвета, которые может увидеть ребенок в своих игрушках и просто в окружающем мире. Цветовосприятие - важный этап развития творческих навыков и психики в целом.
Да, в современном мире исключить компьютерные игры не получится. Но когда ребенку можно начать в них играть? * У него сформированы отношения привязанности в семье, о которых есть прекрасная статья Марии на нашем сайте “Как сохранить сердце ребенка в ангельской чистоте”.
* Он уже может распознавать свои чувства, например, усталость, и у него есть уже свои способы, как с ней справиться без использования гаджетов (что я делаю, когда мне плохо?).
* У него есть постоянные друзья.
* Он с удовольствием играет в любые другие игры, у него есть любимые книги и увлечения, не относящиеся никак к использованию видеоигр или социальных сетей.
Давайте помнить, что компьютерная зависимость мешает развитию интеллекта, и разрушает чувства, а в будущем - и связь между человеком и окружающим его миром. Психолог может проконсультировать вас, как правильно восстановить привязанность между вами и вашим ребенком, если зависимость от гаджета актуальна в вашей семье.
Влада Танчак
Иллюстрации из открытых источников