Анатомия тюрьмы
Формула тюрьмы - недостаток пространства, возмещенный избытком времени (Иосиф Бродский )
На состоявшейся не так давно четвертой рабочей встрече консультативно-совещательного органа при МИД РК «Диалоговая площадка по человеческому измерению» заместитель председателя Комитета УИС МВД РК Жанат Кешубаев обрисовал положения в казахстанских тюрьмах, следственных изоляторах и других местах исполнения наказаний. И так как речь на встрече шла о выполнении международных обязательств Казахстана по предупреждению пыток и других унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, то эта тема вызывала весьма большое внимание участников, в том числе и правозащитников.
Казахстанское «тюремное хозяйство» достаточно велико и разнообразно. На сегодняшний день в состав пенитенциарной системы страны входят 15 территориальных департаментов, 76 исправительных учреждений, 18 следственных изоляторов, 240 уголовно-исполнительных инспекций. На сегодняшний день в них содержатся 49990 осужденных и следственно-арестованных, а также на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоят 17910 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Одним из самых актуальных прав осужденных, подчеркнул в своем выступлении Жанат Кешубаев, является их право на медицинское обеспечение. Комитетом УИС проводится работа в этом направлении: ежегодно, совместно с Управлениями здравоохранения на местах проводится мониторинг противотуберкулезных мероприятий; в рамках государственной программы развития здравоохранения в колонии и тюрьмы приобретается медицинская аппаратура, они бесперебойно снабжаются лекарствами и т.д. В результате повысилось качество выявления туберкулеза на ранних стадиях и снизилось количество умерших от туберкулеза с 41 за 8 месяцев 2012 года, до 37 – в текущем году.
Соблюдается, по мнению выступавшего, и право осужденных на образование. В учреждениях системы УИС сегодня действуют 56 общеобразовательных учебных учреждения, в которых обучаются 3742 заключенных, в том числе на государственном языке 833 человека. Практически во всех школах функционируют компьютерные классы – их 40, в которых есть 282 компьютера. Кроме того, в 42 исправительных учреждениях проводится профессиональная подготовка заключенных по 50 наиболее востребованным рабочим специальностям. В прошедшем году ее прошли 3880 осужденных, а еще 3454 с 1 сентября 2013 года начали свое обучение.
Право на труд – тут также есть чем похвалиться: на сегодняшний день в исправительных заведениях трудоустроено 11710 человек, или 44, 2% от трудоспособной численности.
Идут навстречу заключенным в тюрьмах и при осуществлении их права на свободу совести и вероисповедания. В случае ритуальной необходимости по просьбе осужденных приглашаются представители религиозных объединений. В 2012 году число таких посещений составило 777, в первом полугодии 2013 года – 802.
Одним из приоритетных прав осужденных является право на квалифицированную юридическую помощь. К сожалению, подчеркнул Ж. Кешубаев, адвокатские услуги для осужденных не включены в перечень бесплатной юридической помощи и после вступления приговора в законную силу осужденный , если у него нет средств на оплату услуг адвоката, лишен этой возможности. Выход нашли: в местах лишения свободы эта работа осуществляется юрисконсультами учреждений УИС. В 2012 году проведено 21324 мероприятий с осужденными, а за 8 месяцев этого года -13474.
Важнейший вопрос: сами условия содержания заключенных. По словам зам. начальника КУИС, сегодня улучшены коммунально-бытовые условия содержания узников, путем реконструкции и строительства объектов, «принимаются меры к приближению их к международным стандартам». Например, разработан типовой проект «Специализированное исправительное учреждение на 1500 мест» по пяти климатическим зонам. Первый проект начал свою реализацию в г. Караганде, акиматом области выделен земельный участок в 37 гектаров, а Республиканской бюджетной комиссией поддержаны расходы на сумму 77 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования.
Зам. начальника КУИС с гордостью отметил, что нормы питания осужденных дважды пересмотрены в сторону увеличения, значительно увеличены нормы выдачи заключенным мяса, рыбы, молока, творога. «В ассортимент питания осужденных дополнительно включена ежедневная выдача сыра, сметаны, колбасных изделий, соков, свежих фруктов, кофе и какао». Расходы на содержание одного заключенного на 1 сентября 2013 года составили 1649,9 тенге, а на следственно-арестованного -2673,4 тенге в день.
Комитет УИС активно сотрудничает с международными и казахстанскими правозащитными неправительственными организациями. На сегодняшний день во всех областях республики осуществляют свою деятельность 15 общественно-наблюдательных комиссий, в состав которых входит 101 представитель общественных объединений и правозащитных организаций. В 2012 году представители ОНК 420 раз посетили исправительные учреждения. В текущем году ими осуществлено 278 посещений.
Ж.Кешубаев подчеркнул, что сегодня готовится проект новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса РК, в котором важнейшей частью станет правовое регулирование общественного контроля над деятельностью мест заключения. Ему будет посвящена в кодексе целая глава, тогда как сегодня общественный контроль регламентируется двумя статьями (19-1, 19-2) вводится самостоятельная глава : Участие общественности в исправлении осужденных», которая включает три статьи.
Кроме того, в проекте новой редакции УИК должны измениться и административные процедуры: во многих статьях исключаются термины «могут быть», « в исключительных случаях» и т.д., которые сегодня создают условия на принятие тех или иных решений на усмотрение начальников учреждений.
Также, по новому кодексу, будет изменена процедура перевода осужденных в колонию-поселение, исключается рассмотрение этого вопроса на комиссиях исправительных учреждений, а осужденному будет предоставлено право самостоятельно обращаться в суд по вопросу перевода в колонию – поселение.
При всей внешней объективности выступления Ж. Кешубаева, докладчик, к сожалению, только «скользнул» по сути обсуждаемых проблем, умело и осторожно обойдя «подводные камни», о которых не устают говорить правозащитники. А они очень велики.
Казахстанская тюремная инфраструктура несет на себе отпечаток не только сталинских, но еще и царских времен. И это вовсе не полемическое преувеличение. В справке, несколько лет назад подготовленной экспертами Минюста, отмечалось, что, например, что следственный изолятор в городе Усть-Каменогорск построен в 1720 году, в Семипалатинске – в 1773 году, в Уральске – 1858 году, в Алматы – 1940 году, в Караганде – 1946 году. И некоторые из них до сих пор действуют! ( Сразу вспоминается мрачный и сырой замок Иф, в котором томился Эдмонд Дантес…) По данным ведомства, из семидесяти шести действующих исправительных учреждений двадцать три имеют срок эксплуатации более полувека. «Все они находятся в аварийном состоянии и представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в них осужденных лиц и несущих службу сотрудников уголовно-исполнительной системы», – отмечается в экспертном заключении. «Подавляющее большинство инженерных и технических средств охраны исправительных учреждений давно выработали свой ресурс, технологически устарели, не подлежат ремонту из-за элементарного отсутствия комплектующих запчастей, соответственно, подлежат списанию и замене». Строительство новых тюрем идет чрезвычайно медленно, даже пресловутый «пилотный проект» в Караганде замер на стадии ТЭО…
Сегодня «репутация» казахстанских тюрем, колоний и мест предварительного заключения настолько одиозная, что это стало серьезной проблемой. Когда страна переходила от социализма к капитализму, никто не предполагал, что наряду со строительством новых предприятий, нефтепроводов и шикарных офисов с особняками, нужно было думать и строительстве новых тюрем и других исправительных учреждений. Потому что капитализм и рынок без преступлений не бывает. По количеству «жителей» тюрем, в расчете на сто тысяч населения, Казахстан уверенно занимает одно из ведущих мест и в СНГ, и даже в мире. Чрезвычайно строгое, однозначно ориентированное на уголовные репрессии законодательство стабильно снабжает тюрьмы и колонии человеческим контингентом. Там, где в европейских странах обходятся штрафом или другими видами наказания, у нас суды видят только один выход – тюремное заключение.
- Наши тюрьмы с самого начала становятся для человека кошмаром – рассказывал мне один бывший зэк, просидевший в тюрьмах и колониях по хозяйственной статье пять лет.- Еще не было суда, еще человек по всем законам не признан виновным, а он уже мучается – от тесноты в переполненных камерах, от духоты, от отвратительных запахов, от плохой, грубой пищи. В колониях не лучше, они порой такие старые, что стены не держат тепла, промерзают и протекают. К этому часто добавляется террор надзирателей или, что не лучше, моральное или физическое насилие со стороны уголовников. В думаете, почему в наших колониях то и дело бунты? Да просто люди отказываются отбывать наказания в нечеловеческих, унижающих их условиях. А потом удивляются, почему из тюрем выходят ожесточенные, озлобившиеся люди, которые начинают мстить обществу.
Нельзя сказать, чтобы казахстанское общество не видело этой проблемы. И зарубежные, и казахстанские правозащитники, политики, общественные деятели, парламентарии, СМИ постоянно поднимали эту тему. Но неподъемная телега нашей уголовно-исправительной системы многие годы не трогалась с места. Но вот уже после нескольких особо резонансных бунтов в колониях, после того, как обычные сбежавшие уголовники вдруг стали членами террористических организаций, до властей дошло, что пахнет жареным. Тотчас нашлись деньги, и ресурсы. Еще в 2011 было запланировано направить на строительство и реконструкцию объектов уголовно-исполнительной системы страны более полумиллиарда тенге. Тогда как в 2010 году эта сумма не превышала восьмидесяти пяти миллионов тенге. Рост налицо! Но оказалось, что это просто капля в море разрухи, царящей в исправительных заведениях.
Чтобы решительно изменить положение, правительство требовало от министерства целевую долгосрочную программу по развитию уголовно-исполнительной системы на 2012-2015 годы.
Теперь, наконец, такая программа разработана и утверждена. Предлагается три колонии реконструировать, еще три построить, а в девятнадцати, построенных в сороковых – шестидесятых годах прошлого века, провести капитальный ремонт. Также планируется переход к камерному содержанию осужденных. Появятся и совсем новые тюрьмы: то самое исправительного учреждения с камерным содержанием на полторы тысячи мест. Строительство одного такого учреждения стоит примерно от десяти до двенадцати миллиардов тенге. И надо их в Казахстане не менее двадцати – тридцати, а сегодня таких всего семь на всю страну. И можно ли исправить ситуацию за три года? Многие считают это утопией.
Взять то же медицинское обслуживание, о котором говорят чиновники КУИС. По мнению правозащитников, сегодня в тюрьмах и колониях просто «аховое» положение с медицинским обслуживанием заключенных. Во многих колониях годами не могут найти людей на вакансию врачей – фтизиатров, венерологов, терапевтов да и вообще – любых. Закономерный результат: многие колонии стали рассадником опаснейших инфекций. Согласно статистике, сегодня в колониях содержатся почти две тысячи больных туберкулезом и свыше тысячи шестьсот ВИЧ-инфицированных. До последнего времени во многих учреждениях не было даже простейшей диагностической аппаратуры. Сейчас она стала поступать, но на ней некому работать. Выход сотрудники МВД видят в создании в Семее республиканского лечебно-профилактического центра на четыреста пятьдесят коек. Программа предполагает создание весомых материальных стимулов для врачей, работающих в колониях. Но тут опять все может уткнуться в пресловутую «нехватку средств».
Особый вопрос – моральная ситуация в местах заключения. Правозащитники приводят многочисленные факты избиений, морального и физического давления в тюрьмах и колониях. Можно добавить заключенному на завтрак ложку сметаны, а затем в «пресс - хате» так «обработать» его дубинками или кулаками, что он попадает в больницу с отбитыми почками… Осужденным всячески препятствуют во встречах с адвокатами и вообще они практически лишены юридической помощи. Все это резко контрастирует с той благостной картиной, которую рисуют порой чиновники КУИС. Реформа всей исправительной системы в Казахстане должна быть глубокой и реальной, а не превращаться в формальные отчеты тех, кому она поручена.