Фейки и язык ненависти или свобода слова?
В Казахстане только безработный может свободно выражать свое мнение. В Кыргызстане молодежь не понимает своей ответственности за действия в интернете. В Таджикистане расширяется список запретных тем для журналистов, блокируются соцсети, в общественных местах регистрируются wi-fi-точки. В Узбекистане язык вражды в комментариях к материалам делит общество на «Я» и «ОНИ». В Европе на днях примут новые правила для защиты личной информации в интернете.
Об этом и многом другом говорили журналисты из стран Центральной Азии, Украины, России, Литвы и Германии на IX Центральноазиатском интернет-форуме.
Ушак – фейк-ньюс по-кыргызски
Бегаим Усенова, директор ОФ «Институт Медиа Полиси» из Кыргызстана привела выводы по исследованию медиаграмотности в Кыргызстане. Оказалось, что только 8,7 процентов опрошенных знают, что есть закон о распространении информации. Большинство граждан Кыргызстана не подозревает, что существуют подобные законы. Для людей старше 52 лет телевизор остается главным источником информации. При этом российским ТВ верят все слои населения.
Такие факторы, как политиэтничность, многоязычность в условиях социальных сетей еще больше разделило общество на разные миры.
При этом о разной повестке дня для русскоязычной и кыргызоязычной (казахоязычной, узбекоязычной) аудиторий говорили спикеры всех центральноазиатских стран.
Особенно ярко поляризация мнений проявилась во время недавних выборов президента в Кыргызстане. У каждой аудитории были свои фавориты гонки, и свои аргументы «за» и «против» кандидатов.
По словам Бегаим Усеновой, для Кыргызстана фейк-новости – это привычная обыденность. Поэтому в СМИ подобная непроверенная информация идет под рубриками типа: «Говорят», «Слухи», «Надежная новость», «Ненадежная новость». Большой поток информации, с которым сложно справиться, кыргызы назвают «Ушак».
Видео и фото – наиболее популярны среди молодого поколения. Директор общественного фонда отмечает, что людям свойственно доверять видео, не понимая, что их легко подделать. Эти, зачастую, фейковые видео-новости, активно пересылаются по социальным сетям и мессенджерам. При этом, сами пользователи проверяют их подлинность только если это новости и области шоу-бизнеса или кино, а вот видео на политические темы принимаются безоговорочно, потому что, согласно исследованиям фонда, молодежь Кыргызстана не интересуется политикой.
Правовая безграмотность населения ведет к тому, что молодежь не понимает своей ответственности за свои действия в Интернете.
Без Брехни
Фактчекинг – новый тренд журналистики. Украинским опытом фактчекинга второй год делится с аудиторией форума главный редактор Factcheck.com.ua Александр Гороховский, автор фактчек проекта «Без брехнi». По его словам, политические партии Украины активно используют методы манипуляции населения, и рассказал, как определить язык манипуляции.
В частсности, Гороховский привел несколько типичных признаков манипуляции, которыми пользуются политики.
Среди них:
- Использование обобщенных фактов, с акцентом на масштабность для нагнетания социальной напряженности;
- Использование второстепенных фактов и цифр, которые могут запутать причинно-следственные связи;
- Использование громких метафорических сравнений для привлечения внимания к опубликованной информации;
- Использование недостоверных данных по острым для общества вопросам, чтобы формировать негативное отношение и подорвать авторитет определенных групп и лиц. И прочее.
Советы, как определить манипулятора, политика-популиста и другую полезную информацию можно прочитать в практическом пособии Гороховского, изданного iMediaNet: «Фактчекинг как тренд журналистских расследований».
Информационная безопасность
Директор Департамента государственного языка и информации МВД РК Алмас Саудабаев рассказал в своем выступлении об информационных мошенниках, которые в разных городах страны нанесли серьезный ущерб банкам, в некотрорых случаях до 14 миллионов тенге. Причем, среди мошенников есть и граждане других стран.
Кроме того, Саудабаев отметил, что в 2 городах и 4 районах ЮКО совместно с ДКНБ были задержаны 12 активных приверженцев деструктивных религиозных течений салафитского толка, которые через социальные сети распространяли аудио и видео записи, пропагандирующие экстремисткую идеологию. Через эти сети идет вербовка и, по словам Алмаса Саудабаева, в качестве основых методов вербовки применяются индивидуальная обработка потенциальных сторонников, особенно, молодежи.
По словам чиновника, такая вербовка проводится среди маргинальных слоев населения, среди верующих, у которых нет достаточных религиозных знаний. Поэтому, считает пресс-секретарь министра внутренних дел, надо привлекать молодежь для обсуждения проблем терроризма и экстремизма, причем, не в формате круглых столов, а в режиме он-лайн, используя те же социальные сети, чтобы создавать блоги, форумы, где будут обсуждаться темы по неприятию идеологии терроризма и экстремизма, размещать выступления авторитетных исламских богословов.
Саудабаев предлагает привлекать НПО к работе по разъяснению среди студенческой молодежи этой проблемы для профилактики проявлений терроризма и экстремизма. Он привел опыт США и Европы, где именно НПО активно и успешно вовлечены в борьбу с информационным терроризмом.
О кибербезопасности подробно говорил российский спикер Алексей Шляпужников, эксперт цифровой безопасности. Он считает, что со временем информационная безопасность станет отдельной профессией, которую будут изучать в вузах, и потребность в таких специалистах будет только расти.
Портрет казахcкого студента
Профессор университета им. Сулеймана Димереля, журналист Мухтар Сенгирбай в своем выстпулении подробно остановился на этапах развития печатного слова в Казахстане, начиная с 1888 года, когда казахи начали печатать собственные газеты. В 1907 году по 1918 год – известен в истории как становление партии «Алаш», и ее печатных органов. Советская печать в Казахстане была с 1918 по 1988 годы, затем начался постколониальный этап развития печати в нашей стране, который в 2016 году отметился «земельным кризисом» - казахские СМИ писали, что мы можем стать рабами Китая.
Мухтар Сенгирбай отметил, что казахскоязычные и русскоязычные СМИ поднимают разные темы. И тема земли – один из таких показательных примеров.
Он напомнил о скандальном концерте певца Кайрата Нуртаса. Это был бесплатный концерт, и шанс для жителей окраин города попасть к своему кумиру. По мнению Сенгирбая, то, чем закончился концерт, говорит о некачественной урбанизации казахов из сельской местности.
Он представил среднестатистический портрет казахского студента, который складывается из пересечения трех областей влияния: постколониализм, урбанизация и интернет.
Так, к примеру, постколониализм вкупе с урбанизмом создал образ молодого казаха, проживающего в городе, родители при этом живут в ауле, у него очень сильная связь с родным аулом, а город для него остается чужим.
Портрет, который дает пересечение постколониализма с интернетом- это националист, гордый, но мало читающий газеты, не интересующийся общественно-политической информацией.
Интернет и урбанизация создали деятельных блогеров, выражающих свою позицию через социальные сети, в частности, через фейсбук.