вторник, 26 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В споре иногда рождаются истина и справедливость

СПОР 1-1   Осень в Казахстане – традиционно период возобновления активности как бизнеса, так и государственных структур и общественных организаций. После летнего сезона отпусков и общей расслабленности, которая прочно закрепилась в менталитете наших граждан, началось время «собирания камней», поиска решения проблем, от  которых до поры до времени благодушно отмахивались: «А, да ладно, оставьте… Видите - жара…» Но проблем за лето на нашем общественно-политическом «поле» скопилось немало и сегодня мы видим, что тяжелая государственная машина начинает поворачиваться к ним лицом.  Например, начался, наконец, активный диалог государства и общественности по очень важным темам, волнующих не только казахстанцев, но и людей за пределами страны: вопросы о правовой реформе,  о правах человека в Казахстане, о недопущении пыток, об условиях содержания в казахстанских тюрьмах, о назревшей реформе судебно-правовой системы страны. Все эти мероприятия можно рассматривать в рамках выдвинутой Президентом Н.Назарбаевым концепции новой правовой культуры в казахстанском обществе, формирования нового правосознания граждан, ориентированных на "нулевую терпимость к беспорядку". На протяжении последних месяцев прошли несколько «круглых столов», где представители различных государственных структур и правозащитники, судьи, адвокаты, ученые  и юристы обсуждали и спорили по этим актуальнейшим на сегодняшний день вопросам.  Споры о праве: назад, вперед,  налево, направо? На одном  «круглом столе» экспертами обсуждалась реформа правоохранительной системы, в рамках исторического правового наследия Казахстана. Собравшиеся на нем известные в Казахстане люди - государственные чиновники,  политологи, правоведы, общественные деятели, эксперты констатировали, что правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения экономической и политической структуры. В период правовой реформы должны меняться не только правовые нормы, но и правосознание. Налицо кризис ценностей, на которые ориентировалось общество ранее. И тут возникает очевидный вопрос: насколько должно измениться правосознание, чтобы человек не нарушал законы, новые правила поведения? И как этого добиться? Некоторые представители экспертного сообщества предлагают поискать ответы на эти вопросы в прошлом. Они считают, что реформирование правовой системы нужно вести с учетом обычаев и традиций народа, как одного из важнейшего источника современного права и морально-нравственных ориентиров. Предлагается начать процесс так называемой материализации некоторых вопросов из теории обычного права казахов: от дополнения и полной замены юридических терминов до внедрения самостоятельных норм, бывших в ходу века назад. СПОР 3-3 Эксперты сошлись во мнении, что необходимость проведения правовой реформы в Казахстане обусловлена рядом социальных, политических, экономических и правовых факторов. В связи с чем, необходим пересмотр взглядов на саму природу права. Когда право не рассматривается только как результат и инструмент деятельности органов государственной власти, а является действительным регулятором общественных отношений.  Но в отношении применимости норм традиционного тюркского права к сегодняшнему дню – мнения разделились. Одни считают, что попытка найти в прошлом ответы на злободневные вопросы современности, не меняя настоящее ценностные ориентиры– в лучшем случае бесполезна. Другие стоят за то, что возвращение к истокам традиционной казахской национальной ментальности позволит изменить сегодняшние негативные стереотипы мотивации и  поведения личности, которые привели к усилению правового нигилизма, росту девиантных проявлений, формированию ложных жизненных установок. Итоги обсуждений «круглого стола» были с большим интересом восприняты в государственных структурах, которые также работают над этими проблемами.  Пытки и казни – «не наш» метод Завершившийся в Алматы представительный «круглый стол» по вопросам обеспечения отдельных прав и свобод человека в Казахстане: право на жизнь, свободу от пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания, прошел в рамках четвертого секторального заседания КСО ДПЧИ. На нем состоялся откровенный и заинтересованный диалог между представителями высших государственных органов – МИДа, Национального центра по правам человека,  Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, Комиссии по правам человека при Президенте РК, Департамента экспертизы международных договоров Минюста и других, представителей судебной системы страны, политических партий и неправительственных организаций. Надо отметить, что проведение столь представительного по составу участников и по глубине поднимаемых проблем форума, несомненно, было предопределено рядом обстоятельств. В начале лета одна из самых старейших  правозащитных организаций в мире, Amnesty International представила доклад под весьма красноречивым названием: «Возвращение к пыткам. Экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии.»  В нем однозначно констатируется, что под предлогом обеспечения национальной безопасности государства – члены СНГ все чаще сотрудничают в вопросах возвращения в страны Центральной Азии, где последним грозят пытки и жестокое обращение. Несмотря на то, что эти государства подписали международные соглашения в сфере прав человека, они идут на прямое их нарушение, руководствуясь различными региональными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи, оправдывая это защитой от угрозы терроризма. До этого та же организация опубликовала еще один доклад: «Все по старому: систематическое применение пыток и других видов жестокого наказания в Казахстане». Казахстанские власти обвиняются в бездействии и потворстве пыткам в местах заключения, причем сделано это в самых резких выражениях. И это не единственные такие доклады и сообщения, обвиняющий Казахстан в нарушении своих международных обязательств по правам человека. Много раз по этим вопросам в последние три года выступали и казахстанские правозащитники. В мае 2009 года Специальный докладчик ООН по вопросу пыток констатировал, что: «применение насилия и жестокого обращения едва ли ограничивается отдельными случаями». В докладе ООН, вошедшем в феврале 2010 года он вновь констатировал, что ситуация с пытками не улучшается. ПЫТ 11-11 Конечно, все это нанесло и продолжает наносить большой ущерб репутации страны на международной арене. Руководство страны всегда относилось очень чувствительно к этому вопросу и, нет сомнения, что налаживание столь активного взаимодействия между государством и  НПО по всем этим вопросам инициировалось высшим руководством Казахстана. Диалог – лучший способ решать проблемы такого рода. Стоит остановиться на наиболее ярких, на наш взгляд, выступлениях участников этого форума, отражающих как различие в подходах, так и наиболее приемлемые, на взгляд, участников, методы и способы реализации государственной политики в этих острейших вопросах. Так Раиса Юрченко, почетный судья Верховного Суда РК в отставке, доктор юридических наук подробно рассмотрела в своем докладе проблему смертной казни, как вида уголовного наказания в рамках проекта новой редакции Уголовного Кодекса РК и международных обязательств Казахстана. Она отметила, что в новом проекте УК смертная казнь хотя и присутствует (статья 48), но она значительно ограничивается. Кроме того, устанавливается запрет на применение смертной казни к женщинам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет, и старше. Еще один нюанс – смертная казнь не может применяться, если хотя бы один из судей, входящих в состав суда, рассматривающего дело, против ее применения. По проекту новой редакции УК смертная казнь предусмотрена в 19 статьях, устанавливающих ответственность за две группы наиболее общественно опасных деяний: А) за совершение террористических преступлений, сопряженных с гибелью людей; Б) за совершение особо опасных преступлений, совершенных в военное время. Р.Юрченко особо отметила противоречия, наблюдаемые сегодня в проекте новой редакции УК и действующими правовыми актами, которые надо как-то устранить. Не менее важными, на ее взгляд, являются и вопросы, связанные с исполнением судебного приговора о смертной казни. Действующий с 2004 года бессрочный мораторий на применение смертной казни однозначно означает, что реально это наказание в Казахстане не применяется. Понятно, что вряд ли мораторий будет отменен, и в этой связи возникает ряд вопросов, которые не получили законодательного разрешения. Например, если осужденный к смертной казни не помилован, а определенное ему наказание в виде смертной казни не исполняется, в силу действия моратория, то какое тогда наказание он должен отбывать, каков его процессуальный статус? Р. Юрченко предлагает радикально решать эту юридическую проблему: вообще исключить смертную казнь из арсенала уголовных наказаний. Так поступили уже многие страны. ТЮРЬМА 5-5 Выступавшая на форуме Женис Турмагамбетова, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека», касаясь этого же вопроса о смертной казни, отнеслась критически к новой редакции УК РК. По ее мнению, уже одно увеличение статей УК, по которым возможна смертная казнь, означает шаг назад.  По сути, применение смертной казни нарушает и Конституцию, и международные договоры, которые Казахстан подписал и обязан соблюдать. Разработчики, по ее мнению, не учли также положения государственной  программы правовой реформы в РК, ни положения Концепции правовой политики РК на период 2010-2020 г.г. По вопросу выполнения международных обязательств Казахстана по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания выступила директор «Центра мониторинга прав человека» Ардак Жанабилова. Она отметила, что наша страна присоединилась к важнейшим международным пактам, например, к Конвенции против пыток ( правда, Факультативный протокол к этой Конвенции был ратифицирован только через 10 лет, в 2008 году). После доклада в 2001 году   о принятых Казахстаном  мерах по осуществлению обязательств по конвенции Комитетом ООН против пыток стране  были даны 16 рекомендаций. Очередные рекомендации были даны Комитетом ООН и после второго доклада, в 2008 году. За период, прошедший со времени второго доклада, на государственном уровне проведена масштабная работа, направленная на реализацию рекомендаций Комитета ООН против пыток. Например – в Уголовный Кодекс дополнен статьей 141-1, предусматривающую ответственность за применение пыток. Ратифицирована Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Приято Нормативно постановление Верховного Суда РК «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения или наказания». В декабре 2009 года был принят Закон «О профилактике бытового насилия».  В том же году был разработан Национальный план действий в области прав человека. Не осталась в стороне от этого процесса и прокуратура страны. В 2010 году Генеральный прокурор утвердил «Инструкцию о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению». Она дает надзорному органу большие полномочия. В мае 2012 года Генпрокуратура издала новую инструкцию « Об организации надзора за законностью следствия и дознания». Словом, прав и возможностей и прокуратуры, чтобы навести порядок в тюрьмах и СИЗО, достаточно. ТЮРЬМА 3-3 Однако, как справедливо отмечали правозащитники, пытки и жестокое обращение в этих заведениях продолжаются. Не выполнены также и другие рекомендации Комитета ООН, например, передача всех следственных изоляторов в ведение Минюста. Это сделали, но потом «переиграли» - вернули их опять в ведение МВД, в чем и правозащитники, и некоторые государственные чиновники видят печальный шаг назад в совершенствовании уголовно-исполнительной системы. Не были приняты также законодательные изменения по реформированию института Уполномоченного по правам человека, по приведению его в соответствии с Парижскими принципами. Высоко, в целом, оценивая меры, предпринимаемые государством по выполнению рекомендаций Комитета ООН против пыток, правозащитники призывают его не уменьшать усилий в этом направлении. Критикуя, и часто – за дело – государственные институты, они выдвинули и свои рекомендации. Например, нужен План мероприятий по взаимодействию правоохранительных органов по объединению усилий в борьбе с пытками. У нас нет национального превентивного механизма, соответствующего всем требованиям факультативного протокола. В кратчайшие сроки нужно вернуть все следственные изоляторы в систему Минюста и принять Закон «об общественном контроле». Особое внимание уделить жалобам заключенных на применение к ним пыток, обучать сотрудников тюрем, усилить ответственность должностных лиц за применение пыток и ряд других важных предложений. Опыт дискуссии показал, что позиции государства и правозащитников, пусть и медленно, но сближаются. И это вселяет уверенность, что такое позорное явление, как пытки, в Казахстане может быть искоренено. Но только общими усилиями. Надо  уметь слушать и слышать друг - друга.
Оставить комментарий

Общество

Дивный новый мир Дивный новый мир
Редакция Exclusive
17.10.2013 - 10:32
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33