В споре иногда рождаются истина и справедливость
Осень в Казахстане – традиционно период возобновления активности как бизнеса, так и государственных структур и общественных организаций. После летнего сезона отпусков и общей расслабленности, которая прочно закрепилась в менталитете наших граждан, началось время «собирания камней», поиска решения проблем, от которых до поры до времени благодушно отмахивались: «А, да ладно, оставьте… Видите - жара…» Но проблем за лето на нашем общественно-политическом «поле» скопилось немало и сегодня мы видим, что тяжелая государственная машина начинает поворачиваться к ним лицом.
Например, начался, наконец, активный диалог государства и общественности по очень важным темам, волнующих не только казахстанцев, но и людей за пределами страны: вопросы о правовой реформе, о правах человека в Казахстане, о недопущении пыток, об условиях содержания в казахстанских тюрьмах, о назревшей реформе судебно-правовой системы страны. Все эти мероприятия можно рассматривать в рамках выдвинутой Президентом Н.Назарбаевым концепции новой правовой культуры в казахстанском обществе, формирования нового правосознания граждан, ориентированных на "нулевую терпимость к беспорядку".
На протяжении последних месяцев прошли несколько «круглых столов», где представители различных государственных структур и правозащитники, судьи, адвокаты, ученые и юристы обсуждали и спорили по этим актуальнейшим на сегодняшний день вопросам.
Споры о праве: назад, вперед, налево, направо?
На одном «круглом столе» экспертами обсуждалась реформа правоохранительной системы, в рамках исторического правового наследия Казахстана. Собравшиеся на нем известные в Казахстане люди - государственные чиновники, политологи, правоведы, общественные деятели, эксперты констатировали, что правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения экономической и политической структуры. В период правовой реформы должны меняться не только правовые нормы, но и правосознание. Налицо кризис ценностей, на которые ориентировалось общество ранее. И тут возникает очевидный вопрос: насколько должно измениться правосознание, чтобы человек не нарушал законы, новые правила поведения? И как этого добиться?
Некоторые представители экспертного сообщества предлагают поискать ответы на эти вопросы в прошлом. Они считают, что реформирование правовой системы нужно вести с учетом обычаев и традиций народа, как одного из важнейшего источника современного права и морально-нравственных ориентиров. Предлагается начать процесс так называемой материализации некоторых вопросов из теории обычного права казахов: от дополнения и полной замены юридических терминов до внедрения самостоятельных норм, бывших в ходу века назад.
Эксперты сошлись во мнении, что необходимость проведения правовой реформы в Казахстане обусловлена рядом социальных, политических, экономических и правовых факторов. В связи с чем, необходим пересмотр взглядов на саму природу права. Когда право не рассматривается только как результат и инструмент деятельности органов государственной власти, а является действительным регулятором общественных отношений. Но в отношении применимости норм традиционного тюркского права к сегодняшнему дню – мнения разделились. Одни считают, что попытка найти в прошлом ответы на злободневные вопросы современности, не меняя настоящее ценностные ориентиры– в лучшем случае бесполезна. Другие стоят за то, что возвращение к истокам традиционной казахской национальной ментальности позволит изменить сегодняшние негативные стереотипы мотивации и поведения личности, которые привели к усилению правового нигилизма, росту девиантных проявлений, формированию ложных жизненных установок. Итоги обсуждений «круглого стола» были с большим интересом восприняты в государственных структурах, которые также работают над этими проблемами.
Пытки и казни – «не наш» метод
Завершившийся в Алматы представительный «круглый стол» по вопросам обеспечения отдельных прав и свобод человека в Казахстане: право на жизнь, свободу от пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания, прошел в рамках четвертого секторального заседания КСО ДПЧИ. На нем состоялся откровенный и заинтересованный диалог между представителями высших государственных органов – МИДа, Национального центра по правам человека, Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, Комиссии по правам человека при Президенте РК, Департамента экспертизы международных договоров Минюста и других, представителей судебной системы страны, политических партий и неправительственных организаций.
Надо отметить, что проведение столь представительного по составу участников и по глубине поднимаемых проблем форума, несомненно, было предопределено рядом обстоятельств. В начале лета одна из самых старейших правозащитных организаций в мире, Amnesty International представила доклад под весьма красноречивым названием: «Возвращение к пыткам. Экстрадиция, принудительное возвращение и выдворение лиц в страны Центральной Азии.» В нем однозначно констатируется, что под предлогом обеспечения национальной безопасности государства – члены СНГ все чаще сотрудничают в вопросах возвращения в страны Центральной Азии, где последним грозят пытки и жестокое обращение. Несмотря на то, что эти государства подписали международные соглашения в сфере прав человека, они идут на прямое их нарушение, руководствуясь различными региональными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи, оправдывая это защитой от угрозы терроризма.
До этого та же организация опубликовала еще один доклад: «Все по старому: систематическое применение пыток и других видов жестокого наказания в Казахстане». Казахстанские власти обвиняются в бездействии и потворстве пыткам в местах заключения, причем сделано это в самых резких выражениях.
И это не единственные такие доклады и сообщения, обвиняющий Казахстан в нарушении своих международных обязательств по правам человека. Много раз по этим вопросам в последние три года выступали и казахстанские правозащитники. В мае 2009 года Специальный докладчик ООН по вопросу пыток констатировал, что: «применение насилия и жестокого обращения едва ли ограничивается отдельными случаями». В докладе ООН, вошедшем в феврале 2010 года он вновь констатировал, что ситуация с пытками не улучшается.
Конечно, все это нанесло и продолжает наносить большой ущерб репутации страны на международной арене. Руководство страны всегда относилось очень чувствительно к этому вопросу и, нет сомнения, что налаживание столь активного взаимодействия между государством и НПО по всем этим вопросам инициировалось высшим руководством Казахстана. Диалог – лучший способ решать проблемы такого рода.
Стоит остановиться на наиболее ярких, на наш взгляд, выступлениях участников этого форума, отражающих как различие в подходах, так и наиболее приемлемые, на взгляд, участников, методы и способы реализации государственной политики в этих острейших вопросах.
Так Раиса Юрченко, почетный судья Верховного Суда РК в отставке, доктор юридических наук подробно рассмотрела в своем докладе проблему смертной казни, как вида уголовного наказания в рамках проекта новой редакции Уголовного Кодекса РК и международных обязательств Казахстана. Она отметила, что в новом проекте УК смертная казнь хотя и присутствует (статья 48), но она значительно ограничивается. Кроме того, устанавливается запрет на применение смертной казни к женщинам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет, и старше. Еще один нюанс – смертная казнь не может применяться, если хотя бы один из судей, входящих в состав суда, рассматривающего дело, против ее применения.
По проекту новой редакции УК смертная казнь предусмотрена в 19 статьях, устанавливающих ответственность за две группы наиболее общественно опасных деяний: А) за совершение террористических преступлений, сопряженных с гибелью людей; Б) за совершение особо опасных преступлений, совершенных в военное время. Р.Юрченко особо отметила противоречия, наблюдаемые сегодня в проекте новой редакции УК и действующими правовыми актами, которые надо как-то устранить. Не менее важными, на ее взгляд, являются и вопросы, связанные с исполнением судебного приговора о смертной казни. Действующий с 2004 года бессрочный мораторий на применение смертной казни однозначно означает, что реально это наказание в Казахстане не применяется. Понятно, что вряд ли мораторий будет отменен, и в этой связи возникает ряд вопросов, которые не получили законодательного разрешения. Например, если осужденный к смертной казни не помилован, а определенное ему наказание в виде смертной казни не исполняется, в силу действия моратория, то какое тогда наказание он должен отбывать, каков его процессуальный статус? Р. Юрченко предлагает радикально решать эту юридическую проблему: вообще исключить смертную казнь из арсенала уголовных наказаний. Так поступили уже многие страны.
Выступавшая на форуме Женис Турмагамбетова, исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека», касаясь этого же вопроса о смертной казни, отнеслась критически к новой редакции УК РК. По ее мнению, уже одно увеличение статей УК, по которым возможна смертная казнь, означает шаг назад. По сути, применение смертной казни нарушает и Конституцию, и международные договоры, которые Казахстан подписал и обязан соблюдать. Разработчики, по ее мнению, не учли также положения государственной программы правовой реформы в РК, ни положения Концепции правовой политики РК на период 2010-2020 г.г.
По вопросу выполнения международных обязательств Казахстана по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания выступила директор «Центра мониторинга прав человека» Ардак Жанабилова. Она отметила, что наша страна присоединилась к важнейшим международным пактам, например, к Конвенции против пыток ( правда, Факультативный протокол к этой Конвенции был ратифицирован только через 10 лет, в 2008 году). После доклада в 2001 году о принятых Казахстаном мерах по осуществлению обязательств по конвенции Комитетом ООН против пыток стране были даны 16 рекомендаций. Очередные рекомендации были даны Комитетом ООН и после второго доклада, в 2008 году. За период, прошедший со времени второго доклада, на государственном уровне проведена масштабная работа, направленная на реализацию рекомендаций Комитета ООН против пыток. Например – в Уголовный Кодекс дополнен статьей 141-1, предусматривающую ответственность за применение пыток. Ратифицирована Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Приято Нормативно постановление Верховного Суда РК «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения или наказания». В декабре 2009 года был принят Закон «О профилактике бытового насилия». В том же году был разработан Национальный план действий в области прав человека.
Не осталась в стороне от этого процесса и прокуратура страны. В 2010 году Генеральный прокурор утвердил «Инструкцию о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению». Она дает надзорному органу большие полномочия. В мае 2012 года Генпрокуратура издала новую инструкцию « Об организации надзора за законностью следствия и дознания». Словом, прав и возможностей и прокуратуры, чтобы навести порядок в тюрьмах и СИЗО, достаточно.
Однако, как справедливо отмечали правозащитники, пытки и жестокое обращение в этих заведениях продолжаются. Не выполнены также и другие рекомендации Комитета ООН, например, передача всех следственных изоляторов в ведение Минюста. Это сделали, но потом «переиграли» - вернули их опять в ведение МВД, в чем и правозащитники, и некоторые государственные чиновники видят печальный шаг назад в совершенствовании уголовно-исполнительной системы. Не были приняты также законодательные изменения по реформированию института Уполномоченного по правам человека, по приведению его в соответствии с Парижскими принципами.
Высоко, в целом, оценивая меры, предпринимаемые государством по выполнению рекомендаций Комитета ООН против пыток, правозащитники призывают его не уменьшать усилий в этом направлении. Критикуя, и часто – за дело – государственные институты, они выдвинули и свои рекомендации. Например, нужен План мероприятий по взаимодействию правоохранительных органов по объединению усилий в борьбе с пытками. У нас нет национального превентивного механизма, соответствующего всем требованиям факультативного протокола. В кратчайшие сроки нужно вернуть все следственные изоляторы в систему Минюста и принять Закон «об общественном контроле». Особое внимание уделить жалобам заключенных на применение к ним пыток, обучать сотрудников тюрем, усилить ответственность должностных лиц за применение пыток и ряд других важных предложений. Опыт дискуссии показал, что позиции государства и правозащитников, пусть и медленно, но сближаются. И это вселяет уверенность, что такое позорное явление, как пытки, в Казахстане может быть искоренено. Но только общими усилиями. Надо уметь слушать и слышать друг - друга.