Социальное государство в Казахстане существует пока лишь на бумаге
К такому выводу пришли эксперты, в ходе двухдневной научно-практической конференции, которая прошла в КИМЕП. Исследователи сравнили то, как понимают определение социальное государство в Европе, Китае, России и Казахстане.
Вывод неутешительный: несмотря на высокую долю социальных расходов, социальное государство в его классическом понимании, а именно высокие стандарты жизни для граждан, доступ к образованию и медицине, эффективное распределение государственных доходов пока проходят мимо Казахстана. Именно в этом состоит привлекательность миграции в Европу для казахстанцев. А вот в России и Китае вопросы социального обеспечения и помощи гражданам находятся на столь же низком уровне, как и в Казахстане.
Директор форсайт агентства EXIMAR Айман Турсынкан выделила два подхода к этому понятию: WELFARE STATE - это когда государство и правительство принимает на себя правовую ответственность за обеспечение социальных потребностей граждан. Вторая модель - WELFARE MIX – система всеобщего благосостояния, где целостно решать социальные проблемы общества возможно только в единстве государственных, гражданских и бизнес инициатив.
Казахстанскую модель, считает эксперт, трудно отнести как к первой, так ко второй модели. Вместе с тем, она подчеркнула, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Однако на практике все далеко не столь благостно, как это провозглашено на бумаге, заметила эксперт и привел конкретные доводы в пользу своей точки зрения.
Один из ключевых вопросов – налоги и пенсионная система. В Казахстане фактически нет распределения нефтяной ренты, основными бенефициарами остаются олигополии.
Она отметила, что в последнее время обязательные платежи в бюджет, включая косвенные, демонстрируют перенос налогового бремени на массового плательщика - граждан и малый бизнес, это среди прочего:
— Налоги на собственность и доходы
— Неналоговые платежи в бюджет
— Пени, штрафы, конфискация
— Пенсионные отчисления
— Социальные отчисления, ОСМС
— Прямые платежи в Национальный фонд
Например, доля накопительной системы в выплатах пенсий к 2020 году достигнет 48,2% не налоговых выплатах пенсий. Планируемые к вводу казахстанские ноу-хау практически полностью снимают обязательства по социальному договору, а это налог на безработных, известный как ЕСП (единый социальный платеж), ОСМС и, как следствие, фактическая отмена гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Существуют риски нарушения социального договора, так как не обеспеченные твердым бюджетным датированием социальные инициативы 2018 года не являются твердыми гарантиями социального договора перед гражданами РК.
В частности остаются не ясными перспективы реализации программы социальной ипотеки «7-20-25». Банки второго уровня по факту ее саботируют и негласно отказываются от участия в ней ввиду высокого уровня просроченных долгов населения и снижения кредитоспособности граждан. Снижение ИПН до 1% для работников с минимальной заработной платой, а уровень МЗП составляет 28 тыс. тенге равен минимальному прожиточному уровню и не может облагаться налогом вообще, так как это та самая черта бедности.
Другой краеугольный вопрос – система образования. Сейчас существует 74 тыс. грантов в год на высшее образование - при числе студентов 530 тыс. человек, то есть на гранты могут рассчитывать менее 14% от студентов, при этом за рубежом на гранты других стран обучается 103 тыс. студентов из РК. Это формирует отток талантливой и образованной молодежи из Казахстана в соседние страны и приводит к росту дефицита специалистов.
Имеет место недостаточный уровень финансирования системы образования. Увеличение доли частного сектора в системе образования до 85% привело к регулярному оттоку на обучение за рубеж 25% наиболее способной молодежи в возрасте 15-28 лет. В результате формируемая изоляция от продолжения образования 20% выпускников школ формирует 37% индекс NEET, то есть уязвимую занятость - неформальная, не регулярная самостоятельная занятость - 28% и устойчивую долгосрочную безработицу среди молодежи свыше 14%
Есть программа микрокредитования самозанятого и безработного населения в количестве 14 тыс. человек, однако это всего лишь охват 0,6% из 2,5 млн человек нуждающихся. По этой программе залоговая база недвижимости превышает в 20 раз получаемый микрокредит и лишает бедняков последнего жилья.
Все еще остаются не прозрачными по целевому назначению налоги. Идет фактический перенос налогового бремени на массового плательщика. Население, включая не имущее и безработное и малый бизнес, так, например, доля малого бизнеса достигла 42% всех выплат юридических лиц, без НГС сектора.
Нагрузка на граждан составляет 22% от официальных доходов физических лиц. Нагрузка на малый и средний бизнес составляет 15,2% от совокупного годового дохода без НДС. Нагрузка на национальные компании и квазигосударственный сектор практически нулевая. Нагрузка на сырьевой сектор с 74% за 6 лет упала до 17% от валового производства без добавленной стоимости, а от СГД до 2,5%.
Продолжается изъятие пенсионных активов и средств Национального фонда. Изъятия пенсионных активов ставят под угрозу пенсионное обеспечение всех граждан страны младше 50 лет.
Уровень социальных и пенсионных выплат на 1 получателя в среднем составляет около 104 134 долларов в месяц – это около 17% всего населения страны, при этом нет расчета числа иждивенцев на 1 получателя госпособий или пенсий.
Минимальная заработная плата равна минимальному прожиточному минимуму в 28 тыс. тенге или 84 доллара в месяц.
Все это демонстрирует постепенный отказ от социальных обязательств. Новые инициативы по принудительной регистрации ИП при оборотах выше 1 МЗП в месяц являются попыткой полностью снять обязательства по социальному договору - отмена базовой бесплатной медицинской помощи, отмена бесплатного дошкольного и среднего образования ведет к тому, что 14% всего населения страны могут лишиться социальных благ.