среда, 22 января 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что стоит за «гуманизмом» казахского суда?

Соцсети и Казнет несколько возбуждены решением казахстанских властей наказать условно этническую казашку и не отправлять ее обратно по требованию китайских властей. Палитра мнений: от полного восторга до конспирологии.

Судьба отдельного «маленького» человека в казахстанском суде – редкий предмет любознательности пользователей. Судят так много и часто, что даже труженики этого конвейера правосудия, выступая публично, говорят, что стонут от своей работы.

В этом смысле, без информационного сопровождения и широкого гражданского ажиотажа бедному человеку исключительно сложно приходится. Поэтому решение судей и не совсем обычная позиция гособвинения в Жаркенте вызвали столько разных откликов.

Официально суд решил, «Сайрагуль Сауытбай признать виновной по части 1 статьи 392 УК РК и лишить свободы на шесть месяцев. По статье 63 считать наказание условным и назначить пробационный контроль на шесть месяцев». Гражданку КНР решили не передавать в руки китайских властей и освободили в зале суда.

Журналисты и наблюдатели цитируют гособвинителя Арзыгуль Имряеву, которая заявила на процессе: «Сайрагуль Сауытбай совершила уголовное правонарушение. С другой стороны, у нее двое несовершеннолетних детей. Обвинение должно учесть, что правонарушение было совершено с целью встречи с семьей. Обвинение считает, что после отбытия основного наказания нужно в рамках закона предоставить возможность воссоединения Сайрагуль Сауытбай с семьей. Признать исключительным случай гражданки Китая, поскольку она была вынуждена пересечь границу. Поэтому просим не применять дополнительное наказание в виде выдворения из Казахстана».

Судили женщину за «умышленное незаконное пересечение государственной границы Республики Казахстан, совершенное по подложным документам или с обманным использованием действительных документов третьих лиц, а равно с нарушением установленного порядка».

Для порядка напомним, что Сайрагуль Сауытбай китайская сторона в прошлом году обвинила едва ли не в экономической диверсии и в разглашении государственных секретов. А это слишком серьезно для жизни в географически близком, но ментально далеком Китае.

Муж и дети женщины в 2016 году стали гражданами Казахстана, Сайрагуль же была госслужащей и ей не разрешили вернуться на историческую родину. В итоге, через неизвестное лицо она сумела купить поддельное разрешение на выезд в Казахстан. В мае Сайрагуль арестовали казахстанские силовики, а в начале июля начался суд.  

Этот судебный процесс был в фокусе внимания казахоязычной аудитории. Русскоязычная часть больше сохраняла дистанционный интерес и сочувствие к теме. Такая на сегодня данность в стране. Хотя платформ и событий, которые могли бы объединить общество, всегда с избытком. Зато консенсуса не хватает.       

Известно, что к китайцам в стране отношение казахов исторически резко прохладное, порой на грани полного их неприятия. Это только высшие руководители обнимаются при встрече, а в жизни все не так просто. Поэтому этническая казашка-беженка для людей – однозначно жертва кровожадных китайских властей, которые денно и нощно «притесняют» в «политических лагерях» всех, кто чужой по крови и, кто подлежит «перековке».   

После суда десятки сочувствующих соплеменников приветствовали счастливую Сайрагуль возгласами одобрения и аплодисментами, а сама она не могла не вспомнить в речи о роли Елбасы и заключила, «что в Казахстане справедливый суд и пока в стране есть такие справедливые люди, Казахстан будет процветать».

Такой эмоциональный порыв понятен и вполне естественен, вот только фраза о справедливом казахстанском суде сильно смущает соотечественников, знакомых с местными реалиями. То есть победный тон и фон некоторых вовсе раздражают, потому что жизнь на родине – тоже не сахар с медом, а признаки политических и экономических изменений в лучшую сторону не так, чтобы уж откровенно видны.     

Другой вопрос, что будет дальше с теми казахами, которые проживают в КНР? МИД Казахстана говорил недавно о снятии ограничений на выезд из Китая для сотен этнических казахов, но вопрос этот щепетильный. И при всех событийных плюсах наивно думать, что юная Астана хотя бы изредка диктует большому Пекину свою политическую волю по отдельным вопросам. Просто – случай Сайрагуль, к счастью, такой исключительный.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33