четверг, 28 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Айдос Сарым: Законы в парламент теперь будут носить имя их разработчика

Член политической подгруппы НСОД Айдос Сарым рассказал в интервью exclusive.kz о том, что произойдет в ближайшее время с политической системой Казахстана и какую роль будет играть в ней национал-патриоты.

- Айдос, что происходит в политической группе НСОД?

- Вы знаете, что НСОД поделился на три секции для более адресной и планомерной работы:  политическую подгруппу, экономическую и социальную. Я считаю, что из всех групп наиболее последовательно и методично двигается именно политическая группа. Несмотря ни на что, нам  изначально удалось выработать некий алгоритм, появилось единое понимание ситуации в стране, о том, какие законы на этом этапе принимать. И есть воля свою повестку дня пробивать дальше.

- Насколько я понимаю, повестка дня был достаточно компактной и очевидной - реформирование законодательство о выборах, о партиях, т.е., политический блок законов. Достигнут ли, какой-то прогресс?

- Весь пакет законов касается политической конкуренции. Прежде всего, это закон о митингах,  который, сегодня, скажем так, наиболее чувствителен. Второй пакет – это законы о выборах, о СМИ, о партиях, о парламенте и о местном самоуправлении. Кроме этого, мы также говорим о  присоединении Казахстана к международному протоколу № 2 о гражданских правах.

Наибольшее продвижение у нас наблюдается по закону о митингах. Изначально все члены группы выступили за принципиально новый закон. Власть сама понимает, что старый закон, написанный еще в 1995 году,  был написан МВД и для МВД и фактически не видит гражданское поле, права участников, подающих заявки на митинги. Мы эту работу начинали еще в общественном совете г. Алматы, очень активно работали с группой Евгения Жовтиса, Женис Турмагамбетовой и другими правозащитниками. Фактически новый закон сверстан на базе их концепции. Конечно, он еще  грешит некоторыми техническими недоработками, но политически это уже совершенно новый закон. Сейчас он на рассмотрении рабочей группы в секретариате и первая реакция по нему положительная, прошло уже несколько больших обсуждений на уровне госорганов и он почти готов для внесения в парламент. Более того, он включен в план законодательных работ на первый квартал следующего года.

Есть относительное единодушие и в связи с усилением полномочий не только парламента, но и парламентской оппозиции. На сегодняшний день есть две рабочие концепции. С одной стороны, усиление закона о парламенте с точки зрения усиления роли миноритариев. Пока не ясно, в каком формате это будет сделано, но даже партии, которые не пройдут в парламент, смогут получить там места за счет каких-то квот. Это уже некий уровень общественного доверия - даже если партия не набирает какой-то барьер, в любом случае, за ней есть некое количество людей, филилалов и организаций, что уже дает априори национальный масштаб, а значит, они могут стать полноценными депутатами. Это одна из концепций.

Наибольшие дискуссии вызывает закон о партиях. Я считаю, что нынешний 7-процентный барьер прохождения в парламент просто не подъемный. Надо остановиться на уровне 4-5%. По первому заседанию НСОД сделан большой протокол из 77 пунктов, куда включены почти все озвученные предложения. На ближайшем заседнии в начале декабря ожидается, что президент озвучит видение именно по политическому блоку по нашим предложениям.

- Я понимаю, что рано задавать такой вопрос, но все же, когда эти изменения могут быть приняты по срокам?

- Скажу так, по всей повестке есть разные мнения. По каким-то законам мы не встречаем препятствия, по каким-то сталкиваемся с инерцией госаппарата, который искренне считает, что ничего менять не нужно. И даже внутри госаппрарата идут достаточно сильные дискуссии, хотя секретариат, мне кажется, занимает достаточно прагматичную и позитивную позицию. На самом деле, надо будет менять менталитет и исполнительной власти. Мы еще не знаем, какая будет реакция у законодателей, там тоже есть устоявшиеся стереотипы, которые надо ломать.

Я предлагаю уже сейчас все законы делать именными – закрепить за каждым из них определенную группу депутатов и членов НСОД. Во многих странах такая практика есть. Это и определенная мотивация, и огромная ответственность. Мы знаем, что такое парламент и как любой закон можно «замылить». К сожалению, у нас в стране за эти годы к власти появилось очень большое недоверие со стороны гражданского общества, и оно имеет на это право. Собственно, и НСОД создан для того, чтобы растопить этот лед.

Даже внутри НСОД мы столкнулись с тем, что, начиная обсуждать какие-то вещи, многие из нас говорят об одном и том же, но разными словами. Понадобилось время,  чтобы это понять и не цепляться, как я это назвал, за  «словя» друг друга. Например, в законе о пикетах и акциях протеста никого уведомлять и согласовывать не надо, но если речь идет о шествии и нужно перегораживать улицы, если речь идет о многотысячном митинге, то согласование нужно, как и заранее определенное место его проведения, но при этом мы говорим, что нужно уходить от разрешенных мест. Есть достаточно большие общественные пространства и есть места, в которых массовые акции проводить нельзя: школы, общественные места и пр.

- Но ведь все это очень чувствительные вопросы. Почему такая низкая публичность обсуждения?

- Я бы не сказал. Другое дело, когда идет конкретика, в ней нет хайпа. Законодательная работа достаточно скучная вещь. Это работать с объемными документами, архивами, большими данными. Какой здесь может быт хайп, если акторы за столом не бьют друг друга по морде или не бросаются водой? Это вопрос подготовленности наших медиа и поэтому он переходит экспертную плоскость. Наибольший интерес, видимо, будет, когда этот закон уже будет внесен, когда проявятся все подводные камни и лоббистские группы. И это уже начало следующего года.

- У какой из существующих партий есть шансы системно заявить о себе на политическом поле?

 - Если  перефразировать Пелевина, то консистенция, которая нас окружала – это не шоколад. Поэтому все понимают, что существующий  закон был изначально создан для того, чтобы никакие другие партии не появились. Этот барьер в 40 тысяч можно теоретически набрать, но, если против тебя госаппарат, то и их можно размыть. Поэтому то, что ценз нужно снижать, понимание есть. Что съезд из 1000 человек – это нонсенс, тоже понятно. Все эти вещи понимаемы и вопрос больше концептуальный. Много ждем второго заседания НСОД, на котором будут озвучены четкая позиция исполнительной власти, на что она готова идти.

– Нур Отан готов поделиться частью своей монополии?

 - Ни одна монополия добровольно делиться ею не будет. Даже очень благонамеренная власть будет стараться ее сохранить.

- Вы допускаете вероятность ультиматума со стороны НСОД или гражданских активистов в случае, если законодательство не будет изменено?  

– Теоретически это возможно. Каждый человек входил в НСОД своим именем. Мы все понимаем степень своей ответственности и, если увидим, что наше дальнейшее пребывание бессмысленно, то уйдем…

Из всех под групп политическая наиболее консервативна с точки зрения того, что наша повестка очень четка и ограниченна. Социальная группа буквально хлещет концепциями, иногда взаимоисключаемыми. У нас же все ограниченно - если сможем протащить два- три закона, запустить присоединение к протоколу номер два и процессы по местному самоуправлению, тогда можно считать наше пребывание в НСОД не напрасным, хоть и набрали оплеух и справа, и слева. Как мы уже убедились, ультиматумы не всегда приводят к чему-то хорошему. Были же ультиматумы тех же молодежных организаций -  либо переименуйте столицу или создайте многопартийный парламент, либо приползите к нам на коленях. Но это бессмысленно. Название столицы -  это вопрос будущего. Что касается парламентской республики, то лично я против. Не факт, что установление парламентской республики приведет к большим изменениям без должной политической культуры. Везде есть свои риски. Цепляться к «словям» и быть серьезными не получится. Мы живем в такую эпоху, когда слава приходит за 15 минут, а потом после этого нужно долго-долго работать. Поэтому лучше все-таки долго разговаривать, повышать культуру. В итоге все равно система раскрепощается, настает новая нормальность и вот она сейчас пытается найти свои берега.

- В составе НСОД львиную долю занимают нацпаты. Это как-то влияет на повестку дня или отношение к вам? Как вы думаете, не утратили нацпаты свой репутационный капитал за последний год? Почему они не смогли преодолеть свои внутренние противоречия и стать реальной политической силой?

– Во-первых, я не только как политолог, но и как активный участник многих процессов могу сказать, что изначально было две концепции. То, что мы называем национал-патриотизм (хотя я это название очень не люблю), не является ценностно единой организацией. Скорее, это конгломерат очень многих организаций и фигур, находящихся в очень большом ментальном разбросе – от каменного века до двадцать первого. И, соответственно, внутри есть и правые, и левые. Если бы страна стояла, не дай бог, перед угрозой внешней оккупации, слияние всей этой массы в единый народный фронт было бы логичным. Но если нет этой форс-мажорной ситуации, то она распадается на множество фракций, которые друг друга намного более сильно ненавидят, чем внешнего врага. Если помните, я всегда говорил, что есть два больших сценария того, как может развиваться национал –патриотическая волна. Если этот дискурс будет отталкиваться действующей властью, тогда, скорее всего, появится национал-патриотическая партия со всеми вытекающими последствиями. Либо, в другом случае, все партийное поле начнет национализироваться и станет проказахским. Если партия социалистическая, то казахская социалистическая, если демократическая, то казахская демократическая, либо распределяться по действующим структурам. А куда им деваться, если они хотят получить голоса  избирателей? Поскольку власть теперь уже не игнорирует казахский дискурс, то создавать казахскую партию в Казахстане уже не имеет смысла. Давайте лучше разбираться с либерализмом, социал-демократией…

- То есть нацпаты сыграли свою роль?

– Да. Теперь любые электоральные силы, которые хотят участвовать в выборах, проходить в парламент, будут вынуждены быть погружены в казахский контент и быть проказахскими за исключением некоторых регионов. Здесь другие вещи нужно сказать. Мы формируемся как  нация с большим лагом и задержками. Если бы процесс формирования нации не был прерван в прошлом столетии, когда его запустили алашординцы, мы бы пришли к двадцать первому веку в другом положении. Те процессы, которые начались в эпоху движения Алаш - это прерванная модернизация. Мы даже свои письменные источники еще не собрали, и с этой точки зрения для нацпатов работы еще километр. Другое дело, что нельзя идти вперед с головой, обращенной назад. В те времена, когда мы встаем на пути прогресса, когда выпадаем из контекста мирового развития, мы остаемся лузерами. Чтобы не быть ими, это все нужно совмещать и на этом поле хватит всем работы на десятки лет вперед.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33