среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мясного рая нам не видать

«Планировать бизнес у нас дело ненадежное: программы и решения минсельхоза меняются как погода над мысом Доброй Надежды», - написал один из пользователей Фейсбука на своей страничке после того, как планы по привлечению крупного международного инвестора, заинтересованного в развитии животноводства в Казахстане, оказались под угрозой срыва.

В декабре этого года все новостные ленты Казахстана захлестнула волна статей и комментариев, посвященных неординарному событию - подписанию Соглашения между казахстанской компанией KUSTO-group и ТНК Tyson Foods (США).

Нацеленный на экспорт скота и мяса в КНР и страны Азии документ предусматривает развертывание долгосрочной программы по строительству в нашей стране двух крупных мясокомбинатов, увеличение поголовья скота и развитие агро-мультипротеиновой индустрии (кормопроизводства). Планируется, что первый мясокомбинат будет построен в Нур-Султане в ближайшие два года. Его мощность составит две тысячи голов крупного рогатого скота в смену, или около 150 тыс. тонн мяса в год. Для сравнения: мощность имеющихся в Казахстане мясокомбинатов составляет не более 100-150 голов.

- Подписание Соглашения с американцами по масштабу схоже с вхождением западных гигантов в нефтяную отрасль Казахстана в 90-е и нулевые годы, - считает директор департамента животноводства агрохолдинга  «Атамекен-Агро» Арсен Исламов. - С учетом статуса и репутации компании Tyson Foods появилась, наконец, надежда на стабильность, которая позволит животноводческой отрасли Казахстана войти в мировые рейтинги по мясу.

Спикер сообщил, что первый этап развития этой отрасли начался еще с 2010 года, когда государство создало условия для увеличения племенного поголовья у фермерских хозяйств, и строительства, соответственно, первых промышленных откормочных площадок и современных мясокомбинатов.

- Только что подписанное Соглашение – результат разработанной командой Умурзака Шукеева, занимавшего в ту пору должность вице-премьера, Национальной Программы развития мясного животноводства на 2018-2027 годы, - говорит Арсен Исламов. -  Этот документ, предусматривает увеличение поголовья крупного и мелкого рогатого скота почти вдвое, выделение пастбищ и льготных кредитов на закуп поголовья ста тысячам фермерских хозяйств семейного типа, а также привлечение 3-4 транснациональных компаний в мясную отрасль.

Под угрозой срыва 

На фоне громкого подписания столь многообещающего документа малозамеченным осталось одно, на первый взгляд, рядовое событие. Между тем, оно может легко перечеркнуть проделанную сторонами, казахстанской и американской, работу. Речь идет о состоявшемся 3 декабря очередном заседании Правительства, где министр сельского хозяйства Сапархан Омаров презентовал очередной «новый» подход к развитию отечественного сельского хозяйства. В этот раз - с упором на импортозамещение молока и мяса птицы. Но «возвысить степь, не унижая горы» у него не получилось. Средства на новые программы будут изысканы за счет уже действующих программ, а именно - мясного животноводства, производства яиц, риса, хлопка и прочего. Минсельхоз, в частности, планирует отменить разные субсидии - на производство говядины на откормочных площадках, за сдачу скота фермерами, нормативов на обводнение пастбищ. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот: республика занимает пятое место в мире по площади пастбищ, а самое главное, исторически так сложилось, что коренное население испокон веков занималось разведением скота именно мясного направления. 

Собираясь поставить крест на программе мясного животноводства и делая ставку на молочную продукцию, минсельхоз подал все это было под флагом заботы о продовольственной безопасности. В качестве «ударной силы» министр сельского хозяйства привлек председателя комитета АПК в НПП «Атамекен» Ивана Саэура. «Главный молочник» страны, как того называют за глаза, заявил на том заседании Правительства от 3 декабря, что Казахстан никогда не сможет производить конкурентоспособное мясо, поскольку, экспортируя произведенное за счет госсубсидии мясо, страна завозит обратно замороженное в брикетах. Поэтому, по его мнению, нужно концентрировать усилия на импортозамещении молока и мяса птицы.

 Про то, что последние 10 лет молочно-товарные фермы и птицефабрики получают субсидии миллиардами, а импорт молока и «ножек Буша», противники экспорта красного мяса умолчали. Между тем, если говорить языком фактов, те же субсидии в мясное животноводство обеспечили создание 20 тысяч фермерских хозяйств и других объектов инфраструктуры, обеспечив тем самым снижение импорта и увеличение экспорта мяса, доведение количества племенного скота до нормы. Привлечение мировых гигантов в новую отрасль мясного скотоводства и планируемое строительство двух мясокомбинатов по международным стандартам, считают фермеры, является результатом этой работы.

По мнению агроблоггера Армана Абильдаева, мясо, в первую очередь – говядина, -  единственный товар в Казахстане, благодаря которому мы можем стать конкурентоспособными на мировом рынке и поднять в целом нашу экономику,

 - Утверждение Ивана Сауэра о том, что Казахстан, экспортируя произведенное за счет государственных субсидии качественное свежеохлажденное мясо, в то же время завозит в республику замороженное в брикетах, выражаясь современным языком, не более чем хайп для обывателя, - говорит он. - Замороженное мясо Казахстан и в самом деле получает, но на прилавках его не найти. Оно идет только на переработку. Да, мясо дорожает, но дело, скорее, в инфляции и росте его себестоимости. Последнее связано в первую очередь с удорожанием ГСМ.

Арман Абильдаев привел цифры. Количество произведенного в Казахстане в прошлом году мяса составило более одного млн. тонн, из них 32 тысяч тонн ушло на экспорт. Около 200 тысяч тонн пришелся на импорт, но в его структуре 90% (192 тысяч тонн) занимает мясо птицы - замороженные окорочка, поставляемые в Казахстан на протяжении двух десятилетии. Доля импортной аргентинской конины в брикетах в прошлом году на нашем рынке составила примерно три тысячи тонн, или менее 2% от потребления, доля свинины, говядины, баранины тоже не превышает 2-3%. На 1 декабря этого года Казахстан экспортировал 57 тысяч тонн мяса.

- Чтобы заработать репутацию добросовестного поставщика и выйти на новые рынки сбыта, за границу уходит лучшая казахстанская мясная продукция, - утверждает агроблоггер. - Экономисты наверняка подтвердят, что политика экспорта гораздо выгоднее политики импортозамещения. За примерами далеко ходить не надо: Китай, Корея и Япония, встали на ноги именно благодаря ему. Однако планы международного инвестора, поверившего в Казахстан и его потенциал, могут быть подвержены высокому риску. Ведь обязательным условием их вхождения на наш рынок является сохранение всех мер господдержки фермеров. Но политика профильного ведомства, нацеленного в этот раз на импортозамещение молока и мяса птицы, уже привела к тому, что фермеры собираются пустить под нож поголовье, которое приобрели, поверив государству в очередной раз.

 Комментарий генерального директора Мясного союза Казахстана Максута Бактибаева:

- Зарубежные инвестиции в мясную отрасль Казахстана очень важны. Во-первых, это поможет усилению правильной технологической цепочки производства конкурентоспособного мяса. Фермеры выращивают телят, затем реализуют их на откормочные площадки, где доводят скот до правильной предубойной кондиции весом до 500 кг и выше, чтобы затем реализовать его на мясокомбинаты. Каждый участник рынка имеет узкую специализацию, обеспечивая тем самым низкую себестоимость и ветеринарную безопасность продукции.

 Во-вторых, приход ТНК Tyson Foods и строительство крупного мясокомбината свидетельствует о признании Казахстана на международном рынке производства мяса. Следовательно, мы движемся в верном направлении.

В чем вообще смысл промышленных мясокомбинатов с убоем от 500 голов и выше (в данном случае – две тысячи голов) в смену? Это профессиональная разделка туш по международным стандартам более чем на сто наименований перед реализацией продукции. И чем больше мощность предприятия, тем выше у него прибыль. Сегодня с одной головы КРС наши мясокомбинаты, продавая шкуру и субпродукты, зарабатывают от 10 до 15 тысяч тенге. За рубежом от туши обычно ничего не остается. У каждого вида продукции в мире есть свой покупатель, готовый предложить лучшую цену. В Судане, допустим, покупают аорты, в Корее – сухожилия, в Японии еще что-то. Тем самым выручка с головы значительно увеличивается.

За счет этого выигрывает не только мясокомбинат, но и фермеры. Чтобы загрузить предприятие на полную мощность (около 500 тысяч голов в год), потребуется увеличение поголовья в радиусе 500 километров. Фермеры, зная, что есть сбыт по хорошей цене, будут гарантированно увеличивать свое поголовье. И как следствие - вырастут доходы и занятость населения.

Ну а что касается инициативы минсельхоза по запрету экспорта скота, то за этим стоит далеко не забота об отрасли, а боязнь роста цен на продовольствие, включая мясо, и социальной напряжённости. Оно думает, что, закрывая экспорт, снизит цены на мясо. Но доля экспорта составляет мизер от объемов производства – не доходит даже до 10%. Причина роста цен, как бы ни старались закрыть глаза на это экономисты в правительстве, - инфляция, девальвация национальной валюты. Их попытка таким образом купировать кризис ни к чему хорошему не приведет. Некоторые фермеры обанкротятся, другие окончательно потеряют веру в государство, в итоге рост отрасли остановится. Так что, господа макроэкономисты, давайте лучше запретим экспорт сырой нефти, металлов и зерна.

Фото на обложке: https://vademec.ru/

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33