среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Московское проклятие

Уходящая неделя выдалась щедрой на знаковые события. Начавшись с выходных в честь Дня Независимости, она сразу после праздников подарила любителям политических интриг головокружительную «кадриль» - серию отставок и назначений.

Несмотря на повышенный интерес наблюдателей к дальнейшей судьбе посла в России Имангали Тасмагамбетова, главное событие семидневки все-таки не это, а неожиданная для многих отставка первого заместителя главы администрации президента Дархана Калетаева и молниеносный приход на его место президентского помощника Маулена Ашимбаева. Это кадровое решение, на наш взгляд, демонстрирует победу сторонников идеи досрочных парламентских выборов.

Дело в том, что г-н Ашимбаев известен как сторонник консервативного ( чтобы не сказать – реакционного) политического курса, основа которого – сохранение нынешнего расклада как в парламенте, так и в государственной системе в целом. Скорее всего, его назначение на ключевой, в смысле будущей политической конфигурации, пост приведет к окончательному оттеснению на периферию влияния Национального совета общественного доверия с его курсом ( по крайней мере, декларируемым) на быстрые и радикальные реформы избирательного и партийного законодательства.

Многое, конечно,  прояснит назначенное на сегодня, 20 декабря, второе заседание НСОД. Однако, даже самые прорывные решения, которые он озвучит, еще не означают их  моментальной реализации. Так что, скорее всего, выборы пройдут по старой схеме и при этом будут досрочными. А Маулен Ашимбаев получит возможность влиять на нуротановское большинство в парламенте, пользуясь своими давними связями в партийной верхушке.

Что до Калетаева, то его судьба , по всей видимости, прояснится в ближайшее время. По одной из версий ( довольно зкзотической, на первый взгляд), он может занять место Тасмагамбетова в московской дипмиссии. Однако, скорее всего, ему уготована другая участь  - возможно, печальная.

Еще одно примечательное кадровое решение – назначение Нурлана Ногаева министром энергетики и приход на его место главы Атырауской области Махамбета Досмухамбетова, работавшего первым замом прежнего главы Минэнерго Каната Бозумбаева. Последний официально покинул министерское кресло по состоянию здоровья, однако, это, возможно, не единственная причина. Не исключено, что президент вывел своего родственника из-под огня критики, под который тот мог бы попасть в связи с ростом акцизов на бензин с нового года. Поговаривают и о том, что Касым-Жомарт Кемелевич спрятал Каната Алдабергеновича под свое крыло до тех пор, пока не сойдут на нет долгоиграющие уголовные дела трех его заместителей, которых антикоррупционщики обвиняют в хищениях средств на очистку дна водоемов Щучинско-Боровской курортной зоны. И, якобы, именно это обстоятельство сейчас мешает президенту назначить экс-главу Минэнерго по одной версии премьер-министром, по другой – послом в России.

Новый глава Минэнерго –нефтяник по образованию – зарекомендовал себя хорошим исполнителем, умеющим находить общий язык как с представителями международных нефтедобывающих компаний, так и с работягами, протестная активность которых приводила к серьезным конфликтам на нефтепромыслах в истекающем году. Нет сомнений, что талант переговорщика пригодится Ногаеву на новой должности.

В свою очередь, Махамбет Досмухамбетов, как местный кадр, призван погасить протестный потенциал «мятежного» запада, дополнительный импульс которому может придать «фактор Тасмагамбетова».

Еще одна тема недели – довольно странный  ажиотаж вокруг инициативы Олжаса Сулейменова о возвращении Алматы прежнего имени – Алма-Ата. Причем, по словам классика, президент Токаев поддержал это предложение. Ситуацию пришлось экстренно комментировать президентскому советнику Ерлану Карину, заявившему: то, что идея была озвучена в ходе личной встречи поэта с президентом, еще не значит, что последний ее поддерживает.

Зачем Олжасу Омаровичу понадобилось поднимать эту во многом надуманную тему именно в канун праздника Независимости? По одной конспирологической, но, тем не менее, не лишенной здравого смысла версии, это мог быть некий отвлекающий маневр: в соцсетях несколько дней подряд обсуждали ребрендинг южной столицы вместо того, чтобы подогревать протестную активность. К слову, в этот раз акции протеста в обеих столицах прошли достаточно заметно, хоть и не отличались многолюдностью. Причем, полиция реагировала на мирных демонстрантов скорее избыточно, что заставило многих комментаторов в соцсетях усомниться в искренности курса власти на либерализацию.

Впрочем, о постепенном отходе руководства страны от обещанных в ходе выборов президента «глубоких» политических реформ пока говорить не приходится – ведь они только заявлены, но так и не начаты. Пока президент Токаев занят другой – куда более важной для себя проблемой –нейтрализацией потенциальных политических конкурентов. Именно в   этом контексте некоторые наблюдатели рассматривают событие, о котором мы упомянули вначале -  уход на пенсию одного из самых заметных политиков «старой школы» Имангали Тасмагамбетова.

Если вспомнить предшественников Имангали Нургалиевича на посту посла в РФ, то впору говорить о каком-то «московском проклятии». В самом деле, как минимум, троим – Адильбеку Джаксыбекову, Марату Тажину и вот теперь –Имангали Тасмагамбетову эта дипломатическая командировка стоила в итоге  карьеры и влияния, а одному – Алтынбеку Сарсенбаеву – самой жизни.

И теперь, когда «роковое» кресло свободно, особый смысл приобретает вопрос: кто следующий? Еще в конце минувшего лета с предгорий властного Олимпа донеслось: якобы готовится рокировка «Тасмагамбетов – Масимов», то есть первого «бросят» на КНБ, а второй отправится в Первопрестольную. А сейчас поползли слухи о готовящейся с начала нового года «большой чистке» силовых структур. И, дескать, кое для кого это может закончиться «почетной ссылкой». 

Если Касым-Жомарту Кемелевичу и впрямь удастся такая изящная комбинация, то  НСОД со своими прожектами  политических реформ станет для него рудиментом – вроде Ассамблеи народа Казахстана. Тогда ему останется дождаться февраля и получить на блюдечке один из последних бастионов прежней власти –правящую партию.

Но… кто знает, как будет на самом деле? Политика в нашей стране стремительно утрачивает предсказуемость. Как бы нам после Нового года не проснуться совсем в другом Казахстане…

  

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33