вторник, 05 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Кому выгодно развалить казахстанскую школу?

В Казахстане за последние десятилетия в области образования была проведена череда реформ, которые, несмотря на соответсвие международным стандартам, только ухудшают его состояние. Провальными назвала старший преподаватель кафедры международного образования и сравнительной педагогики института образования университета Цукуба (Япония),  доктор Куаныш Тастанбекова последнюю из новаций - переход в сжатые сроки на обучение на трех языках.

О трехъязычии

- Английский с первого класса, также, как и введение преподавания предметов естественно-научного цикла на этом языке, нецелесообразно в казахстанских условиях по ряду причин, - говорит ученый, основной сферой исследовательского интереса которой является Казахстан. – Среди них - психолингвистические (неучитывание этапов развития когнитивных способностей детей); социально-культурные (отсутствие языковой коммуникативной среды) и политико-экономические. Под последним подразумевается игнорирование огромного неравенства в качестве образования в сельских и городских, в казахских и русских школах, отсутствие механизма работы с наиболее отстающими учениками. Этот факт признает и сам МОН РК, и эксперты из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Ссылки некоторых казахстанских экспертов на опыт Сингапура или Малайзии по введению обучения на английском языке несостоятельны. В Сингапуре этот язык – официальный, он - как русский в Казахстане, поэтому сингапурские дети билингвы, но никак не трилингвы. В Малайзии перед началом повсеместного внедрения в школах обучения на английском была проведена полномасштабная подготовка учителей в педагогических вузах и повышение квалификации на местах, выпущены тысячи новых учебников и методических пособий. А через 5 лет в этой стране отказались от опыта преподавания предметов на английском языке. Причина - у выпускников школ оказались очень низкие показатели академических достижений. И это при том, что их  реформаторы хотели, чтобы дети были билингвы, но никак не трилингвы. Директор инновационного агентства Малайзии, отвечавшего за внедрение обучения на английском языке, сказал буквально следующее: «Мы не гордые. Коль допустили ошибку, то постараемся ее исправить, поскольку несем ответственность за нынешнее и будущие поколения малазийцев».  

Что касается нашей страны, то напомним, что Казахстан берет в долг огромные деньги на реализацию реформ, необходимость которых не доказана. К примеру, у Всемирного банка взят кредит на 66 миллионов долларов на «модернизацию среднего образования», что включает в себя и введение трехъязычия.

То, что новый министр МОН РК Куляш Шамшидинова объявила о приостановке форсированного введения трехъзычного обучения, подтверждение того, что вышеуказанные причины все-таки являются довольно существенным препятствием на пути реализации этой реформы.

Никакие финансовые вложения и титанические усилия, вкладываемые в подготовку учителей, не дадут ожидаемых результатов. В Казахстане сейчас нужны высококвалифицированные двуязычные (казахский, русский) кадры, которым английский язык нужно дать в рамках школьной программы на уровне хорошего чтения и понимания текста, а также базовой коммуникации. Если им понадобится для профессионального роста более высокий уровень знания языка, надо создать условия для дополнительных занятий.

О подготовке учителей

Подготовка будущих учителей – одна из острейших проблем системы образования. К сожалению, ни закон о статусе педагога, ни профессиональный стандарт педагога, проблемы не решат.

Несмотря на увеличивающееся количество выделяемых грантов, на педагогические факультеты поступают по остаточному принципу, проходной балл ЕНТ остается все также одним из самых низких. Введенный два года назад творческий экзамен тоже не гарантирует отбора наиболее способных и мотивированных на профессию абитуриентов. Мне приходилось встречать молодых учителей - выпускников ведущего педагогического вуза Казахстана - допускащих элементарные грамматические ошибки в письме и не умеющих решать уравнения с одной переменной. Низкая заработная плата, загруженность бумаготворческой работой, постоянное давление со стороны органов управления образованием не способствуют мотивации учителей для саморазвития, а у лучших выпускников педвузов и вовсе нет интереса идти работать в школу.

Пути решения очевидны: если уж и проводить кардинальные реформы в образовании, то именно в области подготовки и повышения квалификации учителей. Отказаться от оплаты по базовой ставке и ввести 40-часовую рабочую неделю. Базовый оклад учителя при этом нужно сделать выше средней заработной платы по стране. По словам предыдущего главы государства, она составляет 500 тысяч тенге при двух работающих в семье. Так вот, если учительскую зарплату сделать на уровне этой суммы и плюс - ужесточить отбор на занятие вакантной должности трехуровневым экзаменом (документы, тестирование и эссе, показательный урок и собеседование), тотальная аттестация в три этапа и  отсеивание всех, кто ее не прошел, а проходной балл на педагогические факультеты сделать не менее 90% от максимального,  – престиж профессии поднимется на глазах. И, конечно, такая реформа подразумевает абсолютное отсутствие коррупционного фактора. Но именно поэтому она и не может быть реализована в современных казахстанских условиях.

Если говорить о подготовке педагогических кадров, владеющих английским языком, то сейчас в Казахстане она проводится в двух форматах – повышение квалификации работающих за три недели и подготовка будущих учителей на педфаках университетов. Первая форма абсолютно неэффективна. За 21 день невозможно научить преподавать на английском, даже если учитель этим английском языком владеет. Можно лишь, дав ему основы новых технологий в преподавании предмета, показать, как их применять на практике. Еще можно дать словарь узкоспециализированных терминов на английском языке, чтобы учитель мог их вводить на уроке, но преподавать, повторяю, на иностранном языке научить невозможно.

В языковых школах и во многих школах мира учителя, преподающие английский язык, должны иметь сертификат, который подтверждает квалификацию TEFL – Teaching English as а Foreign Language – «преподавание английского как иностранного языка». Или TESOL – Teacher of English to Speakers of Other Languages – «учитель английского языка для говорящих на других языках». Такой сертификат подтверждает, что учитель не просто сам отлично владеет языком, но и прекрасно знает методику его преподавания для разных целей. Обычно их (целей) две. Одна - английский язык как иностранный для формирования коммуникативных способностей. Вторая - как второй язык, который необходим не только для базовой коммуникации, но и для усвоения школьной программы и вообще успешной интеграции в общество. В Казахстане, как и во многих неанглоязычных странах, этот язык должен преподаваться в рамках школьной программы как иностранный по одной простой причине - у нас нет англоязычной среды, где  владение этим языком можно сравнить с воздухом, которым дышишь. Изучение английского как второго языка может происходить за счет высокой мотивированности самого человека. Если он ему нужен, чтобы учиться по англоязычной программе, или, если он собирается уехать в другую страну, где этот язык станет для него основным.

Так вот, через 21-дневное повышение квалификации учителям-предметникам невозможно дать даже базовые компетенции по преподаванию английского как второго, а уже тем более - компетенции по преподаванию предмета на английском языке. Ведь квалификация TESOL, о которой я говорила выше, – это полноценная программа, рассчитанная как минимум на два года. Ее осваивают в рамках высшего или дополнительного профессионального образования. Логически можно предположить, что второй формат подготовки учителей-предметников, преподающих на английском языке, будет более эффективным. И это действительно возможно при условии, что вузовские программы будут включать в себя компетенции TESOL. Но, к сожалению, в педвузах Казахстана на сегодняшний день преподается только курс «Professional English», на котором дают в основном только глоссарий (словарь узкоспециализированных терминов). Однако это не дает нужного эффекта, потому что большая часть казахстанских студентов (это я могу сказать по собственному опыту общения с ними) педвузов не владеют даже базовыми знаниями английского языка.

О СОР и СОЧ

Насколько  я понимаю, переход на обновленную программу обучения и введение критериального оценивания – суммативное оценивание за раздел (СОР) и суммативное оценивание за четверть (СОЧ) проводится в очень сжатые сроки без учета реальной ситуации. Например, в обновленной программе очень мало уделяется времени закреплению и повторению материала. Она построена по принципу student centered learning (личностно-ориентированное обучение). Основной целью программа ставит развитие функциональной грамотности. То есть ученик самостоятельно должен закрепить и повторить материал, а также научиться применять полученные знания в обычной жизни. Но проблема в том, что учителя не знают основ такого подхода. Большинство из них считает, что ученик сам должен находить материалы и вырабатывать методы самостоятельной работы, плюс к тому же еще и понять, где знание законов физики или исторических фактов он может применить в жизни. Но это в корне неверно. Учитель должен научить ученика использовать разные методы самостоятельной работы, как с дополнительными учебными пособиями, так и с онлайн-обучением, и сам составлять задания, через решение которых ученик может увидеть - где и как эти знания ему понадобятся.

Как показывает практика, даже курсы по повышению квалификации по обновленной программе не дают учителям такого материала. Там их знакомят с ее основными принципами, объясняют особенности критериального оценивания, но такие вопросы - как работать с учениками и разрабатывать тестовые задания по СОР и СОЧ - почти не затрагиваются. Учителям советуют на курсах использовать в качестве примера шаблонные задания, разработанные на базе НИШ. Но это опять же абсолютно не соответствует реальной ситуации в обычной школе. Всем известно, что условия обучения в НИШ и в обычных общеобразовательных школах разчлиаются как небо и земля. Кроме того, из-за увеличивающейся нагрузки в виде отчетности учителя не заинтересованы в усвоении нового. Им проще механически скопировать, чем разобраться и создать свои оригинальные задания для оценивания. Говоря проще, учителя и сами не понимают всех нововведений. А без учителя, стремящегося эффективно применять новые методики, невозможно говорить о том, что ученик сможет учиться самостоятельно, чтобы затем применять приобретенные знания в жизни.

Что касается родителей, то для них происходящие в образовании нововведения не является зоной личной ответственности. Они знают, что их требования никто не слышит, что в обществе нет механизма взаимодействия между государством и населением (налогоплательщиками). Поэтому дальше возмущении в соцсетях дело у них не идет.

Все вышесказанное приводит к тому, что обновленная программа и новые методы оценивания, которые, в принципе, соответствуют международным стандартам, не просто не работают в условиях казахстанской школы, но еще больше усугубляют ее и так незавидное положение.

Позволю себе перефразировать классика: разруха творится не образовании, разруха творится в головах, в системе.

Сара Садык

Оставить комментарий

Общество

Люди и события 2019 года, которые определят год 2020 Люди и события 2019 года, которые определят год 2020
Редакция Exclusive
Почему крупные ЧП становятся для Казахстана нормой? Почему крупные ЧП становятся для Казахстана нормой?
Мерей Сугирбаева
Почему в Казахстане так мало казахстанского? Почему в Казахстане так мало казахстанского?
Редакция Exclusive
Год, который потряс страну Год, который потряс страну
Редакция Exclusive
В 2019 год: начало мировой экспансии электробусов В 2019 год: начало мировой экспансии электробусов
Редакция Exclusive
 «Отец» Зимней Универсиады-2017 замахивается на Летнюю универсиаду в Алматы  «Отец» Зимней Универсиады-2017 замахивается на Летнюю универсиаду в Алматы
Мерей Сугирбаева
Как Казахстан стал ареной религиозных противоречий Как Казахстан стал ареной религиозных противоречий
Редакция Exclusive
Московское проклятие Московское проклятие
Редакция Exclusive
#ОйБайШоу - КӨШЕДЕГІ  ҚЫЛМЫС #ОйБайШоу - КӨШЕДЕГІ ҚЫЛМЫС
Редакция Exclusive
Электронная демократия в Алматы Электронная демократия в Алматы
Редакция Exclusive
Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом? Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом?
Редакция Exclusive
Мясного рая нам не видать Мясного рая нам не видать
Мерей Сугирбаева
Марат Әбсеметов: Біз біреуді қаралап, біреуді ақтасақ, қазақ одан не ұтады Марат Әбсеметов: Біз біреуді қаралап, біреуді ақтасақ, қазақ одан не ұтады
Редакция Exclusive
Если русские тоже поднялись в декабре 1986-го, развала СССР не было бы. Если русские тоже поднялись в декабре 1986-го, развала СССР не было бы.
Мерей Сугирбаева
#ОйБайШоу - Сайлау #ОйБайШоу - Сайлау
Редакция Exclusive
Стоит ли финансово мотивировать детей? Часть 2. Стоит ли финансово мотивировать детей? Часть 2.
Редакция Exclusive
Пробки, преступность, экология и бедные окраины Алматы: мировые рецепты Пробки, преступность, экология и бедные окраины Алматы: мировые рецепты
Жарас Ахметов
Казахстан в паутине религиозных  идеологий Казахстан в паутине религиозных идеологий
Редакция Exclusive
Как Касым- Жомарт Токаев дошел до Берлина и потерял лицо Как Касым- Жомарт Токаев дошел до Берлина и потерял лицо
Редакция Exclusive
Тайная жизнь суфийских течений в Казахстане Тайная жизнь суфийских течений в Казахстане
Редакция Exclusive
Чего нет в стратегическом плане развития Алматы? Чего нет в стратегическом плане развития Алматы?
Жарас Ахметов
Почему казахстанцы, несмотря на бедность, хотят иметь много детей? Почему казахстанцы, несмотря на бедность, хотят иметь много детей?
Мерей Сугирбаева
«Врачебная тайна» Токаева «Врачебная тайна» Токаева
Редакция Exclusive
История противостояния религиозных идеологий в казахстане История противостояния религиозных идеологий в казахстане
Редакция Exclusive
Казахстанская буржуазия: надежда страны или предатели ее интересов? Казахстанская буржуазия: надежда страны или предатели ее интересов?
Редакция Exclusive
Айдос Сарым: Законы в парламент теперь будут носить имя их разработчика Айдос Сарым: Законы в парламент теперь будут носить имя их разработчика
Редакция Exclusive
Был ли плагиат? Был ли плагиат?
Редакция Exclusive
След российских спецслужб в казахстанском суфизме След российских спецслужб в казахстанском суфизме
Редакция Exclusive
Станет ли Стратегия развития Алматы-2050 «национальной идеей» алматинцев Станет ли Стратегия развития Алматы-2050 «национальной идеей» алматинцев
Редакция Exclusive
Казахстанские школьники спешно покидают родину в «поисках знаний», выбирая Россию Казахстанские школьники спешно покидают родину в «поисках знаний», выбирая Россию
Мерей Сугирбаева
На что пойдут казахстанцы для получения диплома вуза На что пойдут казахстанцы для получения диплома вуза
Редакция Exclusive
Топ -5 событий уходящей недели по версии Exclusive.kz Топ -5 событий уходящей недели по версии Exclusive.kz
Редакция Exclusive
Ерлан Орынбасаров – первый программист Казахстана Ерлан Орынбасаров – первый программист Казахстана
Редакция Exclusive
От патриотизма до регионального сепаратизма От патриотизма до регионального сепаратизма
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33