В Казахстане намерены законодательно закрепить сословные привилегии
Последние задержания общественных активистов Армана Шураева, Альнура Ильяшева и других с формулировкой «за распространение ложной информации», говорят о том, что надо внимательно следить за внешне безобидными нововведениями в законодательстве. Например, «сословная рознь».
Что такое «сословие», вдруг появившееся в не соответствующей международным принципам ст. 174 УК РК? Данная дефиниция не получает в законе толкования, а этому следовало бы уделить самое пристальное внимание. Что такое сословие? Почему сословие как структурная единица социума есть одно из главных препятствий на пути формирования единой гражданской нации? Понимание сути этого явления позволяет понять, кто в стране сознательно создает основу для формирования сословия и, как следствие, т.н. «сословной» розни.
Из истории вопроса.
Следует напомнить, что сословия как социальная группа появились в период рабовладельческого общества и окончательно сложились на основе классовых отношений в период феодализма.
В Древнем Риме на смену патрициям (исконные римские рода) пришел Нобилитет, который состоял из представителей правящего сословия рабовладельческого класса - патрициев и богатых плебеев. Спустя некоторое время после формирования этого сословия и законодательного закрепления его прав и привилегий Нобилитет сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти.
Сословное деление было свойственно средневековой Европе и состояло из аристократии, священнослужителей и простолюдинов.
Формирование сословий – длительный исторический процесс, связанный с законодательным закреплением имущественного неравенства, определённых социальных функций (властных, военных, религиозных и др.) и связанных с ними привилегий. Не следует путать сословия с профессиональной корпорацией, поскольку принадлежность ей чаще всего является результатом личных достижений человека. Еще важная деталь: сословиям была характерная специфическая сословная мораль, кодекс поведения, стиль жизни.
Важно подчеркнуть, что сословия отличались по своему правовому положению, что и было закреплено законом. Т.е. равенство всех граждан перед законом не только не гарантировалось, но и априори не предполагалось. Более того, принадлежность к сословию (а значит, права и привилегии, например, составлять власть государства) передавалась по наследству.
Разрушение сословно-кастовой структуры общества было осуществлено в эпоху буржуазных революций, процессом формирования гражданских наций и национальных государств. Каждая революция или социальная реформа все больше стирала грань между ранее привилегированными сословиями и большинством. Так, в результате Английской буржуазной революции XVII века и Французской революции конца XVIII века прежняя аристократия была потеснена и вынуждена была поделиться своими правами и привилегиями с буржуазией. ХХ век был ознаменован активным продвижением принципа - равенства всех перед законом. Новые социальные группы получали больше прав и возможностей, что в итоге привело к искомому равенству всех перед законом и обеспечению их равными правами. Привилегии для отдельных каст остались в истории. Это – закономерный итог нациестроительства, когда стираются границы, разделяющие в правах граждан одной страны.
Коммунисты после октябрьской революции 1917 года, уничтожив прежнее довольно жесткое сословное разделение российского общества путем выдавливания прежней аристократии в эмиграцию и уничтожения оставшейся, взамен создали новую социально-политическую иерархию. В Казахстане коммунистами также была уничтожена прежняя элита (не сословие, а именно интеллектуальная элита и носители нравственного кода народа), ее место постепенно заняли те, кто составил верхушку компартии.
Так была рождена партийная номенклатура, которая формировалась в течение 20 лет и затем окончательно законсервировалась, обретя признаки привилегированного сословия или касты с доступом к материальным благам, власти и передачей кастовых прав по наследству. Большая часть людей советской страны была низведена до уровня закабаленного, в той или иной мере пораженного в гражданских правах населения. Процесс нациестроительства был подменен созданием некоего сообщества советских людей, часть которого ради этой фикции должна была быть лишена национальной культуры, истории, языка. При этом создание «советского человека» вовсе не отменяло существования и дальнейшего функционирования привилегированного сословия - партийной номенклатуры.
Провозглашенная перестройкой одной из задач борьба с привилегиями партийной номенклатуры и начатый процесс громких арестов партийных работников была свернута с распадом СССР. В Казахстане смены власти не произошло, и прежняя партийная номенклатура не только сохранила, но со временем и приумножила свои привилегии. Этот процесс продолжается, и его намеренно вводят в стадию окончательного закрепления и консервации.
Можно предположить, что упоминание сословия появилось в одиозной 174 статье отнюдь неслучайно. Эта формулировка призвана стать охранной грамотой для еще не сформированного, но в течение нескольких лет старательно формирующегося сословия, которому, по замыслу «архитекторов», предопределены особые роль, права, возможности и привилегии. Наблюдаемое нами засилье семейных кланов в судах, прокуратуре, появляющиеся на руководящих должностях дети и внуки нынешних представителей власти и есть искусственное формирование сословия с его претензией на особые права, присвоением себе привилегий, сохранением в своих руках властных полномочий с возможностью передачи их по наследству.
Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями захвата властных и материальных ресурсов, обхода закона и избегания наказания за совершенные деяния определенной категорией лиц. Все это пока не получило законодательного закрепления, но мы уже видим фактическое использование «сословных привилегий» вопреки требованиям закона. На наших глазах в режиме реального времени происходит сословиестроительство, которое априори предполагает подчиненное, ущербное положение остальной части населения страны.
Кто, какие силы создают сословие с его особой «моралью», правом быть выше закона, демонстрировать особые мораль и стиль поведения, приватизировать властные полномочия, распоряжаться богатством страны и землей? Претензия на особость, кастовость априори лишает остальных граждан страны равных прав и возможностей, равного доступа к образованию, качественной медицине, трудоустройству и т.д.?
Мы наблюдаем попытку посредством включения термина «сословие» заложить «правовую» основу под дискриминацию (учитывая сущностные характеристики понятия «сословие») большей части народа.
Сословное разделения граждан, наличие сословия как структурной единицы социума и практика сословных привилегий противоречат сути и духу Конституции, принципам равенства всех перед законом, равных возможностей, равных прав и обязанностей.
Таким образом, становится очевидным, что наспех слепленное «сословие» есть не что иное, как группа людей, находящихся у власти, претендующих на привилегии и намеревающиеся передать их по наследству.
Во избежание попыток лишить их самим себе присвоенных привилегий, а также доступа к распоряжению богатством страны узким кругом лиц и была заложена норма «сословная рознь». Эта мера позволит привлекать к суду всякого, кто воспротивится против привилегий лиц, принадлежащих к некоему «сословию». Более чем странное обозначение группы лиц в обществе, где де юре нет и не может быть сословно-кастового разделения, но где де факто это разделение пытаются реализовать.
Появление дефиниции «сословная рознь» в статье закона наводит на размышления относительно того, какова цель идеи возрождения привилегированной касты и чьи интересы эта идея призвана защищать, почему понадобилась защита некоего сословия в законодательном порядке? Насколько обосновано возрождение того, что сошло с исторической арены, более того, во многих странах искоренялось как явление, закрепляющее социальные различия и тормозящее процесс формирования единой гражданской нации.
Вывод один: если для нас актуально создание единой гражданской нации, не может быть и речи о привилегиях ни одной из социальных групп. Более того, должно быть обеспечено реальное равенство всех граждан страны перед законом, а также гарантированы всем без исключения равные права и возможности.