Образование и школа: есть ли выход из тупика?
В любом развивающемся обществе есть вопросы, касающиеся каждого. Одним из них является состояние образования в Казахстане. Однако до сих пор все реформы приводили только к раздражению и путанице. Возможно, потому, что на самом деле их не было.
Когда-то, в советское время мы гордились высоким уровнем нашего образования. Так или нет, каждый судит по-своему, но, судя по тому, как мы отстали на полвека от запада по уровню жизни и технологического развития, все не совсем так.
Тем не менее, бесспорно то, что в советское время система образования была встроена во все уровни принятия решений. Была система подготовки учителей, каждый областной центр имел свой пединститут, не было дефицита учителей, как и их избытка. Но главное - в педагогические ВУЗы поступали лучшие выпускники школ и поэтому в школы возвращались грамотные и мотивированные педагогические кадры. Заработная плата учителей не была высокой, но точно – достойной, а главное – соответствующей их высокому общественному статусу. Мы, выпускники 70-х, до сих пор приезжая в родной аул, первым делом идем к своим учителям, чтобы выразить свое почтение и благодарность. А ведь тогда учителя не заигрывали с нами, как сейчас. В иерархии отношений они, безусловно, лидировали и это обуславливало уважение к ним и тем знаниям, которые они несут. И результат был соответствующий - качественное образование.
Что происходит сейчас? Количество ВУЗов, которые готовят педагогические кадры, где-то слишком раздуто, а где-то наоборот. Никто, в том числе и Министерство образования и науки РК, не регулирует этот процесс. Где-то не хватает учителей, а где-то наоборот их в избытке. Требование к приему в педагогические ВУЗЫ и к подготовке учительских кадров ниже нижнего. На сегодняшний день в педагогические ВУЗы идут в основном те, кто не может претендовать на экономические, юридические или инженерные специальности или попросту не прошел по баллам. Чтобы стать педагогом достаточно просто иметь деньги. В ВУЗ могут поступить даже те, кто не преодолел пороговый уровень ЕНТ. Уровень качества подготовки в ВУЗах – отдельный разговор. Не секрет, как на самом деле учатся студенты в университетах и колледжах. В результате, страна получает специалистов, не соответствующих ни квалификационным, ни психологическим требованиям, которые должны предъявляться учителю. Это и есть истинная причина сегодняшнего плачевного состояния сферы образования в стране. Но не единственная.
Слабая материальная база сферы образования, в том числе нехватка школ и соответственно учебных мест, является существенным тормозом в деле улучшения качество образования. В республике повсеместно не хватает учебных мест, не ликвидировано трехсменное обучение в школах. Руководители регионов не планируют этот процесс, не учитывают происходящий в стране «бэби бум» и миграционные процессы, в результате которых количество детей школьного возраста растет в геометрической прогрессии, а по обеспеченность учебными местами не успевает за количеством школьников. В советское время, когда утверждали генеральные планы застройки городов, в них планировались строительство школ, детских садов и медицинских учреждений, то есть вся социальная инфраструктура. А что происходит сейчас? Может быть, где-то еще практикуется этот порядок, но не везде. Во-всяком случае, в нашем славном городе Актау все наоборот. Во всех новых микрорайонах все земли давно проданы, и негде строить школы. В 16, 17, 19, 20, 30, 31, 32 и 33 микрорайонах нет ни одной школы. В одном только жилом комплексе «Айракты» 17 микрорайона, где я живу, 500 школьников. И только в одном микрорайоне таких крупных жилых комплексов насчитываются свыше пятнадцати. Это в пределах 3000-4000 детей школьного возраста. И городские власти планируют (вернее не городские власти, а частный инвестор) строить школу на 300 мест. Вот такая имитация решения проблем. В результате, существующие школы переполнены, в каждом классе по 30 и больше учеников. Даже самый высококвалифицированный педагог, при всем желании, не дойдет до каждого ученика. Отсюда и качество образования.
Другой существенной причиной низкого качество образования является отсутствие у Министерства образования и науки тщательного анализа существующего состояния образования в стране и четкого видения перспективы. Каждый новый министр считает своим долгом начинать свою работу с ломки существующей систем и проведения новой реформы. Конечно, реформы, это хорошо. Но они должны быть тщательно проработанными, широко обсужденными в педагогической среде, а также протестированы в пилотном режиме. Но самое важное, чтобы эта реформа была просчитана и обеспечена финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. А как проводятся реформы до сих пор? В наши общеобразовательные школы с остаточными принципами финансирования и материального обеспечения, переполненными классами внедряются новые программы обучения, практикующиеся в Великобритании или Сингапуре.
Так называемая «обновленка», может быть, хорошо приживется в таких элитных учебных заведениях, как «Назарбаев интеллектуальная школа», «Мирас», «Дарын», лицей «Білім инновация», где сильные педагогические коллективы и классы при проведении занятий по профилирующим предметам делятся на группы по 10-15 учеников, а также уроки проводят двое, учитель и тренер или помощник учителя. О материальной обеспеченности и оснащенности этих школ компьютерной техникой, интерактивными досками и другими современными, продвинутыми приспособлениями для проведения учебных процессов и говорит нечего. Но обычные школы, которых большинство, просто к ним не готовы.
При проведении реформ иногда доходит и до абсурда. Только так можно квалифицировать некоторые шаги МОН РК по внедрению трехязычия в стране. В его необходимости никто не сомневается, но, когда министерство начало организовывать трехмесячные курсы по обучению учителей школ по физике, химии и другим предметам на английском языке, все здравомыслящие люди просто впали в ступор. Для того, чтобы просто выучить разговорный английский, нужны годы. Понятно, что эти мероприятия проводятся для галочки и они дискредитируют саму идею трехязычия. В результате огромные суммы бюджетных денег выбрасываются на ветер.
Еще одна причина такого постоянного падения качества образования - излишняя, а порой ненужная опека школ со стороны департаментов, отделов образования. Жесткие требования с их стороны по высоким показателям успеваемости приводят к тому, что руководители школ в свою очередь требуют от учителей повышенных оценок, порой незаслуженных. Принципиальные педагоги, которые объективно оценивают знания учеников, подвергаются административным прессингам, их заставляют исправлять поставленные оценки. Но ведь такие меры обычно дают отрицательный эффект. Ученики, лишенные стимулов, просто расхолаживаются и перестают заниматься. На наш взгляд, критериями высокого уровня образования учеников должны являться участие и победы в различных олимпиадах и других соревновательных мероприятиях.
О статусе учителей много рассуждать не буду, так как данный вопрос был объектом пристального внимания в обществе в ходе обсуждения проекта Закона «О статусе педагога». Было много дельных, нужных и очень актуальных предложений, но, к сожалению, при прохождении проекта Закона через Парламент многие из них не были учтены. Но, как говорил наш Президент, что произошло, то произошло. Закон принят и посмотрим, насколько он изменит ситуацию в лучшую сторону. Одно ясно: пока учитель не займет свое достойное место в обществе, ситуация не только в образовании, но и в обществе в целом не изменится. Будут падать самолеты, разваливаться новые дома, мы будем терять своих близких из-за не квалифицированных действий и бездушного отношения медиков.
Байконыров Самет, Актау