воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Педагоги должны стать интеллектуальной элитой страны

Нурмухаммед Досыбаев, директор инновационной школы Astana Garden School, выпускник Кембриджского университета представил свою версию реформы системы образования.


«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!

Завтра состоится очередное заседание НСОД, которое будет посвящено вопросам образования и науки. Вы в своем последнем обращении отметили необходимость радикальных реформ в этой сфере. Не знаю, какие вопросы будут поднимать завтра члены Совета, но искренне хотелось бы, чтобы состоялся разговор о тех катастрофических проблемах, которые в реальности угрожают нашей системе образования.

Как всем известно, по всем показателям международных и локальных исследований (PISA, PIRLS, PIAAC, TIMSS, ICILS, НКТ) качества образования наша страна на самых низших позициях. Более того, каждое новое исследование в очередной раз показывает, что система образования продолжает деградировать. К сожалению, не спадает динамика по части преступности среди несовершеннолетних, буллинга, ранней беременности, и количества учащихся незаинтересованных в учебе, часто пропускающих занятия. Но на данные факты уполномоченный орган конкретными стратегическими мерами никогда ранее не реагировал. В последнее время, все действия МОН РК в большинстве, к сожалению, носят тактический характер, хоть и считаются эффективными, но по своей сути сводятся к решению лишь временных операционных вопросов (например, автоматизация процессов и ликвидация отчетности).

Мы, как молодое поколение Казахстана, очень обеспокоены такой ситуацией. Мы хотим воспитывать и обучать наших детей как самодостаточных личностей на базе современных и доступных казахстанских школ, колледжей и вузов.

Каждый казахстанский родитель мечтает, чтобы именно его ребенок учился в полноценной школе с качеством образования как в государственных НИШ, КТЛ или РФМШ, но таких школ всего лишь 1% от всех школ Республики. А это значит, что все остальные дети, обучающиеся в оставшихся 99% школ, которые со времен распада союза остаются двухсменными и трехсменными, будут лишены права на качественное образование, гарантированное Конституцией РК.

И какое общество в результате мы получим в будущем? Что необходимо сделать и изменить уже сейчас? Чтобы наша страна была независимой и конкурентоспособной, государству необходимо создать равные и справедливые возможности для получения каждым ребенком полноценного образования!

В первую очередь, для этого надо изменить систему государственного управления и регулирования сферы образования. Министерство, несмотря на формальное наличие возможностей как уполномоченного органа, на практике никогда не требовал отчета с руководителей акиматов за отсутствие качества образования в их регионе. Существующая политика разделения ответственностей, полномочий и ресурсов между центральным органом в области образования и местными исполнительными органами привела к диспропорции и неравенству школ между регионами, и успела полностью дискредитировать себя.

Поэтому, в целях скорейшего выравнивания разрастающегося разрыва в качестве образования между школами и регионами, предлагаем напрямую подчинить все органы управления образования и организации дошкольного, среднего и профессионально-технического образования Министерству, передав ему не только ответственность, но и полномочия, и ресурсы.

Более, не должно быть такого, чтобы за образование вроде отвечают все, но в конечном итоге не отвечает никто. Существующее положение дел, когда нет четкого ответственного за развитие сферы образования, кажется удобно всем “ответственным”, но не измученным педагогам, детям и их родителям. В истории современного Казахстана, мы никогда ранее не слышали такого, чтобы министры либо акимы уходили из-за серьезных проблем, связанных с качеством образования.

Вместе с этим, следует разгрузить текущую колоссальную загруженность МОН РК, которая обладает чрезмерной широтой функций в качестве единственного уполномоченного органа по регулированию сферы образования и науки, и согласно своему Положению осуществляет более 200 функций, а также обладает широкими границами ответственности, не позволяющими обеспечивать эффективность деятельности на должном уровне. Так, зона ответственности МОН РК представлена в виде: 10 314 дошкольных организаций с контингентом в 880 800 детей; 7 000 школ, в которых обучаются около 3,1 млн. учеников; 125 университетов с контингентом в 604 000 учащихся; 821 колледжей с контингентом в 479 000 учащихся и более полумиллиона учителей и педагогов. Практика и статистика показывает, что ответственность без наличия соответствующих полномочий не дает искомых результатов.

В связи с чем, по опыту других развитых и соседних стран (США, Великобритании, России, Узбекистана, Польша, Сингапур и т.д.) предлагаем разделить Министерство образования и науки на два министерства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Мы считаем, это будет самым эффективным решением. Почему?

Потому что, это даст возможность Министерству просвещения полностью сфокусироваться на вопросах дошкольного, среднего и профессионально-технического образования, а Министерство высшего образования и науки будет заниматься вузами и вопросами науки, которая в стране на бумаге есть, а по факту отсутствует.

“Чтобы такое разделение дало свои плоды её следует внедрять одновременно решая проблему крайней нехватки опытных аналитиков в государственной системе управлением образования и науки, которые пришли бы туда пройдя все ключевые ступени образования начиная от простого учителя, директора школы и руководителя гороно до руководителя университета. Тотальное отсутствие системности в формировании образовательной политики и реформ мы связываем именно с нехваткой таких управленцев из поля, которые должны обладать широким видением в масштабах страны и уметь различать проблемы и причины любого уровня, и находить решения. Мы никогда не сможем сдвинуться с места, пока в госаппарате будут преобладать лишь кадры с хорошими менеджерскими и организационными навыками.”

Если хорошенько обратить внимание на самые успешные школы для одеренных детей, то мы заметим, что, во-первых, все они государственные, односменные, автономные, децентрализованные и управляются коллегиально попечительскими советами. Автономность дает мобильность и позволяет оперативно принимать решения, нет прямой подчиненности только к МИО, что дает возможность не отвлекать педагогов на выполнение несвойственных им функций.

Во-вторых, в данных школах проводится качественный конкурсный отбор педагогических кадров, что отражается на результатах обучения. Лучшие педагоги страны стремятся работать в таких школах, повышая свои квалификации и компетенции.

В-третьих, финансирование таких школ в разы выше других общеобразовательных школ, что влияет на качество материально-технической базы и благополучие образовательной среды.

Данным конкретным примером здесь хотел бы сказать, что если нам сильно захотеть, то и из государственных школ, и с участием своих же педагогов мы умеем создавать супер-кейсы! Есть и другие отличные кейсы по большим школам, позитивный опыт которых нам следует масштабировать.

В связи с чем, используя опыт НИШ, РФМШ, КТЛов, предлагаем поэтапно начать выстраивать аналогичную систему управления во всех общеобразовательных школах страны, а также переподчинив их напрямую Министерству просвещения.

Учитывая, что школы – это общественные институты и имеют значимую социальную роль, необходимо, чтобы в их управление через попечительские советы были вовлечены активные члены местных сообществ из числа бывших выпускников, педагогов-ветеранов, родителей, сотрудников школы, представителей учредителя и опытных профессионалов. Попечительскому совету, перед которым будет подотчетен директор школы, должны быть предоставлены реальные полномочия по примеру таких стран как Великобритания и США.

Конкурсный отбор управляющих кадров и назначение руководителей школ должно проводить министерство просвещения. Это повысит ответственность первых руководителей организаций образования и создаст команду профессиональных управленцев, менеджеров в образовании.

Без существенного увеличения финансирования всей сферы образования никакие реформы не пройдут. В связи с вышеизложенным, предлагаем к Вашему рассмотрению ряд конкретных инициатив, реализацию которых просим поддержать.

Инициатива-1, по подготовке педагогических и управленческих кадров для образовательной сферы. Одновременно с повышением заработной платы и предоставлением управленческой автономии школам, необходимо кардинально повысить требования к квалификациям и компетенциям педагогов и управленцев. Система образования должна готовить выпускника, владеющего социальными навыками и фундаментальными знаниями, использующего математику как инструмент познания мира, естественные науки – как философию для понимания явлений природы, и общественные науки – как анализ для выработки позиции. А это значит, что учитель и главный педагог школы, в первую очередь, должны обладать всеми этими компетенциями сами. Текущее состояние, когда почти каждый второй педагог страны не может подтвердить свою квалификацию и знание предмета, которому он учит детей, должно нас заставить кардинально пересмотреть существующий старый подходы в подготовке и повышении квалификации педкадров.

Будущие педагоги должны стать интеллектуальной элитой страны. Поэтому отбор на педагогические специальности должен быть качественным и целенаправленным. Так, например, в Сингапуре каждый студент, успешно прошедший жесточайший конкурсный отбор, с первого курса педагогического вуза на контрактной основе принимается на работу в министерство просвещения, со стартовым окладом в $1750 американских долларов. Его обучение, как будущего специалиста этой отрасли, проходит под контролем министерства на базе частного партнера государства в лице National Institute of Education. В рамках трёхстороннего контракта министерство обязуется вовремя оплачивать учебу и зарплату, пединститут качественно подготовить специалиста, а студент успешно завершить учебу и в течение трех лет отработать в той государственной школе Сингапура, в которую он будет направлен работодателем в лице министерства. Мы предлагаем поступить аналогичным образом и целевым образом, в течении следующих 15 лет подготовить 300,000 тысяч с горящими глазами и сердцами современных педагогов и 30,000 управленцев.

Инициатива-2, по строительству современных школ. Несмотря на то, что за период независимости Казахстана было построено около 1800 школ, на текущий момент почти все городские школы перегружены и продолжают функционировать в 2, либо 3 смены, и к сожалению, это воспринималось нормальным явлением, как будто так должно быть всегда. Вы только представьте, из 11 лет обучения в школе, ровно половину ребенок вынужден учиться после обеда с 14:00 до 19:30 вечера. Международные исследования и практика показывают негативное влияние такого режима дня, сохраняющегося годами, на успеваемость детей, на качество освоения программы, благополучное развитие и безопасность.

Основными причинами проблем переполненности и нехватки государственных школ являются медленные темпы строительства МИО, их нежелание передавать строительство школ в конкурентную среду, а также барьеры в форме высоких санитарных и строительных требований и норм, которые ведут к удорожанию строительно-монтажных работ и капитальных затрат, тем самым сужая воронку входа для не больших частных инвесторов на данный рынок. Немаловажной преградой являются существующие коррупционные схемы, чрезмерная бюрократизация процессов госзакупок и процедур согласования на местах, которые в совокупности влекут к удорожанию проектов, потере времени, и некачественному строительству школ.

В качестве решения данной проблемы мы предлагаем создать все необходимые условия для развертывания по республике широкомасштабного строительства 3000 социальных школ каждая по 1000-1500 ученических мест, с привлечением к сотрудничеству социально-ориентированных инвесторов и меценатов. А именно, выделить под цели строительства школ специальные льготные кредиты под 3% в год, без обязательного требования твердого залога, а также законодательно отрегулировать вопросы выделения земельных участков с обязательным проведением всех необходимых коммуникаций местными органами под строительство. Данные меры существенно ускорят темпы строительства и в кратчайшие сроки, а именно за 10 лет полностью решить проблему 2-х сменных школ по стране.

В нашей богатой природными ресурсами стране есть огромный потенциал, наши дети имеют право на качественное образование в достойных условиях.

Завершая свое обращение, я хочу привести слова моего научного руководителя, профессора Кембриджского университета Э.Уилсон: «страну с любой другой страной, так же, как и человека с человеком, делает равным не богатство в виде сырья или нефти, а образованность и интеллигентность, и, выстроенная на таком непоколебимом фундаменте, наукоемкая экономика, что является основой процветания любой развитой страны».

Уважаемый президент! Искренне верим, что Вы сможете переломить ситуацию и предоставить все необходимые возможности для создания передовой сильной системы образования и воспитания умного и счастливого поколения казахстанцев. Мы готовы поддержать Вас в данных радикальных изменениях, которые вы неоднократно озвучивали».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33