Палочка Коха на воле и в тюрьме
Фтизиатры представили данные по общей ситуации с туберкулезом в стране. Многолетний директор Национального центра проблем туберкулеза, профессор
Тлеухан Абилдаев привел данные, согласно которым положение с этой опасной болезнью улучшается. Но если внимательно присмотреться к отчетам, то все далеко не так благостно…
Данные 2014 г. свидетельствуют о снижении показателя заболеваемости туберкулезом по республике на 9,5%, который составляет 66,4 против 73,4 в 2013г. на 100 тыс. населения. Показатель смертности по итогам 2014 года снизился на 16,1% и составил 4,7 против 5,6 за 2013 год на 100 тыс. населения.
В целом, за последние 10 лет заболеваемость снизилась на 54,9%, а смертность на 77,4%.
В структуре заболеваемости по республике в 2014 г. отмечается снижение заболеваемости детей на 11,5% и, напротив, рост заболеваемости подростков - на 3,3%. Таким образом, заболеваемость детей составляет 10,0, подростков – 78,9 против 11,3 и 76,3 в 2013 году на 100 тыс. соответственно. Абсолютное число детей, впервые заболевших туберкулезом в 2014 году составляет – 445 (в 2013 г. – 497) , а подростков – 547 (в 2013 г. – 542).
Даже в тюрьмах и колониях эпидемиологическая ситуация также улучшается. Зафиксировано снижение заболеваемости с 965,8 в 2013 году до 799,0 на 100 тыс. населения в 2014 г. Абсолютное число умерших снизилось с 57 в 2013 году до 54 в 2014 году. Впрочем, заболеваемость ТБ в этих заведениях по прежнему остается колоссальной – почти в 11 раз выше, чем на воле, так что рано еще увенчивать врачей лавровыми венками победителей. Тем более, если отойти от лукавых относительных цифр и обратиться к абсолютным показателям – то радоваться нечему. Число активных больных, состоящих на диспансерном учете по НРБТ, в 2014 году в целом снизилось на 1378 больных по сравнению с 2013 годом - с 23267 до 21889 больных, но все-таки остается огромным. Да, по сравнению с 2013 годом на 1030 человек уменьшилось число впервые выявленных больных туберкулезом – с 12510 до 11480. Но ведь и почти 11,5 тысячи человек в год – это чрезвычайно много! Благодаря таким недвусмысленно высоким показателям Казахстан уже много лет входит в число стран мира с высокой эпидемиологической ситуацией по туберкулезу.
К врачам больших претензий нет – они работают, как могут, как позволяют им средства и возможности. Государство также осознает сложность и опасность проблемы и выделяет для решения ее немалые деньги. Своевременно приняты хорошие нормативные акты по туберкулезу, направленные на снижение бремени туберкулеза, которые помогли разрешить множество «узких мест» в этой достаточно сложной и разветвленной системе.
Туберкулезная «отрасль» в медицине Казахстана, это словно отдельное «государство в государстве». Система, созданная для того, чтобы не только лечить людей, но и чтобы максимально уменьшить риск заражения ТБ здоровых, особенно детей. На конец 2014 года в стране действовало 91 (95 – 2013г) самостоятельная противотуберкулезная организация (ПТО) на 11060 коек, в том числе Национальный центр проблем туберкулеза (НЦПТ) на 400 коек круглосуточных коек (2013 году – 96 ПТО на 11848 коек). Количество коек дневного стационара составляет 340 коек (в 2013 году – 210 коек).
За год сокращено 5 самостоятельных ПТО и 788 круглосуточных коек, также за счет перепрофилирования коечного фонда ПТО на 336 увеличены койки отделений для лечения больных с множественной и широкой лекарственной устойчивостью.
Именно туберкулез особой формы – со множественной и широкой лекарственной устойчивостью, который врачи обозначают М/ШЛУ ТБ, по словам Тлеухана Абилдаева сегодня является самой большой и трудной проблемой, не только в Казахстане, но и во всем мире. Эксперты ВОЗ считают, что в странах Восточной Европы и бывшего СССР до девятнадцати процентов таких случаев заболевания. Но в Казахстане, по словам Абилдаева, этот уровень подскочил до 25 процентов.
Новая форма давно и хорошо изученного туберкулеза, по мнению ученых, - заслуга человека: она возникла из-за неправильного или неполного лечения. Микобактерия туберкулеза, «палочка Коха», борясь за выживание, сначала смогла приспособиться к большинству известных лекарств (multy drug resistant TB), а затем возникла и сверхустойчивая форма туберкулеза – врачи обозначают ее аббревиатурой XDR TB (extra drug resistant TB). Смертность от нее составляет девяносто процентов. Кроме того, широкое распространение принимают и другие формы болезни. Каждый год в мире регистрируется около полумиллиона новых лекарственно- устойчивых случаев.
Казахстан здесь не исключение. Наши врачи по мере сил реагируют на изменившуюся эпидемиологическую ситуацию. Особое внимание – «группам риска». Сегодня таковой являются тюрьмы и колонии, поэтому предприняты меры, чтобы тяжелые формы ТБ не расползались из мест заключения по стране. Правила значительно ужесточены: если отсидевший свое человек болен ТБ, домой сразу он не попадет. Его обязывают лечиться, причем серьезно.
Если он пренебрегает лечением – в дело вступают репрессивные меры. По решению суда он может быть заключен в специальное медицинское учреждение, для принудительного лечения. Жестоко… Но, видимо, иного выхода нет.
Поэтому сегодня по стране развернуты специализированные отделения: 17–для принудительного лечения на 455 (465 – 2013г) коек. А для самой опасной формы ТБ открыто гораздо больше - 56 учреждений для лечения больных МЛУ ТБ на 3568 (3232 – 2013г) койки и 17 - для паллиативного лечения больных I «Г» группы диспансерного учета на 440 (665 – 2013г) коек.
- Нам пришлось резко увеличивать количество коек для таких больных, потому что они нуждаются в обязательной госпитализации и специальном лечении – говорит Тлеухан Абилдаев.
Из «плюсов» можно еще отметить, что сегодня все ТБ-больные обеспечены очень хорошими и современными лекарствами на 100 процентов. Такого даже не каждая развитая страна сумела сегодня достичь, это, безусловно, достижение. Используются самые новейшие диагностикумы: для выявления лекарственно-устойчивых форм туберкулеза во всех регионах внедрены быстрые и ускоренные методы диагностики туберкулеза и МЛУ ТБ: BACTEC MGIT-960 (в 20 регионах), Hain-test (в 12 регионах) и G-Xpert (в 19 регионах). База данных Национального регистра больных туберкулезом (НРБТ) в гражданском секторе здравоохранения работает в режиме он-лайн с 2013 года. А с февраля 2014 года при технической поддержке международной организации KNCV существующая на платформе FoxPro база данных по больным туберкулезом системы КУИС также переведена в режим он-лайн. Таким образом, на сегодняшний момент в стране существует интегрированная база данных по больным туберкулезом, охватывающая всю страну, в том числе и пенитенциарный сектор. Новые технологии здорово помогают врачам.
Однако, при всей положительной динамике, ситуация с туберкулезом в стране остается весьма сложной.
Казахстану не повезло – туберкулез на его территории имеет свои природные очаги, где палочка Коха существует в симбиозе с простейшими организмами, живущими в воде и почве.
Сегодня эпидемиология все больше осознает огромное значение таких природных симбиозов, где болезнетворные микроорганизмы могут «спать» столетиями и даже тысячелетиями, а потом, по разным, точно неизвестным пока причинам, происходит «взрыв» биологической активности, приводящий к эпидемиям. В разных странах мира – свои природные биологические «бомбы», которые ждут своего часа. В Западной Африке, к примеру, пресловутая лихорадка Эбола. У нас в Казахстане – туберкулез. Как подступиться к этой огромной проблеме природных очагов, не знают не только у нас, но и в мире. На это накладывается хроническая нехватка средств, слабая подготовка врачей (фтизиатрами молодые врачи не слишком стремятся работать), устаревшее, во многом, оборудование. Прибавьте сюда и огромную проблему СПИДа, для которого туберкулез – одна и ассоциированных инфекций, чаще всего убивающая зараженных ВИЧ… Остается надеяться, что нашим врачам все-таки удастся держать заболеваемость ТБ в стране хоть под относительным контролем, добиваясь хоть и медленных, небольших, но успехов в этой трудной работе.