А Олжас Сулейменов против педерации!
С трибуны последнего съезда народных депутатов СССР большой знаток печатного слова, автор «Аз и Я», сообщил некогда оппозиции во главе с Борисом Ельциным, что советский народ теперь будет называть оппозиционеров «п…рами» (!).
От опасного до смешного один шаг
Президент Казахской национальной академии спорта Кайрат Закирьянов написал книгу «Только эта жизнь имеет цену», в которой знаменитые изречения или афоризмы проиллюстрированы картинками и историями из нашей жизни. Среди них и Олжас Сулейменов, отметивший в этом месяце очередной свой день рождения.
Интересные эпизоды из новейшей истории, по словам автора, он слышал лично от самого поэта.
…Когда СССР распался, Союз писателей СССР во главе с Георгием Марковым собрался на свое последнее заседание. После дежурных речей о том, что писатели – это око и совесть народа, что они не могут просто так разбежаться по своим национальным «квартирам», под гром аплодисментов было предложено переименовать профессиональную организацию в Федерацию союзов писателей стран СНГ. Но тут слово взял председатель Союза писателей Казахстана Олжас Омарович Сулейменов. Он сказал, что центрально-азиатские государства против такого объединения. Георгий Марков возмутился: «Как вы можете такое говорить?! Ведь сам Назарбаев постоянно призывает к интеграции!» – «Да, это так. Но вы не учитываете одной особенности - языков тюркоязычных народов. Слово «федерация» они выговаривают как «педерация», буквы «ф» нет в алфавитах большинства из нас!». Франсуа Вольтер говорил: «То, что сделалось смешным, не может быть опасным». Вот так серьезную проблему сняли с помощью смеха с повестки дня.
Еще один эпизод, связанный с именем поэта. На дворе, кажется, стоял 1989 год. В Москве заседает съезд народных депутатов СССР. В застойные времена улицы пустели, когда вечером по телевизору показывали очередную серию «17 мгновений весны», так и здесь - истосковавшиеся по свободе жители уже отживающего «союза нерушимых республик» не отходили от голубых экранов, когда шла трансляция заседании съезда.
… У народного депутата из Казахстана Олжаса Сулейменова были хорошие отношения с секретарем ЦК КПСС Александром Яковлевым – идеологом перестройки и гласности, осуществленной первым президентом СССР Михаилом Горбачевым. Позвонив в номер гостиницы, где жил поэт, Яковлев напросился в гости под предлогом полакомиться якобы алматинским апортом. После двух-трех рюмок коньяка пожаловался на Горбачева, который, по его словам, заявил, что если Ельцин, Афанасьев, Попов и другие оппозиционеры поставят вопрос об отмене шестой статьи Конституции СССР - «О руководящей и направляющей роли КПСС», то он снимет Яковлева с должности. Наш земляк, дав надежду на разрешение проблем, сказал, что утро вечера мудренее.
Когда на следующем заседании оппозиционные депутаты уже истратили весь свой пыл, доказывая необходимость отмены той самой статьи Основного закона, слово взял Олжас Сулейменов. Он напомнил присутствующим, что в СССР привыкли жить аббревиатурами. К примеру, КПСС, КГБ, ГАИ, ВДНХ и т. д.
«Так вот, - продолжал он, - вы, противники власти, объединились в Движение демократических реформ (ДДР), которое хотите переименовать в Партию демократических реформ (ПДР). Но ничего у вас не получится!». С трибуны съезда большой знаток печатного слова, автор «Аз и Я», сообщил оппозиции во главе с Ельциным, что советский народ теперь будет называть оппозиционеров «пи…рами» (!).
Опять вспомним Вольтера: депутат из Казахстана проблему создания новой партии сделал смешной, и теперь она для Горбачева никакой угрозы уже не представляла. Но его радость была недолгой. Скоро к власти пришел Ельцин, запретивший КПСС своим указом.
Трусость или игра со временем?
- Сегодня мы много говорим о коррупции, - продолжает автор. - Еврипид (только подумать!) более 2, 5 тысяч лет назад написал, что даже боги становятся сговорчивыми от подношений, - говорит автор. - И если в древности людей волновала эта же проблема, то как с этим бороться сейчас, если жадных меньше не становится, и проблем, которые надо решать, тоже не убавляется? Для себя я нашел ответ: коль получается такой заколдованный круг, пусть каждый сам решает, как из него выбраться. Сам я лично не совсем согласен с некоторыми изречениями, имеющими отношение к теме. Возьмем, к примеру, ирландскую пословицу: «Лучше человеку на минуту стать трусом, чем всю оставшуюся жизнь быть мертвецом». В самом деле, на жизненном пути многих из нас бывают ситуации, когда нужно решиться на непростой выбор. Чтобы сохранить себя, чтобы выжить, иные склоняют головы и молчат при виде явной несправедливости, не заступаются за слабого. Но как, к примеру, относиться к компромиссу, на который пошел Мухтар Ауэзов? 1 октября 1930 года будущего классика казахской литературы арестовали в Ташкенте. Все рукописи изъяли, а самого писателя этапировали в Алма-Ату. Ему ставили в вину связи с движением «Алашорда». Это было серьезное обвинение, грозившее уходом в небытие. Нужно было делать выбор: сдаться и положиться только на судьбу или же продолжать бороться во имя будущего. Вот тогда-то и появляется знаменитое заявление Мухтара Ауэзова, которое власть назвала покаянием. С первого взгляда, это на самом деле так, но с точки зрения художника – разумный компромисс, при котором средства оправдываются благородной целью. Сын писателя Мурат Ауэзов считает, что на самом деле никакое это не публичное покаянное, а игра со временем.
Но возьмем другого нашего великого – первого космонавта Тохтара Аубакирова. Был в оппозиции, пользовался громадным уважением и любовью в народе. Но вот родной человечек попал «в историю» и ему поставили условие: или того посадят, или же он напишет покаянное письмо, получит хорошую должность и в оппозицию больше ни ногой. И что? Ради родственника любимец народа пошел на компромисс. Я, конечно же, не судья, он как был, так и остался первым среди казахов космонавтом, но гражданин в высоком смысле этого слова для меня исчез.
Кто «родил» манкурта?
Работая в 90-х заведующим сектором Отдела внутренней политики Администрации Президента, я одновременно совмещал ее с должностью секретаря Республиканской комиссии по государственным символам, председателем которой был Абиш Кекилбаев. У нас были возможности беседовать не только на государственные темы, но и обсуждать текущие литературные новости и проблемы, так как это входило в круг наших с ним обязанностей. Мы говорили с Абеке, например, о творчестве Чингиза Айтматова – знаменитых романах «И дольше века длится день», «Плаха», ранних рассказах. И каково же было мое удивление, когда я узнал, что образ манкурта был придуман вовсе не киргизским классиком! И даже не им, Абишем Кекилбаевым, в чьей повести «Баллады забытых лет» манкурт появился еще раньше.
…Однажды Абдижамилу Нурпеисову, Абишу Кекилбаеву и Чингизу Айтматову, ехавшим вместе, в одном вагоне, на съезд Союза писателей СССР в Москву, пришлось сделать вынужденную остановку в Байконуре. Этих трех великих почти в приказном порядке снял с поезда бесконечно уважавший их первый секретарь Кармакшинского райкома партии Кызыл-Ординской области Елеу Кушербаев.
Он так увлеченно развивал перед гостями земную и космическую темы, что писатели, завороженно слушая его, забыли о предстоящем съезде. Вот так в произведениях Абиша Кекилбаева и Чингиза Айтматова появился образ манкурта, о котором им рассказал лидер кармакшинских коммунистов.