суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Печальные перспективы машиностроения Казахстана

19 июня на заседании правительства прозвучало много слов об успехах и обнадеживающих планах правительства по развитию машиностроения в Казахстане. Однако фактические результаты и перспективы развития отрасли вызывают большие сомнения. Прежде всего беспокоят нерыночные подходы правительства по развитию машиностроения.

В чем проблемы нашего машиностроения?

Доля машиностроения в ВВП Казахстана составляет менее 2%, а в обрабатывающей промышленности – в районе 10%. По сравнению с развитыми странами это очень маленькие доли. Количество занятых в этой отрасли составляет всего 0,8% от всех занятых. По производительности труда в машиностроении мы также очень сильно отстаем от развитых стран.  

Однако, главная проблема даже не в этих слабых показателях. Очень большие сомнения вызывают конкурентоспособность и инновационность нашего машиностроения. Причем, это целиком «заслуга» правительственных методов поддержки промышленности.

Здесь важно подчеркнуть, что экономика Казахстана сравнительно небольшая и на маленьком внутреннем рынке нашим машиностроителям невозможно достигнуть конкурентоспособности своей продукции за счет масштабов производства. А это значит, что, если наши машиностроители не смогут предоставить какой-либо особый инновационный продукт, то, ориентируясь только не внутренний рынок, они никогда не станут более конкурентоспособными по сравнению с мировыми производителями аналогичной продукции. Масштабы производства мировых производителей очень большие и они всегда будут иметь конкурентное преимущество с более низкой себестоимостью.

В условиях небольшого внутреннего рынка Казахстана, для отечественных производителей единственным мерилом их конкурентоспособности может быть только экспорт их продукции. Нашим машиностроителям пока здесь нечем похвастаться. 

На заседании правительства прозвучало, что экспорт машиностроительной продукции увеличился в 2019 г. в 1,7 раза и составил 1,1 млрд долларов США. При этом было сказано, большая часть экспортируемых товаров (95%) являются товарами высокой технологической сложности. Следовательно, может показаться, что с экспортом машиностроения у нас не все так плохо. Однако и это опять далеко не так. Прежде всего экспорт машиностроения в 1,1 млрд долларов в 2019 году составил лишь 2% от всего экспорта. Но статистика правительства здесь упускает очень важную деталь – большая часть нашего экспорта машиностроения составляет реэкспорт. Например, реэкспорт самолетов и прочих летательных аппаратов в 2019 году составил в районе 300 млн долларов США.

Из нашей официальной статистики невозможно узнать сумму экспорта машиностроительной продукции, произведенной именно в Казахстане. На заседании правительства в речи министра индустрии и инфраструктурного развития прозвучало, что экспорт наших машиностроителей составил всего 398 млн долларов США. Если это так, то это крайне маленькая цифра, которая составляет лишь 0,7% от всего экспорта Казахстана.

Зачем Казахстану нужно такое автомобилестроение?  

Автомобилестроение в Казахстане является ярчайшим примером неверных походов правительства по государственной поддержке определенных секторов обрабатывающей промышленности.

С самого начала во всех госпрограммах по инновационно-индустриальному развитию постоянно говорилось, что автомобилестроение - это главный приоритет для поддержки правительства в машиностроении. В принципе, в этом ничего плохого нет, если бы наше автомобилестроение было бы главным образом ориентированно на экспорт в соседние страны.

Однако наши автомобилестроители никогда не были заинтересованы в экспорте, поскольку государственная помощь создает им тепличные условия и защищает их от внешней конкуренции внутри Казахстан. Например, в 2019 году в Казахстане было произведено 44 077 легковых автомобилей и из них на экспорт ушло лишь 2 629 автомобилей. При чем на экспорт большего всего ушло китайских автомобилей JAC.

Создается впечатление, что только наше правительство не знает, что в Казахстане автомобилестроение – это лишь официальный путь по импорту иностранных автомобилей в Казахстан без оплаты очень высоких таможенных пошлин и утилизационных сборов.

Помимо высоких барьеров по защите от внешней конкуренции, государство оказывает большую помощь автосборочным заводам в виде налоговых льгот, инвестсубсидий, льготных кредитов и так далее. Имея такую финансовую госпомощь, в условиях маленького рынка в Казахстане наши, так называемые, «автомобилестроители» никогда не пойдут дальше отверточной крупно- и мелко-узловой сборки иностранных автомобилей. У них нет для этого никакой мотивации.

За счет денег потребителей и за счет средств госбюджета владельцы таких автосборочных заводов получают очень неплохую прибыль, никак не заботясь о своей конкурентоспособности на внешнем рынке. Причем, даже в таких тепличных условиях некоторые из них умудряются становится убыточными.  

Те же самые грабли и в сельхозмашиностроении

Приказ о введении очень высокого утилизационного сбора на всю сельхозтехнику был опубликовано Министерством экологии 17 июня. И здесь снова очень трудно понять логику нашего правительства. С одной стороны, правительство активно расширяет меры по поддержке сельского хозяйства в Казахстане, а с другой стороны вводит утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику, что значительно ухудшит положение аграрной отрасли Казахстана.

Здесь все однозначно. Введение утильсбора просто приведет к подорожанию сельхозтехники и резко ограничит выбор качественных иностранных производителей. При этом, как и автомобилестроении, в сельхозмашиностроении на сегодня нет никакой мотивации, чтобы повышать свою конкурентоспособность и выходить на внешние рынки. В свою очередь, отверточная крупно- и мелко-узловая сборка сельхозтехники не даст никаких конкурентных преимуществ Казахстану, несмотря на большую финансовую поддержку таких «производителей» из госбюджета и за счет собственных средств фермерских хозяйств.   

Необходимо прекратить политику импортозамещения

Очень важно перенаправить текущую государственную поддержку только на рост экспорта отечественной продукции. Импортозамещение в Казахстане характеризируется защитой отечественных производителей от внешней конкуренции путем: тарифных и нетарифных мер защиты от импорта, прямого субсидирования, льготных кредитов, льготного государственного закупа отечественной продукции, и так далее. Все эти меры приводят к бюджетному иждивенчеству и ограничивают долгосрочное развитие конкурентоспособности и эффективности производителей.

Ориентация отечественных производителей на экспорт предполагает полное отсутствие описанных выше правительственных мер по защите отечественных производителей от внешней конкуренции. Это дает им понять, что единственным источником выживания производителей является удовлетворение нужд клиентов, а не получение субсидий правительства. В этом случае производители станут оперативно реагировать на сигналы рынка и изменения в экономических условиях.

Необходимо кардинально пересмотреть государственную поддержку бизнесу

Прежде всего текущая государственная помощь для бизнеса приводит к искажению в рыночной мотивации к повышению их конкурентоспособности (прежде всего повышению производительности). На сегодня в отечественным бизнесе сформировались иждивенческие ожидания по отношению к государству.

Используемые государственные меры по поддержке бизнеса являются несистемными. Губительные последствия такой политики заключаются в том, что, если государство прекратит свою поддержку, то без нее большинство из них станут неконкурентоспособными, а некоторые вообще обанкротятся. При этом господдержка направляется бизнесу нерыночным путем, что создает благоприятные коррупционные возможности.

В результате такой госпомощи в Казахстане не работает процесс creative destruction, когда с рынка оперативно уходят неэффективные компании, а вместо них приходят много новых и эффективных.

В связи с этим надо кардинально пересмотреть подходы по предоставлению государственной помощи. Необходимо в кратчайшие сроки уменьшить субсидирование бизнеса (прямое и косвенное), а в случае крайней необходимости можно оставить госпомощь в виде «зеленой корзины» ВТО. Суммы сэкономленных субсидий прежде всего нужно направить на развитие продуктивной инфраструктуры и человеческого капитала, на создание благоприятной рыночной бизнес среды.

Необходимо создание равных условий для всех компаний несырьевого сектора (включая сферу услуг), независимо от того являются ли они приоритетными с точки зрения правительства. В целом, чиновникам нужно прекратить выбирать приоритеты для государственной поддержки. Наша сравнительная недолгая история индустриально-инновационного развития показал, что приоритеты были выбраны неправильно и очень много государственных денег было потрачены впустую.  Развитые рыночные отношения и частное предпринимательство сами определят, какой бизнес в Казахстане будет иметь международную конкурентоспособность.

Мурат Темирханов, FCCA Экономист/финансист

Оставить комментарий

Общество

Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику
Мерей Сугирбаева
Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»? Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»?
Редакция Exclusive
Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого? Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого?
Айнаш Мустояпова
Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись? Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись?
Редакция Exclusive
Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора? Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора?
Жарас Ахметов
Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида? Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида?
Мерей Сугирбаева
Как добиться лучшего мира после пандемии Как добиться лучшего мира после пандемии
Редакция Exclusive
Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты? Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты?
Редакция Exclusive
На что обиделся «Тау-Кен Самрук»? На что обиделся «Тау-Кен Самрук»?
Жарас Ахметов
Экс-премьер о «Дне победы» Назарбаевой, ее недвижимости и законе Магнитцкого Экс-премьер о «Дне победы» Назарбаевой, ее недвижимости и законе Магнитцкого
Мирас Нурмуханбетов
После изоляции нас ждет контроль рождаемости, передвижения и доступа к образованию? После изоляции нас ждет контроль рождаемости, передвижения и доступа к образованию?
Мерей Сугирбаева
Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу
Редакция Exclusive
Виталий Воронов: «Законом или силой никого нельзя заставить уважать что-либо или кого-либо» Виталий Воронов: «Законом или силой никого нельзя заставить уважать что-либо или кого-либо»
Редакция Exclusive
СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «ЕЛ ТIРЕГI» выступил с заявлением СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «ЕЛ ТIРЕГI» выступил с заявлением
Редакция Exclusive
Салык Зиманов: как за четыре года дорасти от рядового до генерала Салык Зиманов: как за четыре года дорасти от рядового до генерала
Мерей Сугирбаева
Рыскалиев – альтернатива Аблязову?    Рыскалиев – альтернатива Аблязову?   
Мирас Нурмуханбетов
Каково быть невесткой-иностранкой в традиционной казахской семье Каково быть невесткой-иностранкой в традиционной казахской семье
Редакция Exclusive
«Казахстан инжиниринг»: кому он нужен? «Казахстан инжиниринг»: кому он нужен?
Жарас Ахметов
Фонд Елбасы подготовил «трансформационный спецназ» Фонд Елбасы подготовил «трансформационный спецназ»
Редакция Exclusive
Чем ЕНТ этого года отличается от предыдущих? Чем ЕНТ этого года отличается от предыдущих?
Мерей Сугирбаева
«Олимп» приостановил прием проб на COVID-19 в связи с большим количеством желающих «Олимп» приостановил прием проб на COVID-19 в связи с большим количеством желающих
Мерей Сугирбаева
Жанна Курмангалиева: «Комитет науки ищет агентов перемен» Жанна Курмангалиева: «Комитет науки ищет агентов перемен»
Редакция Exclusive
Как реформировать полицию в рамках полицейского государства? Как реформировать полицию в рамках полицейского государства?
Мирас Нурмуханбетов
Протоколы лечения от коронавируса оказались смертельными для больных Протоколы лечения от коронавируса оказались смертельными для больных
Мерей Сугирбаева
«Гамильтоновский момент» в Европе? «Гамильтоновский момент» в Европе?
Редакция Exclusive
Борьба за активы Рахата Алиева обостряется Борьба за активы Рахата Алиева обостряется
Мирас Нурмуханбетов
Как минфин Казахстана ищет «пропавшие» товары на границе с Кыргызстаном Как минфин Казахстана ищет «пропавшие» товары на границе с Кыргызстаном
Редакция Exclusive
Личные данные крадут через поддельные приложения для отслеживания контактных с коронавирусом Личные данные крадут через поддельные приложения для отслеживания контактных с коронавирусом
Редакция Exclusive
Почему Генеральная прокуратура Казахстана решила вернуть братьям Рыскалиевым активы? Почему Генеральная прокуратура Казахстана решила вернуть братьям Рыскалиевым активы?
Редакция Exclusive
Выпускники НИШ не смогли преодолеть порог ЕНТ Выпускники НИШ не смогли преодолеть порог ЕНТ
Майя Шуакбаева
СУД В ИНТЕРНЕТЕ: ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ ГРОЗИТ АЛЬНУРУ ИЛЬЯШЕВУ ЗА КРИТИКУ ВЛАСТИ СУД В ИНТЕРНЕТЕ: ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ ГРОЗИТ АЛЬНУРУ ИЛЬЯШЕВУ ЗА КРИТИКУ ВЛАСТИ
Редакция Exclusive
Кто был «архитектором» голода в Казахстане? Кто был «архитектором» голода в Казахстане?
Мерей Сугирбаева
Зачем власти пытались завербовать Булата Атабаева? Зачем власти пытались завербовать Булата Атабаева?
Редакция Exclusive
Гульмира Илеуова, социолог: «В обществе растет конфликтный потенциал» Гульмира Илеуова, социолог: «В обществе растет конфликтный потенциал»
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33