воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Причины экономической устойчивости Китая

Чжан Цзюнь

ШАНХАЙ – Повсеместные карантины и закрытия границ ради борьбы с пандемией Covid-19 нарушили работу глобальных производственных цепочек и в значительной степени парализовали мировую экономику. Но реальная слабость современной глобальной экономики не в уязвимости её глобализированных производственных сетей, а в негативном отношении к глобализации – и, в частности, к Китаю.

В наши дни страх перед возрастающим экономическим влиянием Китая мотивирует внешнеторговые и инвестиционные решения многих стран, а не только США. Озабоченность зависимостью глобальной промышленности от Китая привела к появлению призывов «вернуть обратно» производство и выкинуть эту страну из глобальных производственных цепочек. А Америка даже грозится придушить китайскую экономику, разорвав технологические связи между двумя странами.

Но критики Китая ошибаются, полагая, что дальнейший экономический рост страны почти исключительно зависит от сохранения глобальной системы свободной торговли и доступа к западным технологиям. Китай, вне всякого сомнения, является важным глобальным производителем, но на протяжении последнего десятилетия реальным драйвером его экономического развития был быстрый рост колоссальной покупательной способности и капитальных инвестиций, в том числе в процветающий технологический сектор страны.

Мир пока ещё не оценил в полной мере значение этого сдвига внутрь экономической гравитации в стране, снижающего зависимость от «внешнего обращения». Отчасти это объясняется тем, что многие экономисты вместо этого увлеклись критикой инвестиционной экспансии Китая и подчёркивают потенциальные долговые риски, которые с ней связаны. В результате, политики в Америке и многих других странах до сих пор уверены, что наиболее эффективным способом сдерживания Китая является атака на его позиции в глобальной торговле и в производственных цепочках.

Да, конечно, Китай стал крупнейшим бенефициаром экономической глобализации на протяжении последних десятилетий, главным образом благодаря своей интеграции в глобальную систему свободной торговли, причём как до, так и после вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году. В конце 1980-х годов китайские власти выступили с идеей, что стране нужно использовать глобальные производственные цепочки и международные рынки для содействия индустриализации и накоплению капитала. Китай воспользовался изобилием дешёвой рабочей силы, применяя поход «два конца наружу»: он импортировал детали и компоненты для сборки конечной продукции, которая отправлялась на экспорт.

Однако китайские власти уже давно поняли, что такая модель экономического рост не превратит Китай в полностью развитую страну с высоким уровнем доходов. В частности, серьёзный удар мирового финансового кризиса 2008 года по экономике Запада заставил Китай ускоренно «переключить внимание» и заняться развитием более тесно интегрированного, колоссального внутреннего рынка, а также стимулированием экономического роста, опирающегося на «внутреннее обращение». Эта работа получила дополнительный импульс в последние годы из-за эскалации торговых противоречий с Америкой, а также благодаря пониманию, что дальнейшая экономическая экспансия Китая требует преодоления структурных дисбалансов.

Китай предпринял целый ряд шагов, чтобы исправить эти дисбалансы и повысить внутренний спрос. Во-первых, после 2005 года он позволял юаню укрепляться относительно доллара США на протяжении как минимум десяти лет, а также начал открывать свой защищённый рынок для иностранных компаний в соответствии с обязательствами, взятыми страной при вступлении в ВТО. Правительство не только либерализовало импорт (особенно промежуточных и капитальных товаров), но и начало позволять иностранное проникновение на финансовые рынки и в другие неторгуемые отрасли. Создавая растущее число зон свободной торговли, Китай выполнял свои обязательства, связанные с иностранными портфельными инвестициями и упрощением трансграничных потоков капитала.

Во-вторых, в течение последних 15 лет Китай увеличивал инвестиции в физическую инфраструктуру и логистику на более чем 20% ежегодно, что привело к появлению новых и более качественных шоссе, железных дорог, аэропортов, портовых сооружений. Например, за минувшее десятилетие страна построила сеть высокоскоростных железных дорог протяжённостью более 35 тысяч километров.

В-третьих, с начала века китайские власти последовательно поддерживают строительство масштабных сетей информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также стимулируют частные предприятия заниматься инновациями в наиболее передовых отраслях, таких как мобильные платежи, интернет-торговля, интернет вещей и умное производство. Всё это способствовало возникновению множества международных технологических фирм, базирующихся в Китае, например, Alibaba, Tencent, JD.com. А в начале 2020 года правительство решило запустить новый раунд крупных инвестиций в базовые станции 5G.

Наконец, китайское правительство активно реализует национальные стратегические планы, призванные интегрировать экономические мега-регионы страны и стимулировать внутренний спрос. К ним относится строительство «Нового района Сюнань», куда из Пекина будут выведены неключевые столичные функции; этот проект ускорит развитие треугольника Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй. Также правительство развивает «Зону Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао» и поощряет расширение сотрудничества между 16 городами «Пояса реки Янцзы». Проект «Дельта реки Янцзы» направляет экономическую интеграцию наиболее промышленно развитых провинций страны во главе с Шанхаем.

Два самых важных городских центра на юго-западе Китая (Чэнду, столица провинции Сычуань, и Чунцин, главный город в верховьях реки Янцзы) получили специальные стимулы для создания «кольца двух городов» и развития более тесного экономического сотрудничества. А грузовая железная дорога в Европу, идущая с запада и юго-запада Китая, а также «новый коридор земля-море», ведущий на юг, не только дадут толчок развитию экономики материкового Китая, но и помогут стабилизировать глобальные производственные цепочки.

Несмотря на продолжающийся сдвиг экономической гравитации в стране, у Китая, конечно, не будет стимулов покидать глобальные технологические производственные цепочки или уходить в изоляцию. Наоборот, он будет оставаться активным участником глобальной торговой и инвестиционной деятельности и будет и дальше вносить в неё свой вклад. Сильнее открывая доступ к внутреннему рынку для иностранных инвесторов, Китая продолжит поддерживать глобализацию, поскольку такой шаг поможет исправить глобальные торговые дисбалансы. Усилия по стимулированию внутреннего спроса откроют новые возможности для экспансии отечественных и иностранных инвесторов, тем самым, способствуя дальнейшему мировому экономическому росту.

Именно поэтому наивно надеяться на то, что торговые санкции и принуждение к разрыву технологических связей и изменениям в глобальных производственных цепочках положат конец дальнейшей экономической экспансии Китая. И если критики слишком близоруки, чтобы это понять, тогда что ж, им же хуже.

Чжан Цзюнь – декан Школы экономики в Университете Фудань, директор Китайского центра экономических исследований (Шанхай).

Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

За что проголосовали россияне по отношению к Казахстану? За что проголосовали россияне по отношению к Казахстану?
Мирас Нурмуханбетов
Рейтинг акимов Казахстана: шесть месяцев пандемии   Рейтинг акимов Казахстана: шесть месяцев пандемии  
Редакция Exclusive
Новый карантин отбросит уровень развития Казахстана минимум на полтора года Новый карантин отбросит уровень развития Казахстана минимум на полтора года
Редакция Exclusive
Вадим Борейко: «Те, кто считает, что нам заплатили, судят по себе» Вадим Борейко: «Те, кто считает, что нам заплатили, судят по себе»
Редакция Exclusive
Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан
Мирас Нурмуханбетов
Мародерство на государственном уровне Мародерство на государственном уровне
Мерей Сугирбаева
Ербол Жумагулов: «Все существующие переводы Абая неполноценны»   Ербол Жумагулов: «Все существующие переводы Абая неполноценны»  
Мерей Сугирбаева
Нурлан Амрекулов: «Россия – осколок великой тюркской империи» Нурлан Амрекулов: «Россия – осколок великой тюркской империи»
Редакция Exclusive
Как неравенство увеличивает смертность от Covid-19 Как неравенство увеличивает смертность от Covid-19
Редакция Exclusive
Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США? Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США?
Айнаш Мустояпова
Либерализм – это неотъемлемая часть модернизации Либерализм – это неотъемлемая часть модернизации
Жарас Ахметов
Люди-невидимки: сколько нас, казахстанцев, на самом деле? Люди-невидимки: сколько нас, казахстанцев, на самом деле?
Мерей Сугирбаева
США заинтересованы в процветании Центральной Азии США заинтересованы в процветании Центральной Азии
Редакция Exclusive
Медиа как коллективный разум общества Медиа как коллективный разум общества
Редакция Exclusive
Как казахстанские контрабандисты губят наше сельское хозяйство Как казахстанские контрабандисты губят наше сельское хозяйство
Редакция Exclusive
Восстание против системы Восстание против системы
Редакция Exclusive
По законам драматургии По законам драматургии
Редакция Exclusive
Гражданское движение "HAQ" сделало обращение ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДИАГНОСТИКИ И МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЮ В БОРЬБЕ С COVID 19 Гражданское движение "HAQ" сделало обращение ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДИАГНОСТИКИ И МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЮ В БОРЬБЕ С COVID 19
Редакция Exclusive
Сказ о том, как жители Конго выступили против Александра Машкевича Сказ о том, как жители Конго выступили против Александра Машкевича
Мирас Нурмуханбетов
Печальные перспективы машиностроения Казахстана Печальные перспективы машиностроения Казахстана
Редакция Exclusive
Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику
Мерей Сугирбаева
Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»? Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»?
Редакция Exclusive
Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого? Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого?
Айнаш Мустояпова
Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись? Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись?
Редакция Exclusive
Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора? Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора?
Жарас Ахметов
Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида? Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида?
Мерей Сугирбаева
Как добиться лучшего мира после пандемии Как добиться лучшего мира после пандемии
Редакция Exclusive
Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты? Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты?
Редакция Exclusive
На что обиделся «Тау-Кен Самрук»? На что обиделся «Тау-Кен Самрук»?
Жарас Ахметов
Экс-премьер о «Дне победы» Назарбаевой, ее недвижимости и законе Магнитцкого Экс-премьер о «Дне победы» Назарбаевой, ее недвижимости и законе Магнитцкого
Мирас Нурмуханбетов
После изоляции нас ждет контроль рождаемости, передвижения и доступа к образованию? После изоляции нас ждет контроль рождаемости, передвижения и доступа к образованию?
Мерей Сугирбаева
Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу Скандал вокруг Иле-Алатауского нацпарка набирает силу
Редакция Exclusive
Виталий Воронов: «Законом или силой никого нельзя заставить уважать что-либо или кого-либо» Виталий Воронов: «Законом или силой никого нельзя заставить уважать что-либо или кого-либо»
Редакция Exclusive
СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «ЕЛ ТIРЕГI» выступил с заявлением СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ «ЕЛ ТIРЕГI» выступил с заявлением
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33