Турарбек Кусаинов: Радикальный ислам имеет высоких покровителей в Казахстане
Четыре года назад в казахстанских СМИ наделало много шума анонимное интервью заключенного о том, что казахстанские тюрьмы превратились в медресе ваххабистов. Сегодня он решился раскрыть свое имя в exclusive.kz. Его зовут Турарбек Кусаинов, приговоренный к четырем годам лишения свободы в 2014 году. В июле 2016 года он был освобожден условно-досрочно и сейчас живет в Атырау. Он также автор нашумевших книг «Мой путь духовного возрождения» и «Закат Восточного Туркестана».
Новости по теме
Казахстан «зажат» в окружении стран с авторитарной системой власти
28.10.2020 19:10Ваххабизм: влиятельнее, чем когда-либо
В свое время понадобилось всего две недели, чтобы Иран, который называли «восточным Парижем» из светской страны превратился в исламское государство. Ранее exclusive.kz http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/117791/уже писал о том, как группу влиятельных казахстанских политиков обвинили в попытке госпереворота. Автор, пожелавший остаться не известным, считает, что опасность исламизации Казахстана и Центральной Азии растет с каждым годом. Просто мы предпочитаем это не замечать. Начало http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/117851/.
28.03.2020 18:03Синьцзянский вопрос усилит антикитайские настроения в Казахстане
Речь идет о насильственном уничтожении языка, религии, национальных обычаев и традиций народов, издревле населяющих современный Синьцзян-Уйгурский автономный округ.
04.03.2020 21:03В Алматы представят книгу, рассказывающую об узниках исправительных лагерей Синьцзяна.
В Алматы завтра презентуют книгу «Мрак. Закат Восточного Туркестана».
02.03.2020 19:03Религиозный детектив
В Казахстане усилились интриги в высшем эшелоне властной элиты. Руководитель Администрации Президента Аслан Мусин в качестве главного конкурента видел Имангали Тасмагамбетова – тогдашнего акима города Астаны. И тогда в ход пошла версия, что Тасмагамбетов причастен к религиозному движению, «имеющему достаточный потенциал для захвата власти».
24.02.2020 13:02Кто поддерживает казахстанских салафитов за рубежом?
Слово «салаф» на арабском языке означает «предшествие, прежде». Это идеологическое течение, появившееся в начале XII века, которое считает времена первоначальной мусульманской общины «золотой эпохой» и стремится на этой основе выстроить общественные отношения. Салафиты считают этот путь «чистой религией». Идеология салафизма не признает другие религиозные мазхабы, суфийские учения. В настоящее время салафизм является официальной религией и политико-идеологической доктриной Саудовской Аравии.
19.12.2019 10:12Кто и как «крышует» ислам во властных коридорах
Очередная часть исповеди Турарбека Кусаинова, прошедшего путь от муллы до гражданского активиста, рассказывает о том, как в Казахстане зародилось движение «коранитов», которое вскоре оказалось расколотым.
19.11.2019 10:11Исповедь раскаявшегося имама
В редакцию exclusive.kz пришло письмо-исповедь от человека, пережившего череду разочарований. Турарбек Кусаинов был сначала муллой, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму и теперь решил поделиться своим поисками истины. Мы решили опубликовать эту длинную исповедь, поскольку считаем, что такой путь разочарований и поиска сейчас проходит почти каждый казахстанец.
08.11.2019 14:11- Сегодня вы решили обнародовать свое имя. В связи с чем? И почему тогда вы решились дать такое интервью?
- Дело в том, что я сам прошел долгий и трудный путь разочарований. В свое время я очень увлекся религией, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму, а сегодня нашел себя в общественной деятельности. Еще до отбывания срока я был слишком хорошо знаком с радикальной идеологией и на себе прочувствовал его опасное обаяние. Поэтому я потратил много усилий на то, чтобы разоблачить экстремистские течения, в поле влияния которых сейчас попадает очень много молодежи. Попав в места не столь отдаленные, я с удивлением обнаружил экстремистские источники в свободном доступе в тюремной библиотеке. Тогда стало понятна причина радикализации верующих, которая была видна невооружённым глазом. Более того, вся она была предоставлена с одобрения КУИС РК. Естественно, мой гражданский долг сподвигнул меня обнародовать этот вопиющий факт. Вместе с тем, в целях безопасности, мне пришлось совершить разоблачение анонимно. Я понимал, что это, мягко говоря, не понравится ни сотрудникам, ни радикалам. Но сегодня, по прошествии нескольких лет, я решил, так сказать «раскрыться» и обнародовать свое имя, чтобы люди понимали, что в каком бы состоянии я не был, я намерен продолжать распространять правду.
Многочисленные нарушения моих прав в местах заключения дополнились и нарушениями моих прав уже на свободе. В феврале 2017 года мне стало известно, что я включен в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Казахстана. Основания для включения меня в этот список вызывают недоумение, т.к. анализ этого списка показывает, что одни осужденные по аналогичным статьям УК РК оказались в этом списке как же как и я, другие, при точно таких же обстоятельствах, не включены в список «экстремистов — террористов». По какому принципу Генеральной Прокуратурой РК формировался этот список остается неясным.
Включение меня, привлеченного впервые в истории Казахстана к уголовной ответственности по весьма экзотической статье «разжигание родовой розни» в указанный список, лишает возможности реализовать свои права на достойную жизнь, свободу труда, свободу предпринимательской деятельности, нет возможности не только содержать своих престарелых, больных родителей, единственным кормильцем которых я являюсь, но и обеспечения себя и своих близких.
К сожалению, не секрет, что под видом «борьбы с терроризмом и экстремизмом» правоохранительные органы Казахстана просто выбивают себе побольше денег из бюджета, а из иностранных государств финансовую помощь якобы для борьбы с терроризмом, на самом деле использует эту помощь от демократических государств для борьбы с инакомыслием, преследуя совершенно невинных людей или политических оппонентов.
- Четыре года назад после публикации вашего интервью религиоведы сказали, что салафизм не является запрещенной религией и поэтому распространение этих книг не было не законным. Как изменилась эта ситуация сегодня?
- Дело в том, что религиоведы все еще, с одной стороны, являются заложниками исторической исламской традиции, с другой - мнения властей. Ну а власти либо недостаточно грамотны, либо не объективны по определенным причинам. Пока власти не будут негативно относиться к той или иной религиозной идеологии, они будут следовать сложившимся тысячи лет назад традициям. А ведь очевиден факт того, что все виды направлений в историческом исламе сложились исходя из борьбы за власть. И это можно сказать и про сегодняшний день. Вместо власти объективным анализом доставшейся нам в наследство исламской традиции занимаются энтузиасты, такие как Рысжанов Серик. Не будучи профессиональным религиоведом, но пройдя на практике все возможные секты в Казахстане, ему пришлось глубоко изучить исламскую традицию, следствием чего стал перевод Корана на русский язык. Суть этой методики состоит в том, чтобы не опираться на чьи-то трактовки, а исходить из прямого смысла оригинала текста. Это является наглядным примером того, что реальной борьбой с деструктивными идеями ни ДУМК, ни религиоведы не занимаются.
- В своем интервью вы тогда сказали, что разрешенные муфтиятом книги изъяты из библиотек. А это значит, что руководство тюрем в этом заинтересовано. Чем вы это объясняете?
- Я думаю, что в органах нет специалистов, которые бы разбирались в этой теме, с одной стороны, а с другой стороны, это говорит о том, что среди госслужащих есть приверженцы радикальных идеологий. Иначе, как можно объяснить наличие экстремисткой литературы в библиотеке, тем более, одобренных КУИС? Кстати, это также указывает на то, что радикальные и экстремистские воззрения присутствуют и в системе муфтията, пусть и не открыто. Боюсь, что у государства нет объективной информации о ДУМК.
- То, что тюрьмы стали рассадником радикальных течений уже давно не секрет. Для решения этой проблемы обсуждалась идея открытия специальной тюрьмы для мусульман. Чем все это закончилось?
- Эта идея так и не была реализована. Конечно же, необходимо содержать осужденных за экстремизм и радикализм (в том числе и терроризм) отдельно от других осужденных. Так же необходимо привлекать разбирающихся в экстремистских идеологиях специалистов к профилактике распространения радикальных идей в Казахстане.
- Как вы думаете, изменилось ли что-либо в этом смысле в тюрьмах за последнее время?
- Как я уже говорил, «а воз и ныне там». Несомненно, фундаментальный, догматический ислам имеет покровителей на самом верху. Это естественно, ведь в начале приобретения независимости многие обратились к религии и, как следствие, совершили хадж, где, конечно же, в первую очередь попали под влияние саудовской версии ислама. Ярых последователей салафитской в среде высокопоставленных чиновников связывает не только идеология, но и бизнес интересы. Имея такую поддержку, радикалы на низовом уровне начинают чувствовать вседозволенность и, как правило, совершают правонарушения. Попав за решетку, адепты радикализма активно пропагандируют свою идеологию, а покровители во власти обеспечивают вот такой литературой, которую я обнаружил в библиотеке. Те, кто их слушает вдохновляются возможностью быть причастным к большому проекту и ощущением собственной значимости.
- Как сегодня выглядит ситуация с распространением религиозного радикализма в целом?
- На сегодняшний день, открытых активных распространителей наши спецслужбы смогли нейтрализовать, однако сам радикализм, конечно же, никуда не делся. Дело в том, что сам источник экстремистской идеологии не уничтожен и с ним должны бороться не спецслужбы (это не их компетенция). Нейтрализовать враждебную идеологию можно лишь альтернативой, другой позитивной идеей, которая бы изобличала негативную сторону чуждого воззрения. Люди должны иметь выбор и знать подноготную религиозных воззрений. Этим, кстати, занимается известный ученый математик, доктор педагогических наук, профессор Кайрат Закарьянов, который написал ряд фундаментальных книг про великую тюркскую цивилизацию. Рысжанов Серик в данный момент со своими единомышленниками готовит глобальный проект по унификации воззрения всех авраамических религий: иудаизма, христианства и Ислама. Этот проект позволить нивелировать искусственно созданные религиозные барьеры между людьми и уберет причины межрелигиозных противоречий.
- Вы написали несколько книг, в которых рассказали о своем опыте. Чем вы сейчас занимаетесь?
- Сейчас я пишу историческую книгу о Восточном Туркестане под руководством профессора Турсынхана Зекена , а так же в планах снять документальный фильм о геноциде казахов в Китае.