воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Империи: пришел час расплаты

Джереми Адельман, Эндрю Томпсон

Споры по поводу национальных символов и истории выходят на новый уровень: стремление сбрасывать статуи и переименовать организации перестало ограничиваться «обычными подозреваемыми», такими как Сесил Родс, Вудро Вильсон, генералы Конфедерации и король Бельгии Леопольд II.

Например, Британский музей убрал с почётного места бюст своего основателя-рабовладельца, сэра Ханса Слоуна. «Мы столкнули его с пьедестала», – отметил директор музея Хартвиг Фишер. А всего за неделю до этого в фешенебельном 6-м округе Парижа спрятали подальше осквернённую статую Вольтера ради её же защиты.

Похоже, что по всему миру культурные артефакты, которые стояли раньше на виду и никого не интересовали, стали подвергаться проверке на предмет их связей с имперством или рабством. Но даже когда все, кого посчитают нужным убрать, исчезнут, час Великой расплаты не закончится.

Более того, нынешние тенденции явно отодвигают нас ещё дальше от подлинного примирения с прошлым. Вместо создания новой, инклюзивной истории народа, мы наблюдаем агрессивное столкновение общественных теорий и негативную ответную реакцию на явление, которое некоторые считают обезумевшей деколонизацией. Этот конфликт стал совершенно очевиден накануне ноябрьских выборов в Америке. «Извините, либералы! – написала недавно в Twitter группа сторонников Трампа. – Вводный курс «Как стать противником белых» отменён навсегда!».

В любом случае все, кто хотел бы достичь нового консенсуса после того, как статуи уже сброшены, обычно упускают из вида главный аспект дискуссий о национальной истории. Примирение с прошлым – это не какое-то отдельное мероприятие, а непрерывный процесс, особенно если речь заходит о глубоких, системных травмах. Сбрасывание статуй в морскую гавань может быть интересно прессе, но такие действия редко помогают устранить базовые проблемы.

Кроме того, у нынешнего тупикового культурного противостояния есть более глубокая история, и она показывает, что с лёгкостью исправить ситуацию будет очень трудно. Многие из статуй, которые сейчас стали вызывать вопросы, были установлены в период, когда западные страны определяли себя главным образом масштабом территориальных амбиций. И в этом смысле белые империалисты, которые доминируют на наших площадях, всегда были маяками для крайне узких взглядов. Их присутствие больше говорит нам не о них самих, а о людях, которые их установили.

Сегодня мы оказались в ловушке между устаревшим стилем патриотизма и выдохшейся плюралистской альтернативой. Старая национальная идеология, которая вызвала бум установки памятников, родилась в период зенита империй и была отточена в мировых войнах XX века, когда отливка героев и мифов играла роль объединяющей силы. Однако, начиная с 1960-х годов, движения гражданского общества, феминизм и приток иммигрантов заставляли западные общества становиться более инклюзивными, а старые эмблемы патриотизма начали выглядеть всё более неуместными.

Идеи, лежащие в основе плюралистской альтернативы, которая вытеснила старую патриотическую идеологию, были следующими: пусть расцветает множество взглядов, пусть появляются новые голоса, а многообразие – это путь к сосуществованию. Но идеи плюрализма никогда не обладали такой же силой, как прежние взгляды. Толерантность редко приводила к пониманию (способности смотреть на мир глазами других), и поэтому, пока эмблемы старого порядка оставались на своих пьедесталах, недовольство маргинализированных групп населения неизбежно должно было усиливаться. Когда после финансового кризиса 2008 года развалился хрупкий консенсус вокруг глобализации, то же самое произошло и с хрупкой плюралистской системой.

И теперь мы оказались в тупике. Упорные защитники старого патриотизма чувствуют, что их мир ускользает, а защитники нового пантеона считают предыдущий пантеон источником деспотичной иерархии, а не единства. Каждая из сторон ощущает себя обиженной и виктимизированной, они превращают историю в оружие, вступив в противостояние, в котором «моя история спорит с вашей историей» и где победителю достаётся всё.

Великий день расплаты со статуями играет роль громоотвода для широкого общественного разочарования. За последнее десятилетие – даже до пандемии Covid-19 – в условиях углубления политической, межпоколенческой и географической поляризации исчезло ощущение прогресса в движении к новому, более светлому будущему.

Как мы можем выйти из этого тупика? Целью музеев, как и университетов, должно быть содействие открытому и инклюзивному, но в то же время критическому, диалогу о прошлом. А для этого требуется обмен конкурирующими взглядами, поэтому речь не идёт о «безопасном месте». Но подобный обмен не может происходить без взаимного признания обид и утрат другой стороны.

Если мы не хотим превращаться в пленников прошлого, тогда мы должны признать, что истории, которые для одних выглядят рассказом о завоеваниях и открытиях, для других являются историями подчинения и эксплуатации. Это не случайно, что почти все вызывающие недовольство памятники – это статуи белых мужчин. Для темнокожих, коренных и других маргинализированных групп населения жизнь под каменным взглядом уверенного превосходства сегодня стала просто нестерпимой.

Пока сохраняются старые патриотические взгляды, критики и несогласные всегда будут вынуждены просить разрешения, чтобы их принимали и терпели, и просить установки собственных памятников, если для них найдётся место. Подобная система крайне далека от примирения, она играет роль хитрого способа сохранить в нетронутом виде символическую иерархию.

Впрочем, примирение – это улица с двусторонним движением. Традиционные защитники патриотизма обязаны понять, что их мифы отрицают других людей, а их критикам следует признать трудности, которые сейчас испытывают павшие: они видят как их историю свергают с пьедестала. Нелегко согласиться с тем, что давний источник гордости внезапно должен превратиться в предмет стыда. Совершенно понятно, что защитники старой идеологии сопротивляются переменам. Если они позволят старым символам уйти, это будет жертва, достойная признания.

Конечно, возникнут споры о том, кто демонстрирует больше благородства в этот час расплаты. Это старый патриот, которого просят смотреть на героического генерала как на человека, который кого-то подавлял? Или же это подавляемые, которых просят понять, что они не одни расплачиваются за преодоление этого культурологического тупика? Мы можем спорить об этом. Но такие разногласия намного лучше нынешней демонстрации нетерпимости, которая доминирует в публичном пространстве.

Джереми Адельман – директор Лаборатории глобальной истории в Принстонском университете. Эндрю Томпсон – содиректор Центра глобальной истории в Оксфордском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

Нам следует гордиться своим номадизмом Нам следует гордиться своим номадизмом
Айнаш Мустояпова
Евросоюз продолжает поддерживать ООН Евросоюз продолжает поддерживать ООН
Редакция Exclusive
Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным» Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным»
Мерей Сугирбаева
Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов   Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов  
Редакция Exclusive
Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий? Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий?
Редакция Exclusive
Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов
Редакция Exclusive
Кто хозяин казахстанской медицины? Кто хозяин казахстанской медицины?
Мерей Сугирбаева
Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет
Редакция Exclusive
Нурсултан хочет передать власть молодым Нурсултан хочет передать власть молодым
Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ
Мерей Сугирбаева
Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана
Редакция Exclusive
Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа» Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа»
Редакция Exclusive
Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу
Айнаш Мустояпова
Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе? Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе?
Мерей Сугирбаева
Казахстан вспоминает историю Карлага Казахстан вспоминает историю Карлага
Редакция Exclusive
Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики» Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики»
Редакция Exclusive
Китай в одиночестве Китай в одиночестве
Редакция Exclusive
Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области
Мерей Сугирбаева
Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана
Мирас Нурмуханбетов
Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты» Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты»
Как падение рубля отразится на тенге? Как падение рубля отразится на тенге?
Редакция Exclusive
«Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы» «Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы»
Мирас Нурмуханбетов
Чем грозит Казахстану российский мирный атом Чем грозит Казахстану российский мирный атом
Редакция Exclusive
Быстрый переход Китая к цифровой экономике Быстрый переход Китая к цифровой экономике
Редакция Exclusive
Главней всего погода в доме Главней всего погода в доме
Редакция Exclusive
Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан? Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан?
Мерей Сугирбаева
Потеряют ли Украину «Слуги народа»?  Потеряют ли Украину «Слуги народа»? 
Редакция Exclusive
«Слуга народа» – как сказку сделать былью «Слуга народа» – как сказку сделать былью
Редакция Exclusive
Правды и мифы об эмиграции   Правды и мифы об эмиграции  
Мерей Сугирбаева
История Казахстана написана Россией История Казахстана написана Россией
Айнаш Мустояпова
Грядет глобальный технологический раскол Грядет глобальный технологический раскол
Редакция Exclusive
Выгоды двойного гражданства Выгоды двойного гражданства
Редакция Exclusive
СКОЛЬКО СТОИЛА ПЕРВАЯ ВОЛНА КОВИД? СКОЛЬКО СТОИЛА ПЕРВАЯ ВОЛНА КОВИД?
Майя Шуакбаева
Кто «подоил» несуществующих коров из Татарстана? Кто «подоил» несуществующих коров из Татарстана?
Мирас Нурмуханбетов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33