пятница, 27 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Эудард Мухамеджанов: «Казахстану пора вводить выборность судей»

Казахстану пора внедрить реальную независимость судей. Именно они обеспечат гарантии безопасности уходящей управленческой элите. Поэтому они должны избираться либо прямым голосованием, либо парламентом из числа адвокатов, а не сотрудников правоохранительной системы, как это происходит сейчас. ЦИК тоже должен стать действительно независимым, как и вся система выборов. А в Алмате пора провести пилотный референдум. Почему все реформы должны идти синхронно рассказал exclusive.kz Эдуард Мухамеджанов, профессор, доктор юридических наук.

- Неэффективность судебной системы все чаще заставляет говорить о необходимости введения выборности судей. Однако, в Украине и Грузии судейское лобби заблокировало этот процесс. Какие аргументы в пользу выборности судей вы можете привести?

- По этому вопросу у меня были соответствующие предложения и многие из них заимствовались в ходе судебных реформ. Дело в том, что судебный корпус - это лицо юристов, занимающихся юридической практикой. Но, учитывая тот способ, которым он формируется, в эту среду попало очень много людей не совсем того уровня, каким должен быть судья. Я имею в виду не только моральные качества, но и профессиональные. Об этом, кстати, заявлял и председатель Верховного суда. Вопрос формирования судебной власти актуален еще и тем, что независимая судебная власть способствует не только правосудию в стране, но и смене власти в целом. Если к власти придут новые элиты и встанет вопрос о преследовании прежней, именно независимый суд поставит все точки над «i». Мы можем видеть это на примере Южной Кореи или Израиля, когда судебная система независима и есть гарантия защищенности не только у граждан, но и у предыдущего руководства страны. Но сегодня у нас суд резидентом, который является представителем определенной политической партии. Как судья, назначенный таким президентом, может рассматривать дела другой политической партии, априори понимая, что завтра с него могут спросить вышестоящие инстанции? Подобные вещи должны исключаться. Судебная власть должна быть независимой. А как это сделать? Они должны утверждаться парламентом, как это было раньше, поскольку в нем представлен весь спектр политических сил. Когда какая-то политическая сила будет оказывать влияние на судью, он спокойно сможет ориентироваться на другие политические силы и, таким образом, быть более независимым и защищенным.

Во-вторых, судьи должны проходить определенный отбор. К примеру, в Великобритании судейский корпус формируется из адвокатов. Почему? Потому что представители правоохранительных органов представляют исполнительную власть и, когда они приходят в судебную систему, то они являются продуктом системы подчинения вышестоящему руководству, хотят они того или нет.

Возможно, весь судейский корпус единовременно менять не надо. Если смотреть опыт Украины, где были уволены все судьи, то их дела оказались на определённый период времени без рассмотрения. Учитывая, что у нас трехзвенная система судов: районные, областные и Верховный, заполнить образовавшиеся ниши очень сложно. Не каждый юрист может быть судьей. Поэтому нужно изменить процесс набора судей, и новые пришедшие судьи по новым критериям постепенно заменят тех судей, которые есть. Думаю, в этом случае судейский корпус не будет против нововведений и реформ.

Другое дело, необходимо установить жесткие правило набора судей. Сегодня у нас есть два пути набора. Первый, общий путь, когда человек достигает определенного возраста и соответствующих критериев, которым должен соответствовать судья. Есть второй - через академию судебных органов при Верховном суде. Поступившие в эту академию тоже могут стать судьями и, на мой взгляд, это не что иное, как коррупционная лазейка попасть в судебные органы. Судебная академия не должна заниматься набором судей, она должна повышать их профессиональный уровень, но никак не набирать судебные кадры. Набор кандидатов судебной власти должен идти по строго определённому пути, который доступен для всех, без исключения. Подобные изменения позволят в будущем сформировать независимый суд. Я считаю, что каждое звено судебной системы должно быть автономным, и если оно принимает неправомерное решение, то с помощью апелляционных процедур и надзорных данных, решения должны исправляться. Кроме того, сам судебный процесс необходимо упрощать. Сейчас он слишком зарегламентирован.

- Все реформы, о которых Вы говорите, очень между собой взаимосвязаны и предполагают изменение системы в целом. Как минимум, ЦИК должны стать независимыми и от президента, и от парламента, и маслихатов. Что может сподвигнуть власть все-таки пойти на это? Кто или что может быть триггером этих изменений?

- Триггерами, скорее всего, будет выступать инстинкт самосохранения. События, происходящие вокруг нас, говорят, что, если не идти на какие-то изменения, это может очень плачевно закончиться, и не только для власти, но и для всего населения страны. Это видно на примере Украины и других государств, которые не пошли вовремя на конструктивные изменения законодательства в мирном поле и получили своего рода перевороты. Поэтому, я считаю, что реформы необходимо начинать прежде всего с изменения избирательного законодательства. Во власть должны прийти новые политические силы, которые выработают те правовые нормы, по которым должна будет жить наша страна в будущем. Естественно, эти нормы будут касаться всего: и порядка выборов судей, и определения президентского срока.

Не случайно партия «Нур Отан» проводит праймериз, пытаясь найти новых генераторов идей, которые могут включены в будущие партийные списки. Мы видим, что одна из политических партий начинает что-то делать. Но подобные вещи должны делать и другие политические партии. Однако сегодняшнее законодательство практически не позволяет создать новую партию. Естественно, если новый состав парламента будет приблизительно таким же, то реформ не будет. Здесь нужна политическая воля самого президента.

То, что ЦИК должен быть независимым, мы видим на ярком примере Беларуси, где избиратели не поверили официальным данным избиркома. Поэтому, конечно же, он должен быть независим и от президента, и от парламента. Он должен формироваться политическими партиями и общественными организациями, которые официально зарегистрированы в стране. В одной из своих публикаций я говорил, что можно пойти путем набора членов избирательной комиссии по системе набора суда присяжных. Конечно, это нужно продумать. Допустим, сегодняшняя модель формирования избирательных комиссий выглядит на бумаге весьма демократично, потому что, представителей этих комиссии предлагают политические партии. Но по факту этот механизм не работает, потому что политические партии не всегда могут подобрать кандидатуры на местах и перечень самих кандидатур на местах очень лимитирован. Не случайно в региональные комиссии попадают учителя, врачи и агрономы...

- Референдумы для нашего населения являются самым понятным механизмом, хотя их было очень мало. Что из обозначенных вами инициатив могло бы стать предметом референдума?

- Первые два референдума проводились по утверждению Конституции, по продлению сроков полномочии президента и также аналогичный референдум планировалось провести по продлению сроков правления первого президента. Я в свое время высказался о том, что нельзя продлевать полномочия президента с помощью референдума. Тогда ко мне обратились члены Конституционного совета с просьбой сделать экспертное заключение и на базе него было вынесено постановление о том, что с помощью референдума продлевать полномочия президента нельзя.

Надо сказать, что этот демократический институт имеет определенную опасность и злоупотреблять им тоже нельзя. Потому что с помощью референдума можно легитимизировать реформы, которые приведут потом к режиму, возникшему в фашистской Германии. Вспомните, что Гитлер пришел легально к власти с помощью выборов, потом стал менять все законодательство с помощью референдумов и привел страну к тому состоянию, о котором сегодня немцы предпочитают не вспоминать. Поэтому референдум может работать как с плюсом, так и с минусом.

Например, я считаю, на референдуме нельзя принимать поправки в Конституцию. Сам по себе референдум бывает конституционный и законодательный. В свою очередь, он может быть обязательный и факультативный. Конституционный референдум предполагает изменение Конституции. Законодательный – принятие на референдуме того или иного закона. Если решение принято на конституционном референдуме, то он носит обязательный характер. Факультативный референдум проводится для того, чтобы власть узнала мнение народа или населения какой-то части страны по тому или иному вопросу.

То, что произошло в России, с точки зрения юридической техники не корректно. Тем более, голосование шло в течение длительного срока. Я считаю, что на референдуме не должны приниматься серьезные документы, потому что любой документ имеет определенную специфику и эта специфика должна обсуждаться специалистами, а не общим голосованием. Дело в том, что с помощью референдума можно провести антидемократические, антинародные вещи, потому что народ голосует в целом за документ. Но в документе может быть 99 статей, и каждый конкретный человек в целом воспринимает их положительно, но с какой-то определенной статьей не согласен. Как он может голосовать за этот документ? Суть референдума состоит в том, чтобы ответить на вопрос: да или нет. А как ты ответишь, если на одной чаше весов лежит 98 статей, а на другой – одна? К тому же, понятно, что большинство людей не читают все вопросы, вынесенные на референдум, а принимают решение под влиянием агитации или политических лидеров.

Что касается местных референдумов, то наше законодательство предусматривает проведение только республиканских референдумов. Но назрела пора проводить референдумы на местном уровне. Пилотный проект можно провести в Алматы. Например, по поводу решения строить горнолыжные базы… Такой институт, как региональный референдум, уже пора внести в наше законодательство.

Оставить комментарий

Общество

Алматинская ТЭЦ-2: починить старое дороже, чем построить новую? Алматинская ТЭЦ-2: починить старое дороже, чем построить новую?
Редакция Exclusive
Как и для чего распустят мажилис на этот раз Как и для чего распустят мажилис на этот раз
Мирас Нурмуханбетов
Умеют ли наши власти работать в экстремальной ситуации? Умеют ли наши власти работать в экстремальной ситуации?
Мерей Сугирбаева
Использование пенсионных денег: популизм, норма или признак недоверия к власти? Использование пенсионных денег: популизм, норма или признак недоверия к власти?
Редакция Exclusive
Таджикистан ностальгирует по СССР Таджикистан ностальгирует по СССР
Редакция Exclusive
«18 килогерц» Фархата Шарипова «18 килогерц» Фархата Шарипова
Мерей Сугирбаева
Казахстан отменил смертную казнь. И? Казахстан отменил смертную казнь. И?
Мирас Нурмуханбетов
Империи: пришел час расплаты Империи: пришел час расплаты
Редакция Exclusive
Нам следует гордиться своим номадизмом Нам следует гордиться своим номадизмом
Айнаш Мустояпова
Евросоюз продолжает поддерживать ООН Евросоюз продолжает поддерживать ООН
Редакция Exclusive
Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным» Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным»
Мерей Сугирбаева
Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов   Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов  
Редакция Exclusive
Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий? Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий?
Редакция Exclusive
Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов
Редакция Exclusive
Кто хозяин казахстанской медицины? Кто хозяин казахстанской медицины?
Мерей Сугирбаева
Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет
Редакция Exclusive
Нурсултан хочет передать власть молодым Нурсултан хочет передать власть молодым
Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ
Мерей Сугирбаева
Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана
Редакция Exclusive
Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа» Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа»
Редакция Exclusive
Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу
Айнаш Мустояпова
Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе? Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе?
Мерей Сугирбаева
Казахстан вспоминает историю Карлага Казахстан вспоминает историю Карлага
Редакция Exclusive
Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики» Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики»
Редакция Exclusive
Китай в одиночестве Китай в одиночестве
Редакция Exclusive
Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области
Мерей Сугирбаева
Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана
Мирас Нурмуханбетов
Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты» Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты»
Как падение рубля отразится на тенге? Как падение рубля отразится на тенге?
Редакция Exclusive
«Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы» «Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы»
Мирас Нурмуханбетов
Чем грозит Казахстану российский мирный атом Чем грозит Казахстану российский мирный атом
Редакция Exclusive
Быстрый переход Китая к цифровой экономике Быстрый переход Китая к цифровой экономике
Редакция Exclusive
Главней всего погода в доме Главней всего погода в доме
Редакция Exclusive
Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан? Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан?
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33