воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Алматинская ТЭЦ-2: починить старое дороже, чем построить новую?

Власти приняли решение о ремонте существующей ТЭЦ-2, которое горожане будут оплачивать много лет из собственных карманов. Эксперты считают, что в конечном счете дешевле строительство новой газотурбинной станции. О плюсах и минусах обеих подходов рассказал exclusive.kz Александр Ли, бывший управляющий директор Самрук-Энерго.

- Недавно принято решение о переводе алматинской ТЭЦ-2 на газ. Эксперты говорили о том, что у каждого из вариантов – угольного и газового – есть свои плюсы и минусы. Однако теперь они активно критикуют решение о замене угольных котлов на газовые. Почему?

- В вопросе реконструкции ТЭЦ-2 изначально было несколько вариантов – и угольные, и газовые. И у каждого из них есть как плюсы, так и минусы. Например, угольные варианты требуют большего внимания к строительству очистных сооружений и золоотвалов, чтобы в воздух попадало максимально низкое количество вредных веществ, при этом уголь как топливо намного дешевле газа, а это уже влияет на расчетную величину будущих тарифов на тепло и электроэнергию. А газовые варианты – это вопросы строительства нового газопровода в густонаселенных районах, повышенные требования по безопасности эксплуатации взрывоопасного оборудования, более высокая экологичность выбросов, но и более высокая цена на сжигаемое топливо. Мы так и не увидели полноценного сравнения финансовых моделей всех вариантов реконструкции. Решение, которое принято сейчас, вызывает очень много вопросов. В 2017 году были проведены инженерные исследования, демонстрирующие невозможность монтажа газового оборудования на отметке минус 12 метров ниже поверхности. В исследованиях 2019 года нам предлагают демонтировать угольные котлы, эти 12 метров залить бетоном, чтобы монтировать газовое оборудование на уровне 0 метров. В старом здании, в непрерывно работающей электростанции будут производить сложные монтажные работы и испытания газового оборудования.

- Как вы думаете, почему было принято такое половинчатое решение – сохранить «сердце» ТЭЦ - турбогенератора, который работает больше 40 лет? Насколько это решение оправданно, учитывая, что цена вопроса – 98 млрд тенге, или примерно $230 млн. Завершить реконструкцию обещают к 2029 году. Каковы риски?

- Полагаю, что такое половинчатое решение принято в связи с эффектом «непрерывности производственного цикла» - предлагается демонтировать 8 угольных котлов и на их месте смонтировать столько же газовых котлов один за одним – по одному в год – отсюда 9 лет. С точки зрения стоимости проекта – 98 млрд. тенге посчитаны в текущих валютных курсах, и никто не знает какими будут обменные курсы даже через год, не говоря ужу о 9-летнем периоде. А мы знаем, что такое оборудование в Казахстане точно не производится – ближайшие производители – Россия и Китай. Поэтому неизвестно какова будет окончательная стоимость такой реконструкции, не говоря уже о том, что параллельно ТЭЦ-2 будет модернизировать или заменять турбоагрегаты, о чём история нынешнего ТЭО умалчивает. Соответственно, абсолютно неизвестно каковы будут тарифы, которые жители Алматы должны будут выплачивать из своих карманов, чтобы окупить все проекты ТЭЦ-2.

- Вы предполагаете, что с высокой долей вероятности 8 котлов поставит Барнаульский котельный завод («Сибэнергомаш»-БЗК). С 1993 года это предприятие обеспечило 10 казахстанских ТЭЦ 30 котлами. Что в этом плохого?

- Это только предположение, но стоит отметить, что первоначальные котлы для ТЭЦ-2 поставил именно БКЗ, и они лучше всех знают особенности монтажа и эксплуатации действующих котлов и всей ТЭЦ-2. Это создаёт как бы «генетическую зависимость» между ТЭЦ-2 и БКЗ, которая может ограничить свободу выбора лучших решений по реконструкции станции и выбору оборудования. В итоге мы можем получить не самые лучшие технические решения и оборудование.

- Почему вы ратуете за строительство новой станции, ведь ее предполагаемая стоимость более чем вдвое выше - $600 млн.

- Когда мы говорим о строительстве новой станции, мы видим её полную стоимость. Когда мы говорим о поэтапной реконструкции действующей станции, мы видим только частичную стоимость замены угольных котлов на газовые, и не видим стоимость замены 8 турбоагрегатов, которая тоже будет неизбежно производиться параллельно с реконструкцией котлов, эту стоимость мы не видим. Кроме того, для сравнения этих вариантов необходимо учитывать и операционные затраты в течение последующих 20-30 лет, которые реально отличаются в случае 50-летней и совершенно новой станции. Сколько денег мы тратим, например, на ремонт и содержание новой машины и старой 10-летней машины? Современные цифровые технологии, применяемые в новых электростанциях, в несколько раз уменьшают операционные расходы по сравнению со станциями, построенными в прошлом столетии.

- Как предполагается решить вопрос поставки газа для ТЭЦ-2?

- Наверное, этот вопрос следует адресовать КазМунайГазу или КазТрансГазу. Разработчики ТЭО реконструкции ТЭЦ-2 отметили, что этот вопрос не входит в рамки их задания. Мы понимаем, что в любом случае будет строиться газопровод, трасса которого может пройти через частные землевладения, так что неизвестно сколько будет стоить отвод земли и строительство, как неизвестно и какова будет цена на газ, который сейчас экспортируется в Китай. Здесь возникает еще один коммерческий вопрос: что выгоднее продавать газ или сжигать?

- В стране кризис. Вы предлагаете взять деньги из Нацфонда. Есть ли другие варианты решения проблемы?

- Вопросы финансирования объектов энергетики Алматы всегда связаны с тарифами, которые будут платить алматинцы. Это и электросети, и электростанции, и водоводы, и теплотрассы, и все прочие коммунальные службы. Кредиты – это всегда проценты, которые зарабатывают банки, выделяя финансы для инвестиций. Но проценты, выделяемые в течение 9 лет реконструкции, которые еще будут выплачиваться в течение Х лет… - какими тогда будут тарифы? Финансирование электростанций банками всегда связано с так называемыми PPA (Power Purchase Agreements) – договорами на гарантированную покупку энергии (тепловой или электрической), а кто является таким гарантом? Жители Алматы? Готовы ли они гарантировать покупку тепловой и электроэнергии, где не видна структура тарифов, где не видны сроки улучшения экологической ситуации в городе в течение ближайших 10 лет? Готовы ли они платить за неочевидные технические решения, за еще более неочевидные управленческие решения, которые принимаются без учета влияния на здоровье горожан? Деньги Нацфонда – как и деньги любого фонда, должны инвестироваться в реальные доходные проекты. Одним из таких проектов может стать строительство новой экологичной ТЭЦ в Алматы, которая в результате сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу сможет сократить заболеваемость и смертность в Алматы, и таким образом повысить ежегодный ВВП на 200-300 млн долларов в год. Только за счет этого госбюджет сможет получить десятки миллионов долларов дополнительных налоговых поступлений и таким образом окупить инвестиции.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33