Меняем иностранных туристов на отечественных?
Первый голландский космонавт Андре Кёйперс опять собирается на Байконур. Но не для того, чтобы совершить полет: «голландский Гагарин» должен приехать с группой туристов. Путешествие на легендарный космодром популярно у иностранцев, в отличие от наших соотечественников, которые всегда предпочитали Байконуру пирамиду Хеопса.
2020-й год внес свои коррективы и ограничения на передвижение, и многие казахстанцы поневоле оглянулись по родным сторонам в поисках туристических мест.
В результате социальные сети наполнились как восторженными описаниями Белухи и Чарына, так и бесконечной руганью: отечественные путешественники кляли в родном Отечестве все, от сервиса до гидов и дорог.
Добавьте к этому признания профессионалов, турагентов и туроператоров - о глубоком кризисе не только внешнего, но и внутреннего туризма.
На этом фоне возможные сценарии восстановления туристической отрасли, в том числе - предложенные Азиатским банком развития, выглядят нереальными для Казахстана. Напомним: в опубликованном недавно глобальном исследовании эксперты АБР говорят о двух основных вариантах: первый – замещение иностранных туристов внутренними (подходит для стран с примерно одинаковым количеством въезжающих и выезжающих путешественников), и второй - создание зеленых коридоров между странами для свободного перемещения туристов (например, человек хочет в Узбекистан, а по дороге заезжает в Казахстан, и наоборот).
О туристах, иностранных и местных, особенностях национальных дорог и нашей реальности – директор компании «Туран Азия» рассказала Гульгайша Касенханова. В 1994 году, когда они только начинали, выездной туризм составлял 90% их бизнеса. Через 15 лет, в 2019 году, ситуация была почти наоборот: 20% - выездных туристов, и 80% - въезжающих. Среди этих 80%, к слову, был и первый голландский космонавт.
- Несмотря ни на что, весь мир надеется, запросы идут. Почему я вспомнила о голландцах? Потому что наши партнеры из Нидерландов продолжают писать нам, напоминая о том, что 2021 год – год 60-летия полета Гагарина, и неужели нельзя будет организовать тур на Байконур?
- При этом принято считать, что к нам не так много приезжают. Судя по официальной статистике, количество туристов, въехавших в Казахстан, скажем, в 2017 году, составило 7,7 млн, а количество выехавших – больше 10 млн. Но, по данным Евразийской ассоциации туризма, туристами у нас считают и командировочных, и трудовых мигрантов...
- Мы сами такую статистику не ведем, но тренд роста въезжающих туристов очевиден и это плод наших усилий в том числе. С 1996 г. мы начали участвовать в международных туристических выставках, в Германии, Англии, Италии, а в последние два года и в Испании. Несколько раз было так, что Казахстан не брал стенды, мы платили сами, и иногда мы были на выставках одни от целой страны. Помню, два или три года назад в Лондоне у нас был совместный стенд, Silk Road Destination, где стояли узбеки, таджики, кыргызы, туркмены - и я в уголочке. Подходят посольские ребята: «А где здесь Казахстан?». И я честно отвечаю: «Вот она я»... Но мы не можем не участвовать в выставках. Такие площадки – это не только встречи и переговоры, это международная туристическая тусовка, где ваше участие – показатель того, что у вас все хорошо, и в стране, и в компании, и работа идет. Конечно, я не буду лукавить: наша страна тяжело «продается». Во-первых, это масштабы: мы большие, у нас сложно перемещаться от одного туристического объекта к другому. Во-вторых, мы не узбеки с их аналогом «классической Италии» - Самаркандом, Бухарой, Хивой. Но, тем не менее, интерес к нам есть, и сказать, что в последние годы не было роста въездного туризма – нельзя. Открытие новых рейсов, безвизовые режимы, и даже финансовый кризис – все это способствовало увеличению въездного туристического потока.
- В смысле – после кризиса к нам стало дешевле приезжать?
- Да, причем ощутимо. Раньше мы всегда были в самом невыгодном положении, если сравнивать с Узбекистаном или Кыргызстаном. Мы не просто были самые дорогие, как говорили иностранцы – «невероятно!», так у нас же еще и казахский понт, который еще дороже денег, когда тебе в любом ауле говорят «жүз доллар – иначе не буду шевелиться». А девальвация привела к тому, что цены стали ниже (для иностранцев, которые сранивают с евро и долларом), а люди – сговорчивее. Кстати, этот же кризис вызвал «перераспределение ролей» в казахстанской туристической отрасли: если раньше у нас 99% турфирм работали на отправку - мы же были крутыми, все выезжали за рубеж, то когда случилась девальвация и люди потеряли доходы, многие турфирмы переключились с отправки туристов на прием.
- И вот здесь главный вопрос: как у нас принимать туристов, не суть – наших или иностранных? Как возить по нашему бездорожью? Как водить в горы? Где расселять?
- Эти вопросы задаются на моей памяти больше 25 лет. Еще в самом начале нашей работы с иностранцами мы честно написали в рекламном буклете о Чарыне: «Это второй по красоте и живописности каньон после Колорадо». Мы только не упомянули про дорогу, которой на одном участке, 17 км, не было вообще. И 20 лет автобусы ехали эти 17 км больше двух часов. Я помню, мы принимали хирургов из Таиланда, 68 или 69 человек, везли их туда на трех автобусах. А тайцы такие люди, они должны вовремя поесть и вовремя, простите, сходить в туалет. И что мы делали? Везли с собой такие тряпичные «шатры» и устанавливали их на остановках по дороге. И это не единичный случай, и да, больная тема. Мы много лет работаем с немецкой компанией Lernidee Trains and Cruises, которая организовывает железнодорожный круиз по Шелковому пути - Orient Silk Road Express. Каждый раз что-то придумываем, чтобы туристам было интересно. Как-то мы решили показать немцам наши обряды, игры, традиции – от кыз куу до беташара. А где можно показать кыз куу? Только в степи. И вот мы в эту степь, за 70 км от столицы, везли биотуалеты...
- Это тот самый знаменитый поезд, где в душе не работал сток и вы покупали специальные коврики, чтобы не было мокро?
- Да, потому что немцы шли туда в тапочках. А проводники ведрами вычерпывали воду. И так продолжалось много-много лет. Но теперь мы так не делаем, потому что немецкая сторона отказалась от наших вагонов: им стало дешевле пригонять сюда российские. А потом свои вагоны построили узбеки, и теперь в составе Orient Silk Road Express стоят красные российские вагоны и синие узбекские – а наших нет. Мы потеряли еще одну возможность зарабатывать.
- Это наше государство или наш менталитет?
- Это государство. В тот момент почему-то никто не был заинтересован. Да и не только в тот момент. За то время, что мы работаем, туризм к кому только не относился: мы были и в экономике, и в торговле, и в культуре и спорте – я говорю о министерствах. То есть все эти годы к нам относятся по остаточному принципу. Вдруг возникает необходимость в туркомпаниях – как, например, перед ЭКСПО – и нам говорят «давай, давай!». Резко начинают что-то делать, но проходит мероприятие, и опять тишина.
- И остаются туристические компании, которые героическими усилиями прикрывают дыры, сделанные государством. Биотуалеты в степь вывозят... Это вообще нормально?
- Это наша реальность. И если вам нравится заниматься туризмом, то вы так или иначе будете решать эти вопросы. И, несмотря ни на что, вопреки или потому что, но интерес к нашей стране есть, и он будет. Да, он не растет в геометрической прогрессии, но... Понимаете, все эти моменты – бездорожье, огромные расстояния, отсутствие туалетов – они есть, но есть и другие, приятные. Помню, как те же тайцы, измученные дорогой, пришли в восторг, когда увидели огромный казан с пловом, наш виноград, я уже не говорю о самом Чарыне. Есть нюансы, которые вызывают эффект «wow!» - и турист счастлив. А вот если он долго едет, терпит лишения, а этого «wow!» нет - тогда это совсем другое дело. Такой эффект всегда вызывает запад Казахстана, а я помню, как много лет назад мы участвовали в выставке в Милане, с нами были сотрудники управления по туризму Мангыстау, у них были классные каталоги. Мы показали их нашим итальянским партнерам, они были в невероятном восторге, и уже на следующий год к нам приехали первые итальянцы. И с тех пор ездят. Были бы и в этом году, но...
- Кстати, об этом «но»: по самым оптимистичным прогнозам, восстановление туристической отрасли займет от двух до четырех лет – это в мире. А у нас?
- А у нас... Как я уже сказала, мы постоянно на связи с нашими партнерами, стараемся друг друга поддерживать. И вот недавно мне написал один очень крупный европейский партнер: «Давай поговорим». Мы с ним созвонились, и он честно сказал: «Гульгайша, нам надо выживать. Прости, но на следующий год мы убираем Казахстан из каталога. Когда ситуация улучшится, мы вернемся к этому вопросу».
- Наверняка в их каталоге останется Узбекистан.
- Естественно. Он доминирует среди всех наших центральноазиатских республик. И, к слову, о втором сценарии восстановления отрасли, предложенном Азиатским банком развития - создании зеленых коридоров между странами для свободного перемещения туристов. У нас это всегда было, причем соотношение менялось: если, когда мы начинали в 1994 году, мы жили тем, что нам подкидывали узбеки, то в последние годы мы даже больше давали узбекам бизнес, чем они нам. Возможно, теперь придется вернуться к тому, с чего начинали.
- А если говорить о первом сценарии - замещению иностранных туристов внутренними?
- Могу говорить только о нашей компании. Мы долго над эти думали и в конце концов решили потихоньку начинать. К чему это приведет – пока не знаю. Казахстанским клиентам не нужны те вещи, которые интересны иностранцам. И самое удивительное: если говорить о юге и западе Казахстана – казахстанцы охотнее всего отправляются в паломнические туры. То есть 124 святыни Мангыстау гораздо более интересны, чем то же плато Устюрт или Бозжыра...