понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Во сколько обходится бюджету господдержка отечественного автопрома?

На днях скандал между группой компаний «Азия Авто – БИПЭК Авто» и министерством индустрии и инфраструктурного развития РК едва не привел к митингам работников автозавода, которые могут остаться без работы в связи с расторжением договора о строительстве автосборочного завода в Усть-Каменогорске. Акимат Нур-Султана не разрешил ни митинг, ни автопробег бипэковцев. Exclusive.kz изучил, какую поддержку от государства получает отечественный автопром.

Ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий Казахстана по итогам 2019 года по консервативным оценкам превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции за 2019 год, подсчитал Exclusive.kz на основе открытых данных. 

Каналов господдержки автосборочной отрасли несколько. Ключевым инструментом стала льгота по НДС. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, объем производства авто в 2019 году в денежном выражении вырос на 75% – до 359,5 млрд тенге. Поскольку отечественные предприятия освобождены от уплаты НДС (12%), размер льготы можно оценить в 43,1 млрд тенге.

Динамика автосборочного производства в Казахстане

Период

2016

2017

2018

2019

2020*

Производство, в шт.

8397

16789

30016

44077

42498

Производство, в млрд тенге

71,159

149,76

205,954

359,532

376,387

Размер потенциальных льгот по НДС

8,54

18

24,7

43,1

45,2

* - данные за январь-сентябрь 2020 года

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК, 2020 год

Более того, в текущем году объемы продаж местных авто выросли еще в 1,7 раз, что на фоне конфликта вокруг досрочного разрыва соглашения о промсборке АО «Азия Авто» с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК говорит о растущей борьбе за конкурентные преимущества на рынке. Доля АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» в 2019 году в натуральном производстве составили 48% и 45,5% соответственно, подсчитали в союзе «КазАвтоПром». 

Вторым наиболее существенным каналом господдержки отрасли, как ни парадоксально, стал утилизационный сбор. По данным ТОО «Оператор РОП», за 2017-2019 годы выплаты автопроизводителям достигли 75 млрд тенге. Это косвенно подтверждается самими производителями.

Операции крупных автопроизводителей с ТОО «Оператор РОП» (Т млрд)

 

2017

2018

2019

Компании

Взнос

Возврат

Взнос

Возврат

Взнос

Возврат

АО «Азия Авто»

8,23

10,06

16,02

19,88

18,82

22,01

АО «ГК Аллюр»*

4,59

4,61

10,6

10,86

-

-

*-данные за 2019 год отсутствуют.

Источник: финансовая отчетность компаний, 2020 год

Всего за последний год казахстанцы купили около 85 тыс. отечественных авто на общую сумму свыше 700 млрд тенге. Согласно данным профильной ассоциации, треть продаж пришлась на жителей Алматы и Алматинской области. При этом уплаченный покупателями утильсбор в полном объеме, если верить финотчетности, вернулся самим заводам. И основным получателем возмещения, судя по открытым данным, был АО «Азия Авто».

Утилизационный сбор имеет еще один плюс для производителей – возможность получать утилизационный сбор с импортной автотехники через систему скидочных сертификатов за утилизацию старой автомашины. Реализация импортной легковой автотехники в 2019 году составила 29,2 тыс единиц на сумму 295 млрд тенге, подсчитали в «КазАвтоПроме».

Утилизационный сбор с импорта также поступает оператору утильсбора. Финансовой отчетности ТОО «Оператор РОП» не предоставляет, но, согласно производственной отчетности, автозаводы в прошлом году получили свыше 20 тыс. скидочных сертификатов от покупателей, чья номинальная стоимость могла достигать более 7 млрд тенге.

Третьим каналом господдержки автопроизводителей стала программа льготного автокредитования через обусловленное финансирование со стороны АО «Банк развития Казахстана». По данным госбанка, всего по шести траншам было реализовано легковой автотехники свыше 123 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге в рамках последних 2 траншей.

Крупные автопроизводители – АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» – в рамках госпрограммы реализовали автопродукцию на 57,3 млрд и 62,12 млрд тенге соответственно. Причем лидерство костанайского автозавода пришлось лишь на последних траншах кредитования, следует из отчета госбанка.

Четвертым важным источником господдержки отрасли стал госбюджет. Всего на закуп автомобилей в 2019 году из бюджета было выделено 12,5 млрд тенге, большая часть из которых пришлась на отечественные автозаводы. Отдельно стоит отметить объем реализации сельхозтехники в лизинг через квазигосструктуры, что обеспечило АО «Агромашхолдинг KZ» выручку в 13 млрд тенге в 2019 году. И это без учета экспортного кредитования автопродукции через АО «Банк развития Казахстана» (БРК).

Примечательно, что государство, несмотря на растущий дефицит, активно прощает долги. Так, государственный Фонд проблемных кредитов простил порядка 2 млрд тенге из 3 млрд займа АО «Агромашхолдинг KZ». Более того, предприятия компании уже просрочили более 600 млн тенге по займу АО СПК «Тобол».

Кроме того, БРК в 2018 году изменил условия займа АО «Группа компаний Аллюр», что позволило последней снизить размер кредиторской задолженности госбанку на 6,4 млрд тенге, до чуть более 14 млрд тенге. А на сайте самого БРК кредит компании аргументировали оздоровлением и стабилизацией финансово-экономического состояния компании. Это не удивительно, ведь госбанк владеет почти четвертью акций АО «ГК Аллюр», а также держит в залоге как активы компании, так и акции других крупных владельцев компании (Юрий Цхай и Андрей Лаврентьев) в рамках выданных ранее займов на общую сумму до 50 млрд тенге. Еще порядка 47 млрд тенге было выделено из республиканского бюджета и БРК в рамках лизинговой программы на развитие производства автобусов в стране.

Несмотря на это, компании фиксируют убытки, а АО «Азия Авто», выплатившее дивиденды в более чем 3 млрд тенге, тем не менее, имеет существенный объем краткосрочных займов, что превышает совокупный размер активов компании. Примечательно, что совокупный объем господдержки автоподдержки в более чем 150 млрд тенге выглядит не очень скромно (свыше 40%) в масштабах автопроизводства в 359,5 млрд тенге. Назвать такие дотации эффективными сложно с учетом того, что прямая занятость от таких производств вряд ли превысит и 4 тыс. человек, а совокупные уплачиваемые налоги не превышали 7,5 млрд тенге в тучные годы.

Для сравнения: на кредитную амнистию по потребительским займам в 2019 году государством было израсходовано менее 130 млрд тенге.

Из ежегодно выделяемых госсубсидий в более чем 150 млрд тенге хватило бы единоразово выплатить минимальную зарплату порядка 3,5 млн человек.

Оставить комментарий

Общество

Конец пандемии: возможные сценарии Конец пандемии: возможные сценарии
Редакция Exclusive
«Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак «Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак
Редакция Exclusive
Почему постсоветское пространство против гендерных, этнических и прочих свобод? Почему постсоветское пространство против гендерных, этнических и прочих свобод?
Редакция Exclusive
Пекин намерен объединить Центральную Азию  Пекин намерен объединить Центральную Азию 
Редакция Exclusive
Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния
Редакция Exclusive
Синьцзян рядом: экологические и социальные последствия для Казахстана Синьцзян рядом: экологические и социальные последствия для Казахстана
Редакция Exclusive
Народ Казахстана – с иском против министерства здравоохранения Народ Казахстана – с иском против министерства здравоохранения
Мерей Сугирбаева
Китай в Казахстане: преувеличенные страхи как потенциальный фактор дестабилизации Китай в Казахстане: преувеличенные страхи как потенциальный фактор дестабилизации
Редакция Exclusive
Меняем иностранных туристов на отечественных? Меняем иностранных туристов на отечественных?
Гульнара Танкаева
Мифы о происхождении сибирского казачества Мифы о происхождении сибирского казачества
Айнаш Мустояпова
Почему народный артист выступает за радикальные меры наказания? Почему народный артист выступает за радикальные меры наказания?
Мерей Сугирбаева
Как правильно выбрать юриста? Как правильно выбрать юриста?
Редакция Exclusive
Геополитика после пандемии Геополитика после пандемии
Редакция Exclusive
Кем мы считаем Китай: «пандой» или «драконом»?  Кем мы считаем Китай: «пандой» или «драконом»? 
Редакция Exclusive
Свидетель истории. Свидетель истории.
Редакция Exclusive
Феномен академика Бараева: как стать героем, не прилагая к этому усилий Феномен академика Бараева: как стать героем, не прилагая к этому усилий
Мерей Сугирбаева
Большие COVID проблемы Маленькой Англии Большие COVID проблемы Маленькой Англии
Редакция Exclusive
Почему документы за подписью Назарбаева стали «пустышками»? Почему документы за подписью Назарбаева стали «пустышками»?
Мерей Сугирбаева
Не повторят ли казахские депутаты судьбу кыргызских коллег? Не повторят ли казахские депутаты судьбу кыргызских коллег?
Расширение китайской рабочей силы: миф или реальность? Расширение китайской рабочей силы: миф или реальность?
Редакция Exclusive
Постковидный капитализм Постковидный капитализм
Редакция Exclusive
Перенос столицы в Туркестан – миф или? Перенос столицы в Туркестан – миф или?
Мирас Нурмуханбетов
Казахстан: успешно победил чуму, но бессилен против короновируса Казахстан: успешно победил чуму, но бессилен против короновируса
Мерей Сугирбаева
Казахстан превратился в мусорную свалку Казахстан превратился в мусорную свалку
Редакция Exclusive
Бизнес должен стать более демократичным Бизнес должен стать более демократичным
Редакция Exclusive
Продовольственная безопасность: как подмена понятий ограничивает развитие агробизнеса Продовольственная безопасность: как подмена понятий ограничивает развитие агробизнеса
Редакция Exclusive
Мифы о том, как русские казахов земледелию научили Мифы о том, как русские казахов земледелию научили
Айнаш Мустояпова
Хоргос как кривое зеркало приграничной торговли с Китаем Хоргос как кривое зеркало приграничной торговли с Китаем
Редакция Exclusive
Как правильно «бороться» с казахстанской судебной системой? Как правильно «бороться» с казахстанской судебной системой?
Редакция Exclusive
Бейрут должен быть спасен Бейрут должен быть спасен
Редакция Exclusive
Новый кризис в Восточном Средиземноморье Новый кризис в Восточном Средиземноморье
Редакция Exclusive
Казахстан превратился в свалку старых автомобилей Казахстан превратился в свалку старых автомобилей
Редакция Exclusive
Сколько Китая в Казахстане: правда и мифы Сколько Китая в Казахстане: правда и мифы
Редакция Exclusive
Почему казахстанцы стали больше платить за автомобили и сельхозтехнику? Почему казахстанцы стали больше платить за автомобили и сельхозтехнику?
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33