В Минздраве идет зачистка мест для «родных человечков»?
В системе здравоохранения идет «чистка», но «если Биртанов привлекал людей из АО «Национальный медицинский холдинг», то Цой делает почти то же самое – приводит их из Медицинского центра управделами Президента.
…Увы, в последние годы в минздраве РК из-за того, что оно было закрытым от общественного глаза учреждением, произошла отрицательная селекция кадров. Профессионалы ушли. Из-за отсутствия принципа меритократии в настоящий момент здесь ощущается кадровый голод, несмотря на то, что все вакансии заняты», - считает Каиргали Конеев, кандидат медицинских наук.
Главное – вовремя уйти
В Минздраве стремительно меняют кадры. Говорят, идет тотальная чистка - ведомство освобождается от подрывающих его авторитет чиновников. «Ушли», например, вице-министра Людмилу Бюрабекову, известную тем, что лоббировала дорогостоящий российский препарат фавипиравир, от которого отказались многие страны; надели электронный браслет слежения на руководителя Национального центра экспертизы лекарственных средств Эрика Байжунусова; проработав всего несколько месяцев, оставил «по собственному желанию» кресло руководителя управления общественного здоровья Алматы Камалжан Надыров…
Однако представитель медицинской общественности, алматинский врач Каиргали Конев считает, что ни о каком принципе меритократии речи не идет.
- Это уже стало традицией: когда меняется отраслевой министр, то на ключевые позиции ставятся «свои» люди, - говорит он. - Последний пример - Ерлан Киясов, назначенный недавно вице-министром здравоохранения – главным государственным санитарным врачом РК. Также, как и сам Алексей Цой, он пришел из Медицинского Центра Управления Делами Президента Казахстана.
То, что сейчас в минздраве убрали с должность ответсекретаря и оставшуюся без работы Асем Нусупову срочно перевели в вице-министры, - тоже не показатель совершенствования кадровой работы. Это делалось по решению Главы государства: Касым-Жомарт Токаев еще два месяца назад сказал, что институт ответсекретарей себя не оправдал. И на данный момент у Цоя целых четыре зама, двое из которых - Марат Шоранов и Ажар Гинаят – опять же пришли вместе с ним из Медицинского Центра Управления Делами Президента Республики Казахстан, которым их шеф руководил до того, как возглавил Минздрав.
Вообще о какой тотальной кадровой чистке с целью улучшения качества работы Минздрава можно говорить, если имеющая скандальную славу Айжан Есмагамбетова назначена сейчас на должность председателя Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения РК? Являясь до этого заместителя председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК, она выпускала от имени главного санитарного врача республики постановления, не регистрируя их в минюсте. И это – не говоря о постановлениях за ее подписью, которые противоречили друг другу. В одном было написано, что контактных с ковидными больными нужно изолировать на 21 дней, в вышедшем следом – на 14 день. Так как оба документа формально имели силу закона и не были отменены, то исполнителям было непонятно, на какой все-таки срок нужно изолировать людей.
В департаментах юридической и кадровой службы, а также внутренней безопасности минздрава тоже остались прежние люди. Они никогда не были замечены в особом профессионализме, а вот о том, что совершают грубейшие юридические ляпы, стало известно благодаря процессу, который идет сейчас в Есильском районном суде Нур-Султана по иску народа Казахстана к минздраву РК.
Как видим по структурным подразделениям минздрава, все как было при прижнем министре Биртанове, так фактически и осталось. Разве что возбудили уголовное дело и надели электронный браслет слежения на активного колумниста одного популярного портала, бывшего вице-министра здравоохранения Эрика Байжунусова. Произошло это буквально через несколько месяцев после того, как его из вице-министров перевели в руководители Национального центра экспертизы лекарственных средств.
По территориальным представительствам ведомства изменения произошли только в Алматы – ушел с должности руководитель управления общественного здоровья Камалжан Надыров. Это событие не было связано с уголовным преследованием, но произошло на фоне коррупционного скандала в управлении здравоохранения, которым он руководил считанные месяцы, где сейчас возбуждены уголовные дела по факту многомиллионных хищений. Что ж, вовремя уйти, не запачкав репутацию, - это тоже управленческий талант.
Не коллеги – братки по разуму
- Вы считаете, в том, что на ключевые позиции назначают новых людей, ничего внезапного нет?
- Если бы действительно была чистка, то новых людей в Минздрав приводили бы по принципу меритократии. Но здесь ничего такого не наблюдается. Если это не «свой» человек, то ставят в основном молодых, ничем не выделившихся в профессиональном плане людей. Возьмем, к примеру, председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения РК Тимура Султангазиева. Непонятно, за какие заслуги Биртанов поставил его руководить этим участком, - у парня за плечами нет ни практического, ни управленческого стажа. Может быть, за то, что когда-то вместе работали в Национальном медицинском холдинге? То есть если министр Биртанов притягивал людей оттуда, то министр Цой делает почти то же самое – приводит их из медицинской клиники Управделами Президента.
О том, какие специалисты сейчас работают в минздраве, нам рассказала юрист Елена Игнатенко, представляющая интересы народа Казахстана по иску против ведомства в Есильском районном суде столицы.
Это нонсенс, когда-то или иное постановление, подписанное первым лицом ведомства, готовит Комитет контроля за качеством и безопасностью услуг МЗ РК, утверждает минюст и поэтому представитель минздрава требует, чтобы за действия его министра отвечало другое ведомство. Истец (народ Казахстана), например, так и не получил от него (представителя минздрава) ответ на вопрос, что происходит со статистикой по ковиду. Ведь сейчас никто, кроме бога, не знает, сколько человек у нас заболело и умерло от этой болезни. Что, впрочем, уже не удивляет: наше здравоохранение в течение последних трех лет не владеет ею. Раньше, когда в поликлиниках работала автоматизированная информационная система (АИС), то в режиме реального времени можно было быстро вытащить информацию по любой болезни в любом регионе. Однако этот АИС уничтожили, вместо нее внедрили ДАМУ-мед и теперь все цифры у нас – с потолка. Были случаи, когда, допустим, республиканский центр электронного здравоохранения рассылал по медицинским организациям просьбы о точных данных и ничего не получал в ответ. Игра со статистикой приводит к тому, что министерство попадает впросак. На запрос участвующих в названном судебном процессе правозащитников из минздрава пришла официальная бумага, согласно которой количество заболевших ковид на конец июля в Казахстане чуть более 100 тысяч. Но независимое социологическое исследование, проведенное по всем регионам Центром Жанар Джандосовой, показало, что им на тот период переболели 3,7 млн. человек.
Могу засвидетельствовать: за те полтора года, которые я занимаюсь общественной деятельностью, я присутствовал во многих процессах с участием государственных органов, и почти всегда их представители выглядят нелепо. Они путаются в терминологии, фактах, цифрах, не могут внятно ответить на поставленные вопросы. Часто бывало так, что выведенный из себя судья начинал повышать голос, но потом почему-то выходило так, что госорганы удивительным образом выигрывали процесс.
Низкая квалификация юридического департамента привела к тому, что законотворческая деятельность минздрава очень сильно хромает, она стала его ахиллесовой пятой. Именно поэтому оно (ведомство) через день штамповало (и штампует) все новые и новые постановления, противоречащие законодательству. Когда мы (я имею в виду медицинскую общественность) требовали внести в проект Кодекса «О здоровье» изменения, то юристы минздрава вместо диалога отвечали заученными фразами - «кодекс разработан», «кодекс составлен», «кодекс принят». Я опять же не удивляюсь этому. У меня есть данные, что одна из сотрудниц юридического департамента минздрава, отвечающая за ключевые вопросы, работает там с поддельным, то есть купленным дипломом вуза, который был ликвидировано еще в нулевых годах. Когда был сделан запрос правопреемнику того университета, который она якобы заканчивала, то в списке обучавшихся ее не оказалось. Этот случай - лакмусовая бумажка нынешнего кадрового состава Минздрава.
Кадры решают все, но министру Цою в этих условиях будет очень сложно что-то изменить в системе, потому что ему не на кого опереться. Единственный выход – это усиление общественного надзора. Многие коррупцигенные государственные функции следует передать в конкурентную среду. Например, санитарно-эпидемиологическое заключение, регистрацию медикаментов и изделий медицинского назначения, а в кадровой политике минздраву нужно срочно внедрять принципы меритократии.