понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

На чем и на ком экономят строительные компании?

В столичных подъездах часто можно увидеться объявление: «Не рекомендуем стоять возле зданий в связи с угрозой выпадения облицовочного материала. Будьте бдительны!» В Алматы таких объявлений нет, но в случае землетрясения жители могут оказаться под тоннами облицовочного материала новостроек. Строительные компании экономят на всем.

Виталий Кузьменко 15 лет работает на строительном рынке и сегодня представляет зарубежную компанию по поставке расходных материалов для строительства.

В силу своей профессии ему приходится объезжать десятки строящихся объектов и, по его наблюдениям, новостройки грешат тем, что экономят на закреплении отделочных материалов. Учитывая, что Алматы сейсмоопасный город, даже при незначительных колебаниях десятки тонн облицовочных материалов могут похоронить под собой жителей города.

«Застройщики могут заложить дорогой материал, но те же субподрядчики могут сделать замену конструкции и сэкономить на крепежных материалах. В советское время фасадные части сперва варились, потом заполнялись бетоном, а потом еще заклеивались на случай хорошего толчка. Сейчас анкировка держится почти на весу - небольшой толчок и масса около 15 тонн будет падать на жителей этого дома. По нормативам при тяжелом монтаже анкировка идет метр через метр. Для легких фасадов это может быть и пойдет, так как наполнение железобетонного каркаса здания пенобетонными блоками облегчают конструкцию, но даже если они фиксируются, то на непрочных анкерах: либо пластиковых, либо разжимных, но бетон их не удержит, и они просто вылетят при первом же толчке… Только химический анкер может плотно держать на всю глубину отверстия, но у нас его применяют редко, потому что он немного дороже.

То же самое можно сказать о строительстве внутренних перегородок - в современных домах наполняются либо гипсокартоном, либо идет стена в полкирпича, либо пеноблок. Они и раньше не были безопасны, хотя межкомнатные перегородки делали в один-полтора кирпича. Сейчас за счет облегчения нагрузки на фундамент наружные и внутренние стены делают из облегченного материала. Чем легче конструкции, тем долговечный фундамент.

По словам Виталия Кузьменко, так было не всегда. Это началось со времен строительного бума, особенно с появлением иностранных компаний: «Да, спасибо, они научили нас заливать монолитные сооружения, но в то же время они временщики и им все равно, что будет с зданием через 10 лет. Наши крупные застройщики более или менее соблюдают нормы, но они не занимаются облицовкой тяжелых конструкций. Как правило, они в основном делают монолитное строительство, а остальное делают субподрядчики. Если и есть контроль, то в основном по срокам и стоимости, и только в последнюю очередь – безопасность. Кто следит за качеством – не понятно. По идее, начальник участка должен следить за всеми субподрядчиками, но там нужно контролировать даже детали. Например, взяли 600 анкеров, а это количество ниже норматива в три раза. Но кто за этим следит? К слову, это касается не только отделки, но и самих стен. Очень часто компании (особенно турецкие, строящие муниципальное жилье) так разбавляют бетон, что бетон марки 300 превращается в 200.

Еще тревожнее ситуация с внутренними стенами. По всем нашим СНИПам в стенах, дверных проемах должны стоять сердечники (каркас из арматуры) – бетонные или железные. В случае толчка первое, что разрушается – внутренние перегородки. Раньше именно эти места усилялись, особенно в кирпичных домах – там более надежно.

Кроме того, как оказалось, выбор крупного застройщика – это не всегда гарантия качества: «Застройщики выше среднего уровня более серьезно относятся к строительству, чем наши «монстры». У крупных компаний «все и везде схвачено», а вот с середняков спрос сильнее и контроль больше».

Справедливость этих опасений в свое время подтвердил бывший мэр Алматы Бауыржан Байбек, раскритиковавший качество строительства возведенных жилых домов: «Это пример того, как нельзя строить. Если возводится недорогое жилье, это не значит, что оно должно быть некачественным», — гневался градоначальник, поручив исправить все выявленные недостатки.

А тем временем строительная отрасль почти «не заметила» карантин. В текущем году в Алматы за январь-апрель 2020 года введено в эксплуатацию 363 тыс. м² или 2 290 квартир, что выше показателей аналогичного периода прошлого года.

Что же посоветовать тем, кто покупает дом в новостройке?

Виталий Кузьменко советует привлечь профессионального эксперта. Но если нет такой возможности, проверить дом на наличие трещин в подвале или фундаменте, а также подземные парковки на сырость. «У нас много домов в северной и западной части города строится на подвижных грунтах. Раньше вбивали сваи, а теперь просто сажают на фундамент.» Кроме того, он советует тщательно осматривать межкомнатные перегородки, желательно до штукатурки – если их не держит через каждые 2,5 метра несущая конструкция, то при землетрясении они рухнут.

Значит ли это, что стоит отдавать предпочтение старым домам? Да, если они кирпичные и построены в промежуток 70-80-е годы. Коренные алматинцы знают об этом давно. Поэтому панельные дома, особенно старые, всегда ценились ниже кирпичных. «Каждый дом имеет свой физический сроки годности. Железобетонные конструкции нужно сносить. После распада союза большинство домов не ремонтировали, с крыши проникала сырость, конструкции начали разваливаться. Но кирпичные дома меньше всего подвержены этому воздействию. Но и они предпочтительней не выше пяти этажей. Да, новые дома просторны, у них хорошая планировка, но помните, что они очень дороги в обслуживании».

Некоторые зарубежные компании запрещают своим сотрудникам арендовать или покупать жилье в новостройках, поскольку, согласно своим корпоративным правилам, отвечают за их жизнь и в случае форс-мажора обязаны выплачивать приличные компенсации. Поэтому они предпочитают арендовать частные особняки или квартиры, построенные в тот самый советский период.

Увы, но существующие обзоры строящихся объектов дают информацию только расположении и транспорте, инфраструктуре, истории застройщика. Никаких данных о сейсмостойкости и качестве нет.

Мы все знаем, что главным контролером качества и сейсмостойкости домов является Департамент архитектурно-строительного контроля (ДГАСК). Однако контроль за соблюдением частными компаниями-подрядчиками установленных в республике строительных норм (СНиПов) в основном ведется самой командой застройщиков. ДГАСК проводит только выборочные проверки, и только в исключительных случаях подрядчика заставляют демонтировать неправильно смонтированные конструкции и возвести все заново. Увы, но эффективность такой схемы будет ясна только после первого серьезного землетрясения.

Пока же люди, въехавшие к квартиры и обнаружившие строительный брак или не подключенные коммуникации, как правило, безропотно подписывают расписку о приеме своего жилья, где указывается, что они удовлетворены качеством квартир.

Конечно, формально они вправе не подписывать данную расписку, а также заставить подрядчика устранить имеющиеся недостатки. Но, как правило, до этого не доходит, потому что процесс распределения квартир затягивается, а для подключения, например, газа эксплуатационным службам нужно попасть сразу во все квартиры, а для подключения лифта должно быть заселено от 70 % квартир. Поэтому уставшие хозяева полагаются «на авось»…

Однако косвенное признание существования этой проблемы есть – требования к строительным компаниям ужесточают, что особенно актуально для жилья, возводимого по госпрограммам. Именно здесь чаще всего встречаются шокирующие нарушения. Оно и понятно – конкуренция за возможность участия в госпрограммах высока, и мы можем только догадываться, на что идут застройщики, чтобы их получить. Официально, как известно, компании, чтобы выиграть конкурс, скидывают от 10 до 25% от реальной стоимости работ. А сколько еще скрытых выплат? И конечно же, после вычета всех «неформальных» расходов экономят на качестве. А точнее – на безопасности…

Нашумевший прецедент, когда несколько лет назад в алматинском микрорайоне "Алгабас" новенькие многоэтажные дома дал крен, закончился тем, что в суде вина компании-застройщика так и не была доказана.

Тем не менее, прочитав инструкция на сайте, вы поймете, что о существовании проблемы знают все, и признает ее и государство. Однако, в любом случае, как всегда, ответственность за вашу безопасность лежит на вас самих. Надеемся, что возможное землетрясение не превратит новостройки в места страшных трагедий.

Оставить комментарий

Общество

Как демократизировать инновации Как демократизировать инновации
Редакция Exclusive
В Минздраве идет зачистка мест для «родных человечков»? В Минздраве идет зачистка мест для «родных человечков»?
Мерей Сугирбаева
Миф о «бедных» кочевниках Миф о «бедных» кочевниках
Айнаш Мустояпова
Правительство Аскара Мамина решило: Казахстану культура не нужна Правительство Аскара Мамина решило: Казахстану культура не нужна
Редакция Exclusive
Психологические особенности судей в Казахстане Психологические особенности судей в Казахстане
Редакция Exclusive
Как минимизировать социальные издержки Covid-19 Как минимизировать социальные издержки Covid-19
Редакция Exclusive
Во сколько обходится бюджету господдержка отечественного автопрома? Во сколько обходится бюджету господдержка отечественного автопрома?
Конец пандемии: возможные сценарии Конец пандемии: возможные сценарии
Редакция Exclusive
«Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак «Высокие» проблемы или как акимы продавали Шымбулак
Редакция Exclusive
Почему постсоветское пространство против гендерных, этнических и прочих свобод? Почему постсоветское пространство против гендерных, этнических и прочих свобод?
Редакция Exclusive
Пекин намерен объединить Центральную Азию  Пекин намерен объединить Центральную Азию 
Редакция Exclusive
Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния Разрешение на изъятие пенсий – не популизм, а жест отчаяния
Редакция Exclusive
Синьцзян рядом: экологические и социальные последствия для Казахстана Синьцзян рядом: экологические и социальные последствия для Казахстана
Редакция Exclusive
Народ Казахстана – с иском против министерства здравоохранения Народ Казахстана – с иском против министерства здравоохранения
Мерей Сугирбаева
Китай в Казахстане: преувеличенные страхи как потенциальный фактор дестабилизации Китай в Казахстане: преувеличенные страхи как потенциальный фактор дестабилизации
Редакция Exclusive
Меняем иностранных туристов на отечественных? Меняем иностранных туристов на отечественных?
Гульнара Танкаева
Мифы о происхождении сибирского казачества Мифы о происхождении сибирского казачества
Айнаш Мустояпова
Почему народный артист выступает за радикальные меры наказания? Почему народный артист выступает за радикальные меры наказания?
Мерей Сугирбаева
Как правильно выбрать юриста? Как правильно выбрать юриста?
Редакция Exclusive
Геополитика после пандемии Геополитика после пандемии
Редакция Exclusive
Кем мы считаем Китай: «пандой» или «драконом»?  Кем мы считаем Китай: «пандой» или «драконом»? 
Редакция Exclusive
Свидетель истории. Свидетель истории.
Редакция Exclusive
Феномен академика Бараева: как стать героем, не прилагая к этому усилий Феномен академика Бараева: как стать героем, не прилагая к этому усилий
Мерей Сугирбаева
Большие COVID проблемы Маленькой Англии Большие COVID проблемы Маленькой Англии
Редакция Exclusive
Почему документы за подписью Назарбаева стали «пустышками»? Почему документы за подписью Назарбаева стали «пустышками»?
Мерей Сугирбаева
Не повторят ли казахские депутаты судьбу кыргызских коллег? Не повторят ли казахские депутаты судьбу кыргызских коллег?
Расширение китайской рабочей силы: миф или реальность? Расширение китайской рабочей силы: миф или реальность?
Редакция Exclusive
Постковидный капитализм Постковидный капитализм
Редакция Exclusive
Перенос столицы в Туркестан – миф или? Перенос столицы в Туркестан – миф или?
Мирас Нурмуханбетов
Казахстан: успешно победил чуму, но бессилен против короновируса Казахстан: успешно победил чуму, но бессилен против короновируса
Мерей Сугирбаева
Казахстан превратился в мусорную свалку Казахстан превратился в мусорную свалку
Редакция Exclusive
Бизнес должен стать более демократичным Бизнес должен стать более демократичным
Редакция Exclusive
Продовольственная безопасность: как подмена понятий ограничивает развитие агробизнеса Продовольственная безопасность: как подмена понятий ограничивает развитие агробизнеса
Редакция Exclusive
Мифы о том, как русские казахов земледелию научили Мифы о том, как русские казахов земледелию научили
Айнаш Мустояпова
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33